Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:29, контрольная работа
В незапамятные времена, узнав свойства глины, человек стал гончаром и строителем.
Вначале развилось гончарное ремесло. Когда оно возникло, трудно сказать. Утверждают, что изготовление глиняной посуды старо, как мир... Если же быть более точным, то можно предположить, что давность первых гончарных изделий исчисляется примерно 10—12 тысячами лет. Глина оказалась прекрасным легко доступным сырьем. Ее можно было формировать и обжигать даже в примитивных очагах. Опытные руки гончара делали из глины прекрасные художественные произведения искусства — кувшины, вазы, чашки, миски, которые после обжига расписывали красками.
1. Понятие. ……………………………………………………..3
2. История. ……………………………………………………..5
3. Характеристика основных видов. …………………………7
4. Структура. …………………………………………………..14
5. Архитектурно - строительная керамика. …………………16
Вывод………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………….22
Кроме чисто глиняных изделий и утонченного фарфора существуют и другие виды керамики. Ближе к глинам по технике изготовления располагается майолика. Так называют изделия из цветной обожженной глины, крупнопористые внутри, а сверху покрытые двумя слоями глазури. На нижний слой непрозрачной глазури с содержанием олова ангобами наносили узор, а сверху его защищали другим слоем из блестящей свинцовой глазури. Обжигали живопись на майолике при низкой температуре, что позволяло сохранять интенсивность красок.
В Европу майолика пришла через посредство арабских торговцев. Потому, возможно, и получила сове название от острова Майорка - главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италии. Расцвет европейской майолики приходится на XV- XVII века. В Италии появляется множество керамических центров: Фаэнца, Кафаджоло, Урбино, Кастельдуранте. В Украине майолика становится известной в XVII веке. Из нее изготавливают изразцы, архитектурный декор (Москва, Ярославль). В XVIII веке становится известной майолика Гжели.
Белую майолику, изготовленную в крупнейшем керамическом центре Италии, часто называли фаянсом. Однако подлинный фаянс, называемый специалистами «тонким фаянсом», рождается в Англии во второй половине 18 века. При изготовлении фаянса в белую глину примешивают известь. В итоге получается белое пористое изделие, которое сверху покрывают белой глазурью. В зависимости от содержания извести различают «мягкий тонкий фаянс» (с высоким содержанием извести), «средний тонкий фаянс» (со средним содержанием извести), и «твердый тонкий фаянс» (практически совсем без извести). Последний вид фаянса по виду и крепости очень напоминает фарфор или изделие из так называемой «каменной массы».
«Каменную массу» в качестве материала для керамики начали применять в 16 веке в Германии. Здесь глину разных сортов смешивали с различными измельченными минералами (полевым шпатом, кварцем и т.д.). Обжигая изделие при температуре 1200 - 1280е С получали очень твердую («каменную») массу, которая при формовке давала почти непористую поверхность. В самой Германии изделия из каменной массы делали белыми, в Голландии - красными, в Англии - голубыми.
Чёрно - лощёная керамика
Одним из старейших приёмов украшения посуды является лощение. При «лощении»,поверхность изделия наигрывают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Так покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, ещё не обожжённого. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.
Существует краснолощеная и чёрнолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымлённая, обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпьё, сырой навоз и траву - словом всё, от чего возникал густой чёрный дым. После томления сосуды получали глубокий чёрный цвет. На бархатистом чёрном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Также чёрную керамику ещё называют томлёной или морёной. Этот древний тип гончарства распространён в разных районах России и сохранился до наших дней. Чернолощёная керамика известна на территории Москвы с 3 века нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение такая керамика получила, начиная с 17 века
Задымливание применялось с 7 века. В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi». Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова – «смоляки» и ждали, чтобы от них пошёл дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землёй, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела чёрный с синеватым отливом цвет, её называли «синяй», реже «чёрнай».
Эта технология применялась в сочетании с лощением и в начале 20 века. Говорили, что «синяя» посуда лучше, чем обварная или глазурованная. Эту посуду изготавливали специально к еврейскому празднику «Песах», т.к. евреи не употребляли по религиозным соображениям обварную и глазурованную керамику.
Также эта техники называлась – техникой Букеро. При помощи её поверхность керамических изделий приобретает чёрный и блестящий цвет, была усовершенствована этруссами. Изделия отличаются особой элегантностью.
Лощение производилось в Погосте-
Загородском на Пинщине, применялось чаще всего для кухонной посуды. Оно производилось на подсушенной поверхности изделий. В качестве лощила местные ремесленники употребляли обычный кремень – «крамушку». Пользовались сплошным и орнаментальным лощением в виде разнообразных узоров («ёлачак», «пасачак»). В 15-18 вв. московские гончары виртуозно выполняли чёрную посуду – крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.
В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощённой посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершённость и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоек и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В экспозиции Брестского художественного музея чёрнолощеная керамика представлена в работах. Можно добиться эффекта задымления применяя при обжиге активированный уголь.
Материалом для изготовления чёрно – лощеного изделия является глина. Любая глина бывает двух видов: Глина бывает разных видов и оттенков. Порошкообразная, может быть в виде готового глиняного теста, существует тощая, с большой примесью песка и жирная, с недостаточным его количеством. Оттенки глины при обжиге так же меняют свой цвет. Прочность обожженных изделий также сильно отличается. Сейчас наиболее распространена голубая глина, у неё хорошие свойства, состав, с ней проще работать. Для отливки по гипсовым формам лучше выбирать глину - порошок, она отлична как шликер. Иногда в состав такой глины входит стекло, что увеличивает прочность изделия, но значительно ухудшает её свойства.
4. Структура.
При нагревании керамическая масса постепенно переходит в жидкое состояние. Керамический расплав состоит из большого количества простых и сложных соединений.
При охлаждении керамического расплава наиболее характерным процессом является кристаллизация, которая проявляется в выпадении первых сравнительно чистых от примесей кристаллов и их последующем росте.
В результате отвердевания расплава образуется микроконгломерат, в котором кристаллические зерна муллита, кремнезема разных модификаций, других видов веществ, кристаллизующихся при остывании (в основном алюмосиликатов), сцементированы аморфной массой отвердевшего расплава. Поскольку на более ранней технологической стадии расплав был или мог быть объединен с огнеупорным заполнителем, образовавшийся микроконгломерат — вяжущее вещество — окаймляет отдельные зерна заполнителя и размещается в межзерновых пустотах.
Сформировавшиеся микроструктуры керамического вяжущего вещества, подобно вяжущему безобжиговых конгломератов, представлены стекломассой и кристаллическими фазами, которые цементируют остальную массу частиц изделия. При обжиге под вакуумом электротехнического фарфора была установлена изотропная кайма толщиной 0,5—1 мкм, окружавшая все зерна кварца. Кристаллическая фаза представлена муллитом и другими новообразованиями, а также свободными кремнеземом в различных его аллотропических видоизменениях, некоторыми оксидами в кристаллическом состоянии, не вступившими в химическое взаимодействие во время термической обработки сырья. Стекловатая, аморфная фаза (переохлажденная жидкость) вяжущей части представлена в микроструктуре легкоплавкими компонентами, которые не успели выкристаллизоваться при заданной скорости остывания расплава. Если микроструктуру керамики рассматривать на атомно-молекулярном уровне, то ее можно охарактеризовать как комбинацию атомов металла с атомами неметалла, чаще всего с кислородом. Как отмечает Д. Гальман, относительно большие атомы кислорода образуют матрицу, в которой маленькие атомы металлов (А1, Mg, Si и др.) помещаются в промежутках между ними, причем в кристаллах керамики превалируют ионные и в несколько меньшей мере — ковалентные связи. Эти прочные связи предопределяют прочность и стабильность, химическую стойкость и долговечность керамических материалов, что обусловлено, в частности, их высокоокисленным составом, т. е. большим содержанием кислорода.
Микроструктура керамики далека от совершенства, так как в кристаллических решетках имеются дефекты в виде вакансий или пор атомного размера, дефекты по границам контакта между кристаллами, деформации и поры, поэтому прочность керамики значительно уступает прочности идеальных кристаллов. Однако в целом керамика обладает комплексом высоких качественных показателей, который согласуется с определенным фазовым соотношением стекла и кристаллов, особенно при оптимальной структуре.
5. Архитектурно - строительная керамика.
Строительная керамика – самый древний, но и самый молодой строительный материал. В европейских странах строительство из кирпича имеет многовековую историю. Архитекторы умело использовали физико-механические свойства кирпича, применяя его в высотных для того времени зданиях сложной формы. Декоративные свойства строительной керамики, умелое чередование повторяющихся фрагментов позволили архитекторам добиться неповторимости отделки фасадов, решения оконных и дверных проемов.
Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решеток. Появляются понятия «керамопластика» и «кераможивопись». Из керамических кирпичей изготовляют камины. Украшениями служат и керамические рельефы, орнаментальные и тематические панно, декоративные вазы, чаши, сосуды, цветочные горшки, используемые как в виде отдельных изделий, так и в композициях, которые создают особый настрой и уют. Немалой популярностью пользуются разные по форме и размеру вазы, настенная керамика – декоративные блюда, пласты, тарелки. При умелом подборе такого рода керамических предметов они неплохо вписываются в интерьер и дополняют его.
Важнейшим компонентом дизайна является керамическая плитка. Она служит одним из определяющих элементов не только интерьера, но и городской архитектуры. Отличные технические характеристики этого фактурного и выразительного материала позволяют использовать его даже в самых сложных условиях эксплуатации.
Использование керамических
глазурованных плиток в жилых зданиях обусловливается не только повышением гигиеничности и эстетических качеств, но также пожарной безопасностью. Облицовка керамической плиткой интерьеров общественных зданий отвечает обязательным функциональным требованиям по огнестойкости и легкости уборки. Последнее качество особенно важно в промышленных и больничных зданиях, где отделка должна выдерживать применение различных химических реагентов.
Керамические облицовочные изделия на протяжении многих веков широко использовались для защитно-декоративной отделки на фасадах и в интерьерах. Появившись в Египте и Вавилоне на заре цивилизации, они стали важнейшими элементами декоративного украшения зданий. Современная облицовочная керамика ведет свое происхождение от древнегреческих присланных плит, майоликовых изделий Италии и изразцов Древней Руси.
В Украине в настоящее время намечается значительное увеличение малоэтажного (главным образом одно - и двухэтажного) домостроения.
Растущие объемы коттеджного и офисного строительства, появление на строительном рынке современных отделочных материалов привели к существенному
улучшению архитектурных решений. При современных повышенных требованиях к архитектурному облику и тепловой защите зданий керамический кирпич и камни остаются основными конструкционными материалами, лучшими в экологическом, теплозащитном и декоративном отношении.