Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:33, реферат
Выполнение функции отражения как раз берут на себя ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. А вот что обеспечивает выполнение функции регуляции – так это внимание.
Действительно, в системе познавательных процессов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Ниже будет сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, виды, функции и свойства.
Введение 3
Общая характеристика внимания 5
Свойства внимания 7
Виды внимания 11
Заключение 25
Список использованной литературы 27
кафедра
общей психологии
Внимание: общая характеристика, свойства и виды
Реферат
Москва
Оглавление
Введение 3
Общая характеристика внимания 5
Свойства внимания 7
Виды внимания 11
Заключение 25
Список
использованной литературы 27
Внимание –
Явление внимания действительно уникально: в отличие от всех остальных познавательных психических процессов, оно на выходе не дает продукта. И, если обратиться вообще к познавательным процессам и познанию, то они выполняют две основных функции психики – отражение и регуляцию. Выполнение функции отражения как раз берут на себя ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. А вот что обеспечивает выполнение функции регуляции – так это внимание.
Действительно, в системе познавательных процессов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Ниже будет сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, виды, функции и свойства.
Внимание — это направленность и сосредоточенность деятельности субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте в данный момент времени, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.
Оно имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание. Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.
Общее состояние
внимания, в частности такая его
характеристика, как устойчивость,
связано, по-видимому, с работой ретикулярной
формации. Она представляет собой
тончайшую сеть нервных волокон,
которая располагается в
Физиологические основы внимания базируются на принципах доминантности (в нервной системе всегда имеется господствующий очаг возбуждения, подчиняющий все другие процессы, обуславливающие поведение; усиление идет еще и за счет торможения других областей) и иррадиации (в коре головного мозга имеется участок, характеризующийся наиболее приемлемыми условиями для его возбуждения, что приводит к формированию новых условных связей).
Основными функциями внимания являются:
- активизация нужных
и торможение ненужных в
- способствование
организованному и
- обеспечение избирательной
и длительной
Внимание
Концентрированность
Интенсивность. Это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (сильнее сознание ее значимости), чем труднее деятельность (менее знакома человеку) и больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
Устойчивость. Это способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Она определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только-новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Она связана с его динамическими характеристиками: колебаниями и переключением.
Под колебаниями
внимания понимают периодические, кратковременные,
непроизвольные изменения степени
интенсивности внимания. Они проявляются
во временном изменении
Объем. Так называется показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека — от 4 до 6 объектов, у ребенка — не более 2-3). Объем внимания обусловлен не только генетическими факторами и возможностями кратковременной памяти индивида, но и характеристиками воспринимаемых объектов (их однородностью, взаимосвязью) и профессиональными навыками самого субъекта.
Переключаемость. Под этим свойством понимается возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, и тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием, а также и непроизвольным, связанным с отвлечением. Во втором случае оно либо показывает степень неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.
Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой к трудной, а в обратном направлении они возрастают). Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем она интереснее и чем менее интересна последующая, тем труднее переключить внимание. Этот процесс сугубо индивидуален, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.
Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), предполагающие, что человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.
Большое значение имеет
переключение внимания и в учебном
процессе. Необходимость этого
В отличие от сознательного переключения отвлечение — это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Оно отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера выполняемой деятельности. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере того, как нарастает утомление. Отвлекающее их воздействие больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.
Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется устойчивостью к помехам. Она сильно отличается у разных людей, что обусловлено как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение этой способности.
Распределение. Под ним понимают сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что позволяет совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не выпуская ни одного из них из поля внимания.
В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая за станком, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и др. Во всех подобных случаях рабочему необходимо распределять внимание, т. е. одновременно сосредоточиваться на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность распределять внимание и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, он должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.
Уровень распределения внимания зависит от ряда условий, к которым относятся: характер совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), их сложность (и соответственно степень требуемого психического напряжения), мера знакомства с ними и привычности их (уровень овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее эти совмещаемые виды, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность первой может снижаться больше, чем второй.
Информация о работе Внимание: общая характеристика, свойства, виды