Внимание: общая характеристика, свойства, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

Выполнение функции отражения как раз берут на себя ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. А вот что обеспечивает выполнение функции регуляции – так это внимание.
Действительно, в системе познавательных процессов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Ниже будет сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, виды, функции и свойства.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика внимания 5
Свойства внимания 7
Виды внимания 11
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение.docx

— 48.90 Кб (Скачать)
 

кафедра общей психологии 
 
 
 

Внимание: общая характеристика, свойства и виды

Реферат 
 
 
 
 

Москва  
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

    Введение 3

    Общая характеристика  внимания 5

    Свойства внимания 7

    Виды внимания 11

    Заключение 25

    Список использованной литературы 27 
     
     

 

           

  • Введение
  •            Внимание – непростое явление, вокруг которого ходит очень много споров. Дискутирование, конечно же, неспроста: внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которого среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже не одно десятилетие. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Так, например, Э. Рубин написал статью под названием «Несуществование внимания», в которой говорил о том, что внимание – это термин псевдонаучный, излишний и вредный, и вообще явление это, как минимум, нечеткое и неясное. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

               Явление внимания действительно  уникально: в отличие от всех остальных  познавательных психических процессов, оно на выходе не дает продукта. И, если обратиться вообще к познавательным процессам и познанию, то они выполняют  две основных функции психики  – отражение и регуляцию. Выполнение функции отражения как раз  берут на себя ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. А вот  что обеспечивает выполнение функции  регуляции – так это внимание.

               Действительно, в системе познавательных процессов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

               Ниже будет сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, виды, функции и свойства.

                 
     
     

     

               

  • Общая характеристика  внимания
  •            Внимание — это  направленность и сосредоточенность  деятельности субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте в данный момент времени, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

               Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных  программ своей деятельности, сохраняет  должный контроль над своим поведением.

               Оно имеет свою органическую основу, которая представляет собой  структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние  проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных  клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые  особенно тесно связаны с работой  внимания. Их называют нейронами —  детекторами новизны. Такие нервные  клетки отличаются от других тем, что  включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих  ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают  к себе его внимание. Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.

               Общее состояние  внимания, в частности такая его  характеристика, как устойчивость, связано, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она представляет собой  тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине  центральной нервной системы  между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого  и верхние отделы второго. Через  ретикулярную формацию проходят нервные  пути, ведущие от периферических органов  чувств к головному мозгу и обратно. Восходящие пути поддерживают тонус коры головного мозга, нисходящие – формируют избирательность. Ретикулярная формация также регулирует и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.

               Физиологические основы внимания базируются на принципах доминантности (в нервной системе всегда имеется господствующий очаг возбуждения, подчиняющий все другие процессы, обуславливающие поведение; усиление идет еще и за счет торможения других областей) и иррадиации (в коре головного мозга имеется участок, характеризующийся наиболее приемлемыми условиями для его возбуждения, что приводит к формированию новых условных связей).

               Основными функциями  внимания являются:

               - активизация нужных  и торможение ненужных в данный  момент психологических и физиологических  процессов;

               - способствование  организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм  информации в соответствии с  его актуальными потребностями;

               - обеспечение избирательной  и длительной сосредоточенности  психической активности на одном  и том же объекте или виде  деятельности;

               Внимание сопутствует  любой деятельности как составной  элемент различных психических (восприятие, память и пр.) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) оно своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

  • Свойства  внимания
  •            Концентрированность. Это показатель степени, в какой сознание сосредоточено на определенном объекте, а также интенсивности связи с ним. Данное свойство означает, что так создается временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

               Интенсивность. Это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (сильнее сознание ее значимости), чем труднее деятельность (менее знакома человеку) и больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

               Устойчивость. Это способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Она определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только-новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Она связана с его динамическими характеристиками: колебаниями и переключением.

               Под колебаниями  внимания понимают периодические, кратковременные, непроизвольные изменения степени  интенсивности внимания. Они проявляются  во временном изменении интенсивности  ощущений. Так, прислушиваясь к очень  слабому, едва слышному звуку — например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания имеют  разные периоды — от 2-3 до 12 с. Наиболее длительные наблюдаются при предъявлении звуковых раздражителей, средней величины — при зрительных, а самые непродолжительные — при осязательных.

               Объем. Так называется показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека — от 4 до 6 объектов, у ребенка — не более 2-3). Объем внимания обусловлен не только генетическими факторами и возможностями кратковременной памяти индивида, но и характеристиками воспринимаемых объектов (их однородностью, взаимосвязью) и профессиональными навыками самого субъекта.

               Переключаемость. Под этим свойством понимается возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, и тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием, а также и непроизвольным, связанным с отвлечением. Во втором случае оно либо показывает степень неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

               Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно  снижаются при переходе от легкой к трудной, а в обратном направлении они возрастают). Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем она интереснее и чем менее интересна последующая, тем труднее переключить внимание. Этот процесс сугубо индивидуален, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

               Многие современные  профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), предполагающие, что человек имеет дело с частыми  и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие  требования к способности переключать  внимание.

               Большое значение имеет  переключение внимания и в учебном  процессе. Необходимость этого обусловлена  особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение  дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.

               В отличие от сознательного  переключения отвлечение — это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Оно отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних  раздражителей зависит от характера  выполняемой деятельности. Очень  сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, а также  связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается  по мере того, как нарастает утомление. Отвлекающее их воздействие больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.

               Способность противостоять  отвлекающим воздействиям называется устойчивостью к помехам. Она  сильно отличается у разных людей, что  обусловлено как различиями нервной  системы, а именно ее силой, так и  специальной тренировкой, направленной на повышение этой способности.

               Распределение. Под ним понимают сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что позволяет совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не выпуская ни одного из них из поля внимания.

               В сложных современных  видах труда деятельность может  складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая за станком, должна осуществлять многочисленные операции контроля и  управления. Это характерно и для  деятельности швей, водителей, операторов и др. Во всех подобных случаях рабочему необходимо распределять внимание, т. е. одновременно сосредоточиваться  на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность  распределять внимание и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, он должен одновременно следить за своей речью и логикой  изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.

               Уровень распределения  внимания зависит от ряда условий, к  которым относятся: характер совмещаемых  видов деятельности (они могут  быть однородными и различными), их сложность (и соответственно степень  требуемого психического напряжения), мера знакомства с ними и привычности  их (уровень овладения основными  приемами деятельности). Чем сложнее  эти совмещаемые виды, тем труднее  распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность первой может снижаться  больше, чем второй.

    Информация о работе Внимание: общая характеристика, свойства, виды