Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:43, реферат
Основные технологические виды керамики
Керамика: этапы производства
В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия хорошо известны не только в России, но и во всём мире. Немногие знают, что изначально Гжелью назывался район, издавна известный своими керамическими изделиями. Само название «гжель», как считают многие авторы, происходит от слов, связанных с обжигом: «жгель», «жечь».
Территориально этот район охватывает
30 деревень бывших Бронницкого
и Богородского уездов
Упоминания о Гжели, которая
входила в число дворцовых
земель, встречаются с 14 века. Гончарная
посуда и фигурки животных
из глины- уточек, барашков, петушков-
выполнялись в Гжели еще
в 16 веке. В 17 веке Гжель уже
славилась своей глиной и
В 19 веке почти все население
этого района занималось
Развитию керамического
Особого расцвета искусство
гжельских мастеров достигло
в 18 веке, когда стала изготавливаться
майоликовая посуда –
В первой половине 19 века в Гжели стали вырабатывать полуфаянсовую и фаянсовую посуду с одноцветной синей росписью, развивающей художественные традиции предшествующего времени. Было освоено и производство фарфора, в росписи которого тоже сохранялись черты народного творчества.
В начале 20 века производство приходит в упадок, искусство обедняется, творчество мастеров угасает.
Выпуск продукции налаживается в 30-х годах, но настоящее возрождение художественной традиции гжельской керамики началось после Великой Отечественной войны . В большей мере этим возрождением мы обязаны известному советскому искусствоведу, исследователю русского фарфора Александру Борисовичу Салтыкову. Под его руководством работали Н. Бессаробова, Т. Дунашова, Т. Ефремова и другие.
Вместе им удалось возродить мастерство ручной росписи по фарфору и создать изделия, художественный характер которых определялся традициями Гжели.
Сегодня
фарфор Гжели- нарядная посуда
и декоративная скульптура, украшенные
кистевой росписью, выполняемой в свободной
манере,- привлекает нас чертами живого
современного творчества, выдумкой
художников и мастеров.
Основные технологические виды керамики
Основными технологическими видами гжельской керамики являются майолика, фарфор, фаянс. Они различаются составом глин, режимом обжига, приемами художественного оформления.
Майолика - это изделия из гончарных глин, покрытые или расписанные цветными эмалями( непрозрачными глазурями, в состав которых входит окись олова и другие «глушители) основной вид майолики - изделия с росписью керамическими огнестойкими красками по белой необожженной эмали
Фарфор - минеральная масса из тонкой смеси каолина(беложгущаяся непластичная глина),белой пластичной глины, кварца, полевого шпата(уменьшает хрупкость изделий). Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде.
Фаянс близок
к фарфору, но не обладает его белизной
и прозрачностью, у него черепок толще,
неглазированный, он пропускает влагу,
благодаря своей пористости подвержен
разрушительному влиянию влажной атмосферы,
Для этого устранения керамику покрывают
глазурью (поливой) - стекловидным составом,
заливающим все наружные поры керамического
изделия и придающим ему некоторый блеск.
Сырье
Как уже отмечалось,
основным сырьем производства керамических
изделий является глина. Глина — основа
гончарного производства, глинозем - значительная
часть химического состава глинообразующих
минералов (глинозем — природная окись
алюминия). В смеси с водой глина образует
тестообразную массу, подходящую для дальнейшей
обработки. В зависимости от места происхождения
природное сырье имеет существенные различия.
Одно можно использовать в чистом виде,
другое необходимо просеивать и смешивать,
чтобы получить материал, пригодный для
изготовления различных изделий.
Образование глины
Глина — это
вторичный продукт земной коры, осадочная
горная порода, образовавшаяся в результате
разрушения скальных пород в процессе
выветривания. Поэтому разработки породы
ведутся не в местах ее образования, а
среди различных отложений, слои которых
имеют определенную окраску и чистоту.
Для каждой работы требуется особая разновидность
глины. Ниже предлагается краткая характеристика
видов глины и ее специфических свойств
по пригодности для гончарного производства.
Виды
глины
Глина состоит
из мельчайших кристаллов. Эти кристаллы
формируют глинообразующий минерал
класса силикатов — каолинит. Его состав:
47% оксида кремния IV (SiO2), 39% оксида алюминия
(АL2О3) и 14 % воды (Н20).
Следует обратить
внимание на самые важные качества
используемых сортов глины, наиболее
распространенными из которых являются:
красная глина, белая керамика (майолика),
глина из песчаника, глина для производства
фарфора и огнеупорная глина (каолин)
1)Природная красная глина
В природе эта
глина имеет зеленовато-
2)Белая
глина
Ее месторождения
встречаются во всем мире. Во влажном
состоянии она светло-серая, а
после обжига приобретает белесый
цвет или цвет слоновой кости. Белой
глине свойственна эластичность и просвечиваемость
из-за отсутствия в ее составе оксида железа.
Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.)
-Пористая керамическая масса
Глина для керамики
представляет собой белую массу
с умеренным содержанием
-Майолика
Майолика — это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.
Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические изделия из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.
-Каменная керамическая масса
Основу этого сырья составляют шамот, кварц, каолин и полевой шпат. Во влажном состоянии оно имеет черно-коричневый цвет, а после сырого обжига — цвет слоновой кости. При нанесении глазури каменная керамика превращается в прочное, водостойкое и несгораемое изделие. Она бывает очень тонкой, непрозрачной или в виде однородной, плотно спекшейся массы. Рекомендуемая температура обжига: 1100-1300 °С. При ее нарушении глина может рассыпаться. Материал используют в различных технологиях изготовления гончарных изделий из пластинчатой глины и для моделирования. Отличают изделия из красной глины и каменную керамику в зависимости от их технических свойств.
-Глина для фарфора
Глина для фарфоровых изделий состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига — белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 °С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических затрат, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким во-допоглощением. — Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.
Различные изделия из фарфора, сформованные и обожженные при температуре 1400 °С. Дизайн: фарфор Пордамса
.
3)Цветная
глина
Цветная глина — это глиняная масса с содержанием оксида или красочного пигмента, представляющая собой гомогенную смесь. Если, проникая глубоко в глину, часть краски останется во взвешенном состоянии, то может нарушиться ровный тон сырья. Как цветную, так и обыкновенную белую или пористую глину можно приобрести в специализированных магазинах.
Массы с цветным пигментом
Пигменты — это неорганические соединения, которые окрашивают глину и глазурь. Пигменты можно разделить на две группы: оксиды и красящие вещества. Оксиды — основной материал естественного происхождения, который образуется среди пород земной коры, очищается и распыляется. Чаще всего используются: медный оксид, который в окислительной среде обжига принимает зеленый цвет; оксид кобальта, образующий голубые тона; оксид железа, дающий в смеси с глазурью голубые тона, а в смеси с глиной -ангобы земляных тонов. Оксид хрома придает глине оливково-зеленый цвет, оксид магния — коричневый и пурпурный, оксид никеля — серовато-зеленые тона. Все эти оксиды можно смешивать с глиной в пропорции 0,5-6%. Если превысить их процентное содержание, то оксид будет действовать как флюс, понижая температуру плавления глины. При окраске изделий температура не должна превышать 1020 °С, иначе обжиг не даст результата. Вторая группа — красящие вещества. Их получают промышленным способом или путем механической обработки природных материалов, которые представляют полную гамму красок. Красящие вещества смешиваются с глиной в пропорции 5-20%, отчего зависит светлый или темный тон материала. Все специализированные магазины имеют в ассортименте пигменты и красящие вещества как для глины, так и для ангобов.
Приготовление керамической массы требует большого внимания. Ее можно составить двумя способами, которые дают совершенно разные результаты. Более логичный и надежный путь: вносить красящие вещества под давлением. Более простой и, разумеется, менее надежный метод: подмешивать красители в глину рукой. Второй способ применяется, если нет точных представлений об окончательных результатах окраски или же есть необходимость повторить какие-то определенные цвета.
Пластичные
Среднепластичные