Идентификация и фальсификация майонезов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:54, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ товароведной характеристики и экспертиза качества майонезов, их новых видов в соответствии с рецептурами. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребительские свойства майонеза и соусов;
- изучить виды и ассортимент майонезов в зависимости от признаков классификации;
- изучить и обобщить факторы, влияющие на ассортимент и качество майонеза;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику Липецкого районного потребительского общества;
- проанализировать ассортимент майонеза, реализуемого на предприятии;
- провести оценку конкурентоспособности новых видов майонеза;
- исследовать направления совершенствования ассортимента и повышения качества майонеза.

Содержание

Введение
Глава 1 Потребительские свойства и товароведная характеристика майонеза
1.1 Состояние рынка майонеза
1.2 Потребительские и функциональные свойства майонезов
1.3 Классификация и ассортимент майонезов
1.4 Характеристика факторов, влияющих на качество майонеза
Глава 2 Ассортимент, качество и конкурентоспособность майонезов, реализуемых в Липецком райпо
2.1 Организационно - экономическая характеристика Липецкого районного потребительского общества
2.2 Анализ ассортимента майонезов, реализуемых в Липецком райпо
2.3 Требования к качеству и экспертиза майонеза
2.4 Требования к качеству и подтверждение соответствия майонеза
2.5 Оценка конкурентоспособности новых видов майонезных соусов
Глава 3 Идентификация и фальсификация майонезов
3.1 Направления совершенствования майонезов
3.2 Направления совершенствования качества майонезов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 455.85 Кб (Скачать)

Для сокращения массовой доли яичного порошка в рецептуре майонезов в настоящее время изучается возможность замены его пищевыми ПАВ, в числе которого сложный эфир полиглицерина и жирных кислот, 60%-ные мягкие моноглицериды, молочнокислые и лимоннокислые моноглицериды. [17] 

Эмульгаторы обладают физиологической и биологической ценностью за счет полноценности белка. Лецитин влияет на усвоение и вывод из организма холестерина. В производстве майонезов в качестве стабилизаторов используют высокомолекулярные полисахариды, которые в воде образуют вязкие растворы, псевдостудни и студни. 

Стабилизаторы используются в майонезах в довольно малых дозах: от 0,1% до 1,0%. Как правило, в производстве майонезов в качестве стабилизаторов используют не один гидроколлоид, а обычно правильно подобранный комплекс, позволяющий усилить стабильность, сэкономить ингредиенты и получить заданные свойства эмульсии. 

Введение в рецептуры майонезов дополнительного количества стабилизаторов позволяет заменить большее количество масла водой и вырабатывать майонезы с меньшим содержанием жира (менее 50%), т.е. менее калорийные. При этом сохраняются органолептические, в том числе вкусовые, свойства высококалорийных майонезов. Новые продукты будут обладать диетическими свойствами. 

В рецептуре низкокалорийных; майонезов (а иногда и среднекалорийных, содержащих большую массовую долю воды) для увеличения стабильности эмульсии используют загустители- структурообразователи. В основном это крахмалы и их производные, которые получают из различного сырья; кукурузы, картофеля, пшеницы, риса, патоки. В производстве майонезов применяют как нативное (требующее приготовления), так и модифицированные (растворимые в воде) крахмалы. 

Крахмалы относятся к дешевым ингредиентам, их включают в рецептуры в значительных количествах. Однако слишком большое содержание крахмала отражается на органолептических свойствах эмульсий, вызывая ощущение липкости и густоты, также как и излишнее количество гидроколлоидного стабилизатора может привести к разжижению. Поэтому в большинстве рецептур количество крахмала и гидроколлоида сбалансировано, 

Общее содержание минеральных веществ в майонезе составляет до 1,7%, в т.ч. в составе майонеза имеется натрий, калий, магний, марганец, кальций, фосфор, цинк, железо, селен. 

Минеральные вещества как пищевые ингредиенты обладают важнейшими функциональными свойствами. Натрий стабилизирует осматическое давление межклеточной жидкости, улучшает работу мышц. Калий играет важную роль в метаболизме клетки, способствует нервномышечной деятельности, регулирует внутриклеточное осматическое давление, улучшает работу мышц. Магний активизирует деятельность ферментов и нервно-мышечную деятельность, снижает риск атеросклероза. Фосфор участвует в строении костных тканей, способствует функционированию нервных клеток, работе ферментов и метаболизму клетки, Цинк способствует росту организма. Йод регулирует количество гормонов щитовидной железы. Железо участвует в кроветворении, переносит кислород. 

Вкусовые добавки ? натуральные и искусственные компоненты, вводимые в пищу для придания вкуса и аромата. Включают подслащивающие, подсаливающие, подкисляющие и регулирующие кислотность, вкусовые, вкусоароматические и пряные вещества. 

Основным подсластителем в майонезных рецептурах является сахар (сахароза), в диетических сортах используют глюкозу, фруктозу, а также многоатомные спирты (сорбит и ксилит) и другие подсластители. 

Поваренная соль в рецептурах майонезов служит для улучшения вкусовых качеств и выявления вкуса других компонентов. Соль обладает и консервирующим действием. 

Пряности вводят в рецептуры в виде уже готовых экстрактов, эссенций, которые выпускаются промышленностью, а также в порошкообразной форме. 

Пищевые кислоты (уксусная и лимонная) при добавлении в майонезы являются как вкусовыми добавками, так и консервантами. 

Консерванты в майонезной продукции играют очень большую роль, продлевая сроки сохранности продукта. При производстве майонеза используют, в основном, соли сорбиновой и бензойной кислот. Вкусовые добавки, такие как перец, горчица, чеснок улучшают пищеварение, что повышает физиологическую ценность майонеза, В целом, вкусовые добавки улучшают пищеварение, что существенно снижает риск заболевания кишечными болезнями. 

Майонез ? эмульсия, что обеспечивает ему высокую усвояемость до 98%. 

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: рецептурные компоненты майонеза не только создают приятный вкус и аромат, но и повышают энергетическую, пищевую и физиологическую ценность продукта. 

1.3 Классификация и ассортимент майонезов 

В соответствии с Федеральным Законом «О специальном техническом регламенте на масложировую продукцию и ее производство» майонезную продукцию можно подразделить на: 

- майонезы; 

соусы на основе майонезов; 

салатные заправки (дрессинги); 

кремы. 

Соусы ? жироводные эмульсионные продукты, представляющие собой сложную тонкодисперсную структуру. 

Майонез ? сложный тонкодисперсный, однородный, расслаивающийся продукт, приготовленный из рафинированных растительных масел, воды с добавлением эмульгаторов, стабилизаторов, вкусоароматических добавок, пряностей и других пищевых ингредиентов. [1] 

Салатная заправка (дрессинги) - неустойчивая эмульсия смешанного тина, состоящая из воды, растительных масел, структурообразующих и вкусоароматических добавок, трав, специй и других пищевых ингредиентов. 

Кремы на растительных маслах ? эмульсионные продукты на основе растительных масел с добавками (или без добавок) молочных или растительных белков, натуральных фруктов, соков и пищевых и вкусоароматических добавок и других пищевых ингредиентов. 

В соответствии с ГОСТ 30004.1 - 93 «Майонезы. Общие технические условия» майонезы классифицируют на три группы по калорийности: 

высококалорийные (массовая доля жира не менее 55%) 

среднекалорийные (массовая доля жира 40 - 55%); 

низкокалорийные (массовая доля жира менее 40%). 

Современный рынок майонеза очень широк, поэтому на практике майонезы классифицируют еще по ряду признаков. 

По составу и назначению майонезы можно подразделить на группы: 

- столовые: «Провансаль», «Нежный», «Летний» и др.; 

- с пряностями: «Весна» (с укропным маслом или экстрактом), «Ароматный» (с экстрактом петрушки, укропом, сельдереем), «Стрелецкий» (с экстрактом красного, перца), тмином», «С корицей» и т.д.; 

- с вкусовыми и желирующими добавками: «Московский» (с экстрактами лаврового листа, перца душистого и красного горького, гвоздики, корицы), «Сырный» (с экстрактом сыра), «С лимоном» ( с экстрактом лимона), «Праздничный» (с перцем, чесноком, кинзой, орехами) и др.; 

- сладкие: «Яблочный», «Медовый», «Малиновый», Апельсиновый», «Шоколадный» и др.; 

- диетические готовят с 0,4% лимонной кислоты вместе уксусной: «Карпаты», «Диетический», «Диабетический». В майонезы диабетические вместо сахара вводят ксилит или сорбит. 

В зависимости от консистенции различают майонезы: 

- сметанообразные («Провансаль», майонезы с пряностями, диетические); 

- кремообразные (пастообразные) являются бутербродным продуктом. Изготовляют их на пастмаринадной, грибной, селедочной, сладкой, с использованием сыра основе и томатных соусов; 

- порошкообразные, которые получают путем сублимационной или распылительной сушки высокодисперсной майонезной эмульсии. 

Сегодня на российском рынке представлена продукция большого числа производителей, начиная от таких международных компаний, как «Юнилевер», «Хайнц» и крупных российских производителей, например «Петросоюз», «ЭФКО», «НМЖК», «Балтимор», до небольших местных жировых комбинатов, работающих исключительно на региональный рынок. 

В таблице 2 представлены основные торговые марки, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей. [33] 

Таблица 2 

Основные торговые марки, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей 

Марка / наименование 
 

Доля участников опроса, предпочитающих данную марку майонеза, % 
 

Провансаль отечественный 
 

47,9 
 

Calve 
 

20,7 
 

Моя семья 
 

19 
 

Слобода 
 

12,4 
 

Мечта хозяйки 
 

12,2 
 

Ряба 
 

9,6 
 

Балтимор 
 

7,4 
 

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что тройку лидеров по продажам занимают такие торговые марки, как «Провансаль отечественный», «Calve», «Моя семья». 

Среди основных игроков масложирового рынка аналитики различают три группы, в основном работающие на разные сегменты рынка. В верхнем и среднем ценовом сегменте представлены компании, обладающие известными общенациональными брэндами и налаженной системой дистрибьюции по России. Это, прежде всего, «ЭФКО», «Петросоюз», «Юнилевер-СНГ», «Балтимор». [27] 

Нижний ценовой сегмент контролируют местные жирокомбинаты и несколько холдингов, которые в прошлом году активно скупали производственные мощности более мелких компаний. Это «Букет», «Русагро», «Нижегородский холдинг», фактически не имеющие брендов, которые можно было бы назвать общенациональными (кроме, может быть, «Рябы» у НМЖК) и у которых хуже налажена дистрибуция. 

Одной из важнейших характеристик майонезов является жирность. По этой характеристике можно условно разделить майонезы на три категории: высококалорийные 55% жирности и выше, среднекалорийные (55-40 %) и низкокалорийные (39% жирности и ниже). 

Из известных марок среди высококалорийных майонезов можно назвать «Балтимор Провансаль», «Слобода», «Моя семья». «Ряба», «Нellmans», «Altera». «Calve», «Торчин», «Лука Золотой». 

Среди среднекалорийных майонезов можно выделить «Балтимор оливковый», «Краснодарье», «Мечта хозяйки», «Calve», «Восточный гурман», «Магги». 

Информация о работе Идентификация и фальсификация майонезов