Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:29, контрольная работа
В незапамятные времена, узнав свойства глины, человек стал гончаром и строителем.
Вначале развилось гончарное ремесло. Когда оно возникло, трудно сказать. Утверждают, что изготовление глиняной посуды старо, как мир... Если же быть более точным, то можно предположить, что давность первых гончарных изделий исчисляется примерно 10—12 тысячами лет. Глина оказалась прекрасным легко доступным сырьем. Ее можно было формировать и обжигать даже в примитивных очагах. Опытные руки гончара делали из глины прекрасные художественные произведения искусства — кувшины, вазы, чашки, миски, которые после обжига расписывали красками.
1. Понятие. ……………………………………………………..3
2. История. ……………………………………………………..5
3. Характеристика основных видов. …………………………7
4. Структура. …………………………………………………..14
5. Архитектурно - строительная керамика. …………………16
Вывод………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………….22
План.
- Понятие. ……………………………………………………..3
- История. ……………………………………………………..5
- Характеристика основных видов. …………………………7
- Структура. …………………………………………………..14
- Архитектурно - строительная керамика. …………………16
Вывод………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………
.22
1. Понятие.
В незапамятные времена, узнав свойства глины, человек стал гончаром и строителем.
Вначале развилось гончарное ремесло. Когда оно возникло, трудно сказать. Утверждают, что изготовление глиняной посуды старо, как мир... Если же быть более точным, то можно предположить, что давность первых гончарных изделий исчисляется примерно 10—12 тысячами лет. Глина оказалась прекрасным легко доступным сырьем. Ее можно было формировать и обжигать даже в примитивных очагах. Опытные руки гончара делали из глины прекрасные художественные произведения искусства — кувшины, вазы, чашки, миски, которые после обжига расписывали красками.
Особенно славились изделия из гончарной глины в Древней Греции. Они очень ценятся и в наше время. Так, например, в 70-х годах двадцатого века нью-йоркский музей «Метрополитен» приобрел за огромную сумму красную фигурную древнегреческую чашу, называемую «ратером», т.е. сосудом для смешивания вина с водой. Возраст чаши, по определению специалистов-искусствоведов, приблизительно 2500 лет. Эта чаша обладает высокохудожественными достоинствами. Кстати, искусство изготовления изделий из гончарной глины в Древней Греции называли «керамейя».
Несколько позднее за глину взялись строители.
Керамические материалы — самые древние из всех искусственных каменных материалов. Это подтверждают раскопки таких древних городов Месопотамии, как Вавилон и Ниневия, а ведь с этими городами у нас связано представление о глубокой древности. Что же показали эти раскопки? Они показали, что основным строительным материалом того времени был кирпич, изготовленный из глины. Недаром арабы называют Месопотамию страной глин. Возраст керамического кирпича как строительного материала более 5000 лет. Глиняный красный кирпич применяли не только в странах Ближнего Востока, но и в других местах земного шара. Можно напомнить, что дворцы и храмы в Европе и Азии строили из него. Из него построены многие сооружения прошлых веков, например Римский акведук, Великая Китайская стена.
С годами полученные в результате обжига глины или близкие к ней виды сырья, материалы и изделия назвали собирательным термином «керамика» (от древнегреческого слова «керамос» — обожженная глина). «Керамика» обозначает изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. После приготовления смеси придается нужная форма, после чего заготовки обжигаются при высокой температуре.
Правда, первоначальные понятия «керамики», «керамиковые изделия» имели более узкое значение. В то время так называли посуду, вазы и другие изделия из гончарной глины. Постепенно их ассортимент расширился, причем значительное внимание было уделено керамическим изделиям для нужд строительства, в частности кирпичу и черепице.
Спрос на керамические изделия возрастал. Так возникла керамическая промышленность.
В настоящее время «керамика» распространенное и широко используемое понятие. Словом «керамика» обозначаются изделия из смесей глин, песка и других природных материалов. В повседневной жизни нас окружает целый ряд керамических изделий, это:
- посуда (тарелки, чашки),
- сантехнические изделия (умывальник, биде, унитаз),
- строительные изделия (кирпич, черепица, керамическая плитка, керамогранит и т. д.).
Керамика — это и один из самых современных и передовых материалов: специальные керамические материалы получают все более широкое распространение в электронной промышленности, машиностроении, ядерной энергетике, химической промышленности и т. д.
2. История.
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита.
Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования
производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.
Исторически керамические изделия были твёрдыми, пористыми и хрупкими.
В каждой стране, в каждой культуре существовали свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии в Европу.
Египтяне раньше других народов средиземного бассейна развили свою керамику. Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины.
Древнейшие египетские кирпичи, желтого цвета, найдены в пирамидах Мемфиса; они высушены на солнце, но все-таки хорошо сохранились. Кроме них, были черные кирпичи из смеси глины с рубленой соломой. Обоженые кирпичи появились около 2800 лет до нашей эры. Позднее на кирпичах для пирамид выдавливалось рельефом имя фараона посредством деревянного штампа. Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета, с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка), которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй –
лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах
гончарного производства - в Кенне и Белласе.
Изготовление фарфора в Китае и Европе.
Фарфор изобрели китайцы. Для англоязычного населения земли фарфор и Китай – близнецы братья. Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая.
Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. Еще долго его называли «подражание нефриту». «Китайский секрет», во многом, был секретом сырья. В провинции Цзянси оказались огромные запасы «фарфорового камня», горной породы, состоящей из слюды. Фарфоровую массу делали из брикетированного порошка «фарфорового камня» и каолина, придававшего изделию белизну. Массу «вылеживали» не один десяток лет, чтобы она приобрела пластичность.
Первыми известными изделиями из китайского фарфора были стройные вытянутые сосуды с полированной поверхностью, голубые и особенно ценные бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название селадон.
3. Характеристика основных видов.
Виды керамики - фарфор, фаянс, майолика.
Если история создания первого керамического сосуда восстанавливается нами по материалам археологических исследований, то история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна достаточно хорошо. Фарфор - изобретение древних китайцев. Древнейшая его разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной уже задолго до н. э. В некоторых источниках указывают даже год его изобретения – 1258 лет до н. э.
Традиционный китайский и японский фарфор тысячелетиями не менял своих форм. Чаша и блюдо оставались основой различных стилевых украшений.
Фарфор, в тонком слое просвечивающийся, непроницаемый для воды и газа, звонкий и без пор.
Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электра и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин фарфор в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твердого не твердостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твердого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой
температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолини т. д., и который отличается особой белизной и просвечиваемостью.
Фарфор покрывают глазурью или без глазури — бисквитный фарфор.
Фарфор сегодня расписывается
несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.
Надглазурная роспись фарфора с
высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожженную глазурованную поверхность фарфорового изделия.
Обжиг высокотемпературных
надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок, как их еще называют) проходит при 1200- 1350 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок.
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.
Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая черная или коричневая жидкость, содержащая 8 - 12% золота для блестящей позолоты фарфора или 18 - 52% мелкой золотой пыли и химически растворенного золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остается матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым "карандашом". Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске.