Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:17, курсовая работа
Шоколад - изделие, приготовленное из шоколадной массы с начинкой или без неё. От других кондитерских изделий шоколад отличается высокой энергетической ценностью – 100 г его соответствуют 540-547 ккал (2259-2289кДж). Шоколад легко усваивается организмом человека. Алкалоиды - теобромин и кофеин - оказывают возбуждающее действие, снижают усталость, повышают работоспособность.
Введение 3
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Классификация и характеристика ассортимента шоколада. 5
1.2. Состояние потребительского рынка шоколада 9
1.3. Требования к качеству шоколада 17
Глава 2. Практическая часть
Порядок проведения дегустации шоколада 25
Качественная экспертиза шоколада 28
Порядок документального оформления качественной экспертизы шоколада 32
Заключение. 33
Список литературы. 35
Приложение
Российский рынок шоколада растет, и причем достаточно быстрыми темпами.
В России еще слишком велик процент людей, которые видят шоколад только по большим праздникам, — говорит Кирилл Болматов. — В среднем уровень потребления шоколада в России, по разным оценкам, составляет 2,5-3 кг в год. В Восточной Европе потребление шоколада составляет 5 кг и выше. В Англии, Германии, Франции — 8-10 кг на человека в год. Рекордсменами являются швейцарцы — 12 кг. Россияне шоколад любят, это традиционный продукт для страны, но он не является товаром первой необходимости.
Продается шоколад и в специализированных магазинах. Правда, по мнению многих экспертов, для того чтобы обеспечить такой магазин товаром, нужно иметь довольно большой ассортимент, и это могут себе позволить только очень крупные производители — например, фабрика "Красный Октябрь", которой принадлежит в Москве целая сеть магазинов. После создания холдинга "Объединенные кондитеры" в специализированных магазинах стала продаваться продукция не только "Красного Октября", но и фабрики "Рот Фронт", и концерна "Бабаевский".
Раньше специализированные магазины были очень популярны, почти все крупные производители имели свои фирменные сети -"Красный Октябрь", "Рот Фронт", "Волжанка", "Россия". Сейчас такие магазины остались только у "Объединенных кондитеров", остальные производители от фирменной торговли ушли. В то же время в некоторых городах появляются шоколадные либо кондитерские бутики, в которых торгуют дорогой продукцией. Первой открыла шоколадный бутик фабрика, производящая продукцию "Конфаэль", за ней последовала "Одинцовская кондитерская фабрика" (брэнд "А.Коркунов"). Хотя, конечно, их доля в общем товарообороте незначительна, сам факт их появления подтверждает активный рост сегмента premium. Более того, в своем бутике "А.Коркунов" планирует продавать конфеты super premium.
Одно из основных условий успеха брэнда — это рекламная поддержка, она должна включать как телевизионную, печатную рекламу так и наглядные дисплеи, промо-акции в местах торговли.
Табл.1. « Предприятия кондитерской промышленности в России».
Акконд | Золотой ключик | Красный Октябрь | Россия |
Большевик | Карагандинская КФ | Ладога | Рот Фронт |
Бабаевский | Коммунарка | Лаком | Спартак |
Волжанка | Амта |
Конфил | Ударница |
Волшебница | Краскон | Покровская КФ | Слад&Ко |
1.3. Требования к качеству шоколада
Качество продукции является одним из важнейших факторов эффективной экономической деятельности любого предприятия и организации.
Требования к качеству шоколада, предусматриваются нормативной документацией для шоколада и кондитерских изделий. Основным из них является: ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия».
Стандартные требования по физико-химическим показателям шоколада указаны в таблице 2.
Таблица 2.«Физико-химические показатели качества шоколада»
Наименование показателя | Норма для шоколада | |||
обыкновенного | Десертного | |||
Без добавлений | С добавлениями | Без добавлений | С добавлениями | |
Степень измельчения, %, не менее | 92,0 | 92,0 | 97,0 | 96,0 |
Массовая
доля начинки, %, не менее:
для шоколада массой нетто св. 50г |
|
35,0 20,0 |
||
Массовая доля золы, не растворимой в растворе соляной кислоты с массовой долей 10%, %, не более | 0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Массовые доли сахара, жира, начинки и влаги в шоколаде должны быть в соответствии с расчетным содержанием по рецептуре с учетом допускаемых отклонений.
Массовая доля общего сахара (в пересчете на сахарозу) в диабетическом шоколаде должна быть в соответствии с расчетным содержанием по рецептуре и предельным отклонением от расчетного в большую сторону 5,0%, но не более 9%. Массовая доля какао продуктов в шоколаде в зависимости от рецептуры должна быть не менее 25,0%. Количество начинки не должно превышать 50 % массы шоколада. В начинках для шоколада нормируют влажность, а для ореховой, шоколадной и шоколадно-кремовой начинок — содержание жира.
Влажность шоколада без добавлений и десертного с добавлениями не должна превышать 1,2%, молочного — 2% (при содержании сухого цельного молока — не более 3%), шоколада с фруктами — 5%, а обыкновенного с добавлениями — 1,5%.
В шоколаде ограничивают содержание клетчатки: в шоколаде без добавлений — не более 3 %, с добавлениями — не более 4%. Содержание золы, не растворимой в 10 %-ном растворе соляной кислоты — не более 0,1 %.
Нормируют также содержание добавлений (см. таблицу 2). Целые и дробленые орехи и фрукты должны быть равномерно распределены в шоколадной массе.
В стандарте регламентируются органолептические показатели шоколада, указанные в таблице 3.
Таблица 3. «Органолептические показатели качества шоколада».
Наименование показателя | Характеристика |
Вкус и запах | Свойственные для данного продукта, без постороннего привкуса и запаха |
Внешний вид | Лицевая
поверхность блестящая. Для шоколадных
медалей, шоколада с тонкоизмельченными
добавлениями молочных продуктов и
орехов, шоколада, формуемого в фольгу
и весового, допускается матовая
поверхность.
В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленых орехов, нарезанных цукатов, изюма, взорванных круп и т. п. и пористом допускается неровная поверхность. Не допускается поседение и поражение вредителями хлебных запасов. Допускаются изделия надломанные: не более 4,0 % — для шоколада с начинками; не более 2,0 % — для шоколада с крупными добавлениями. Для весового развернутого шоколада допускается лом в размере 1/3 плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0 %. |
Форма | Соответствующая рецептуре, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового |
Консистенция | Твердая |
Структура | Однородная. Для пористого шоколада — ячеистая. |
Факторы, формирующие качество шоколада: сырье, материалы, технология производства и качество труда.
Сырье
и материалы оказывают
Качество готового шоколада зависит от уровня автоматизации производства, рецептуры, соблюдения технологического режима, квалификации кадров, управления качеством в течение всего производственного цикла. Внедрение прогрессивных технологий — важное условие повышения качества шоколада.
К факторам, сохраняющим качество продовольственных товаров, относятся: тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации.
В соответствии с ГОСТ 6534-89 «Шоколад. Общие технические условия», к упаковке предъявляют следующие требования:
Маркировка на шоколаде в плитках массой нетто более 50 г, на коробках и пачках с шоколадом должна содержать следующие сведения: наименование продукта; товарный знак изготовителя (при наличии); наименование предприятия-изготовителя и его юридический адрес; состав основных компонентов; массу нетто; дату выработки и дату упаковывания; срок хранения и срок годности; сведения о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта; указание действующего стандарта; информацию о подтверждении соответствия; данные о пищевых добавках, ароматизаторах.
При маркировке шоколада массой менее 50 г не указывается состав основных компонентов, сведения о пищевой и энергетической ценности, дата выработки.
На завернутом диабетическом шоколаде дополнительно указывают: содержание ксилита или сорбита и общего сахара; надпись «Употребляется по назначению врача»; предельную суточную норму потребления ксилита, сорбита — не более 30 г; символ, характеризующий принадлежность продукта к группе диетических изделий.
При транспортировании и хранении качество шоколада не остается без изменений, поэтому надо создавать условия, аналогичные стандартному хранению. Наилучший вид транспорта для перевозки всех продовольственных товаров — рефрижераторы.
Шоколад
должен храниться при температуре
не выше +18° и относительной
Обращайте особое внимание на пищевые добавки, консерванты, красители и т.п. Госсанэпиднадзор постоянно пополняет их перечень:
Е121, Е123, Е125, Е213, Е214, Е215, Е217, Е240 способны оказать канцерогенное (онкологическое) действие;
Е171, Е173, Е226, Е463, Е464, Е465 могут повлечь за собой заболевания печени и почек;
Е171, Е173, Е320, Е322 иногда вызывают аллергию.
Рекомендуется ограничивать потребление продуктов, содержащих:
Е100-Е182 - красители;
Е200-Е300 - консерванты, способствующие длительному хранению;
Е300-Е400 - антиокислители или антиоксиданты (по действию подобны консервантам);
Е400-Е500 - стабилизаторы;
Е500-Е600 - эмульгаторы - вещества, облегчающие получение эмульсий (казеин, альбутин, декстрин и лецитин);
Е600-Е700 - усилители вкуса;
Е700-Е800 - запасные индексы;
Е900-Е1000 - антифламинги или противопенные вещества;
Е1000 - глазирующие агенты (подсластители соков, добавки, препятствующие слеживанию сахара, соли и пр).
Довольно часто покупатель рискует приобрести шоколад с истекшим сроком годности.
Хранят
шоколад при температуре 18С и
относительной влажностью воздуха
75%. При этих условиях шоколад сохраняется
в течение следующих