Гжельская керамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:43, реферат

Описание работы

Основные технологические виды керамики
Керамика: этапы производства

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Введение

           В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия хорошо известны не только в России, но и во всём мире. Немногие знают, что изначально Гжелью назывался район, издавна известный своими керамическими изделиями. Само название «гжель», как считают  многие авторы, происходит от слов, связанных с обжигом: «жгель», «жечь».

             Территориально этот  район охватывает 30 деревень бывших Бронницкого  и Богородского уездов Московской  губернии, расположенных близ ст. Гжель. 

              Упоминания о Гжели, которая  входила в число дворцовых   земель, встречаются с 14 века. Гончарная  посуда и фигурки животных  из глины- уточек, барашков, петушков- выполнялись в Гжели еще   в  16 веке. В 17 веке Гжель уже  славилась своей глиной и своими гончарами.

              В 19 веке почти все население  этого района занималось производством  керамических изделий и связанными  с ним промыслами.  На территории  Гжели было расположено  свыше  50  фарфорово- фаянсовых  заводов,  масса  мелких предприятий  по выработке полуфаянсовых , гончарных изделий, глиняных игрушек, около 40 живописных мастерских по росписи фарфора.

              Развитию керамического производства  в Гжели  способствовали благоприятные  для этого  экономические   и природные условия:  богатство высококачественными глинами, обилие лесов, близость  к Москве- крупнейшему рынку сбыта.

             Особого  расцвета  искусство   гжельских мастеров достигло  в 18 веке, когда  стала изготавливаться   майоликовая посуда – разнообразные  кувшины, блюда и тарелки, квасники и кружки, украшенные нарядной  росписью  по белому фону.   Творческая фантазия  мастеров проявлялась в  разнообразии  и красочности орнамента,  занимательности  сюжетов, пластическом богатстве  скульптурных украшений.

              В первой  половине  19 века  в Гжели стали вырабатывать  полуфаянсовую и фаянсовую посуду с одноцветной синей росписью, развивающей художественные традиции  предшествующего времени. Было освоено и производство фарфора, в росписи которого  тоже сохранялись черты народного творчества.

              В начале  20 века  производство  приходит в упадок,   искусство  обедняется, творчество мастеров угасает.

               Выпуск  продукции  налаживается  в 30-х годах, но настоящее возрождение художественной традиции  гжельской керамики  началось после  Великой Отечественной  войны . В большей мере  этим возрождением  мы обязаны  известному  советскому  искусствоведу, исследователю русского фарфора  Александру Борисовичу  Салтыкову. Под его руководством работали  Н. Бессаробова, Т. Дунашова, Т. Ефремова  и другие.

Вместе им удалось  возродить  мастерство ручной росписи  по фарфору и создать  изделия, художественный характер  которых  определялся традициями  Гжели.

     Сегодня   фарфор Гжели-  нарядная посуда  и декоративная скульптура, украшенные кистевой  росписью, выполняемой в свободной манере,- привлекает  нас чертами живого современного творчества, выдумкой  художников  и мастеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  технологические виды  керамики

Основными технологическими видами гжельской керамики являются майолика, фарфор, фаянс. Они различаются составом глин, режимом обжига, приемами художественного оформления.

Майолика - это изделия из гончарных глин, покрытые  или расписанные  цветными эмалями( непрозрачными глазурями, в состав которых входит  окись  олова и другие «глушители) основной вид майолики -  изделия с росписью керамическими огнестойкими  красками  по белой необожженной эмали

Фарфор - минеральная масса из тонкой смеси каолина(беложгущаяся   непластичная глина),белой пластичной глины, кварца, полевого шпата(уменьшает хрупкость изделий). Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, неглазированный, он пропускает влагу, благодаря своей пористости подвержен разрушительному влиянию влажной атмосферы, Для этого устранения керамику покрывают глазурью (поливой) - стекловидным составом, заливающим все наружные поры керамического изделия и придающим ему некоторый блеск.  
 

Сырье

Как уже отмечалось, основным сырьем производства керамических изделий является глина. Глина — основа гончарного производства, глинозем - значительная часть химического состава глинообразующих минералов (глинозем — природная окись алюминия). В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырье имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий. 

Образование глины

Глина — это  вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Поэтому разработки породы ведутся не в местах ее образования, а среди различных отложений, слои которых имеют определенную окраску и чистоту. Для каждой работы требуется особая разновидность глины. Ниже предлагается краткая характеристика видов глины и ее специфических свойств по пригодности для гончарного производства. 
 

Виды  глины 

Глина состоит  из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы  формируют глинообразующий минерал класса силикатов — каолинит. Его состав: 47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия (АL2О3) и 14 % воды (Н20).  

Следует обратить внимание на самые важные качества используемых сортов глины, наиболее распространенными из которых являются: красная глина, белая керамика (майолика), глина из песчаника, глина для производства фарфора и огнеупорная глина (каолин) 

1)Природная  красная глина

В природе эта  глина имеет зеленовато-коричневую окраску, которую придает ей оксид  железа (Fe2O3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от температуры или типа печи глина приобретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.  

2)Белая глина 

Ее месторождения  встречаются во всем мире. Во влажном  состоянии она светло-серая, а  после обжига приобретает белесый  цвет или цвет слоновой кости. Белой  глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.  

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и  предметов сантехники или для  поделок из глиняных пластин. Температура  обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)

-Пористая керамическая масса

Глина для керамики представляет собой белую массу  с умеренным содержанием кальция  и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

-Майолика

Майолика —  это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где  ее впервые использовал скульптор  Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические изделия из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

-Каменная керамическая масса

Основу этого  сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига — цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных изделий из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают изделия из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.

-Глина для фарфора

Глина для фарфоровых изделий состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига — белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических затрат, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. — Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Различные изделия  из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор Пордамса

. 

3)Цветная глина 

Цветная глина  — это глиняная масса с содержанием  оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.

Массы с цветным  пигментом

Пигменты —  это неорганические соединения, которые  окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния — коричневый и пурпурный, оксид никеля — серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, понижая температуру плавления глины. При окраске изделий температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа — красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.

Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.

                                    Существует три типа глин:

Пластичные 

Среднепластичные 

Информация о работе Гжельская керамика