Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:23, курсовая работа
При написании курсовой работы мною достигнуты следующие цели исследования:
1.идентификация молока и кисломолочных продуктов;
2. способы фальсификации и методы их выявления.
Введение
За последние годы ассортимент и производство молока и молочных продуктов в России значительно увеличились. На рынке находятся сотни его наименований, и многие из них активно рекламируются, поэтому соблазн подделать или увеличить объемы молока и молочной продукции всегда имеется как у реализатора, так и у производителя молочной продукции. Сегодня проблемы с проведением всесторонней экспертизы всех видов молока и молочных напитков, поступаемого на рынки России, особенно актуальны.
При написании курсовой работы мною достигнуты следующие цели исследования:
1.идентификация молока и кисломолочных продуктов;
2. способы фальсификации и методы их выявления.
Молоко – это продукт нормальной секреции молочной железы коровы. В молоке основной (дисперсионной) средой является вода, а дисперсной фазой – вещества, находящиеся в молекулярном, коллоидном и эмульсионном состоянии. Молочной сахар и минеральные соли образуют молекулярные и ионные растворы. Белки находятся в растворенном состоянии, молочный жир – в виде эмульсии.
Кисломолочные продукты
– это группа молочных
Кисломолочные продукты
вырабатываются из молока
Для производства
Продукты молочнокислого брожения, в которых бактерии расщепляют молочный сахар с образованием молочной кислоты, под действием которой казеин молока выпадает в виде хлопьев, что повышает усвояемость молочнокислых продуктов по сравнению с молоком. К продуктам кисломолочного брожения относятся творог, сметана, простокваша и другие.
Продукты смешанного брожения,
в которых из молочного сахара
кроме молочной кислоты образуется
также спирт, углекислый газ и
летучие кислоты, что также повышает
усвояемость молочнокислых
Кисломолочные продукты
используются в диетическом и
детском питании, оказывают
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения идентификации молока и кисломолочных продуктов.
1.1.Понятие идентификации молока и кисломолочных продуктов.
Идентификация - это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации - очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс.
Идентификация является инструментом для определения фальсификации.
Цель идентификации - выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.
Для достижения этих целей необходима дальнейшая разработка теоретических основ и практических действий по идентификации товаров. Поэтому задачами идентификации являются:
- определение основных
понятий, структуры, норм и
правил в области
- разработка основополагающих
критериев, пригодных для
- исследование потребительских
свойств товара и показателей,
их характеризующих, для
- совершенствование стандартов,
ТУ и другой нормативной
- разработка методов
Функции идентификации:
1) указующая - отождествляющая представленный образец товара с конкретным наименованием, сортом, маркой, типом, с товарной партией;
2) информационная - доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;
3) подтверждающая соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке, и (или) в товарно-сопроводительных документах, то есть подлинность товара;
4) управляющая - так как идентификация служит одним из элементов системы качества продукции.
Управляющая функция идентификации регламентируется международными стандартами ИСО 9001 - ИСО 9003 «Системы качества». Эти стандарты введены в России без изменений: ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003. Поэтому рассмотрение идентификации как одного из элементов системы качества представляет большой интерес1.
Требования к качеству продукции, удовлетворяющие потребности потребителей, устанавливаются в стандартах и технических условиях.
Но эти документы не гарантируют того, что при проектировании, разработке, производстве, хранении и реализации товаров фактически достигнутый уровень качества будет соответствовать установленным требованиям. Вследствие этого возникла необходимость разработки стандартов, дополняющих требования к продукции и предупреждающих возникновение несоответствий на разных этапах технологического цикла путем регламентации элементов системы качества.
Объекты идентификации – молоко и кисломолочные продукты. Их оценка соответствия очень важна в сфере торговли и у потребителя, который приобретает товары.
Субъекты, осуществляющие идентификацию товаров - все участники рыночных отношений:
- изготовитель - на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, и при отпуске готовой продукции;
- продавец - на стадиях заключения договоров купли - продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже.
- потребитель также проводит
идентификацию приобретаемого
Средства идентификации товаров - нормативные и технические документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т. п.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.
Назначением указанных средств является регламентация критериев идентификации. В большей мере этому требованию должны отвечать нормативные документы.
Критерии идентификации - это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировки и (или) в нормативных, товарно-сопроводительных документах.
В стандартах, ТУ, Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматриваются три группы показателей: органолептические, физико-химические, микробиологические.
Для целей идентификации
пригодны лишь органолептические и
Непригодны в качестве
критериев идентификации и
Наиболее пригодными для целей идентификации молока и кисломолочных продуктов являются органолептические и отдельные физико-химические показатели.
К общим органолептическим показателям относят:
- внешний вид;
- вкус и запах;
- консистенция.
Внешний вид - не только самый доступный и распространенный, но и один из наиболее значимых критериев идентификации. Именно с этого показателя начинается идентификация изготовителями, продавцами и потребителями, а при обнаружения несоответствия определение других критериев нецелесообразно. Однако внешний вид как критерий идентификации не обладает достаточной степенью надежности, так как фальсификация товаров чаще всего осуществляется путем подделки внешних признаков.
Вкус и запах - наиболее характерные показатели молока и кисломолочных продуктов, но и они не являют собой надежный критерий, так как тоже могут быть фальсифицированы.
Консистенция - один из возможных критериев идентификации, но также не надежен.
К специфичным органолептическим показателям относят:
- внутреннее строение;
- прозрачность;
- соотношение твердой и жидкой фракций.
Эти показатели также используют для целей идентификации.
Таким образом, органолептические показатели - наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Поэтому они не могут быть единственными критериями идентификации и должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые отличаются большей степенью достоверности и объективности. В отличие от органолептических физико-химические показатели должны применяться для идентификации выборочно.
Для целей идентификации могут применять 2 группы методов:
- органолептические;
- измерительные.
В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают подгруппы органолептических методов:
1)визуальный метод - для определения с помощью органов зрения внешнего вида и цвета, внутреннего строения и других показателей товара;
2)вкусовой метод - для определения вкуса продукта с помощью вкусовых точек на языке и небе;
3)обонятельный метод - для определения с помощью обоняния запаха (аромата, букета) продукта;
4)осязательный метод - для определения с помощью осязания консистенции продукта.
Измерительные методы основаны
на применении технических средств
измерения для определения
Подгруппы измерительных методов:
1)физические (в том числе физико-химические) методы определения показателей качества.
Основаны на различных физических и физико-химических процессах.
Разновидности физических методов:
- микроскопия;
- фотометрия;
- фотоэлектроколориметрия;
- хроматография;
- спектрофотометрия;
- ионометрия;
- флуоресценция и др.
2)химические методы
Основаны на химических превращениях веществ.
Конечный результат
Для совершенствования методов идентификации необходима разработка новых и корректировка уже существующих измерительных методов. Так как группа органолептических методов в целом зависит от человеческого фактора, а измерительные методы основаны на применении технических средств измерения.
Глава 2. Понятие и виды фальсификации молока и кисломолочных продуктов.
За последние годы ассортимент
и производство молока и молочных
напитков и особенно мороженого значительно
выросло. На рынке молока и молочных
продуктов, пользующихся стабильным спросом,
находятся сотни его