Характеристика ассортимента и товароведная оценка зеленого байхового чая, реализуемого в торговой сети г.Луганска

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Потребление зеленого чая растет со скоростью 3-5 % в год, тогда как на долю пакетированного – приходится 90 % от общемирового объема продаж. Что ж, возросший темп жизни диктует свои условия, и заваривание чая в чайнике становится слишком временно емким занятием. Несколько медленнее (в основном за счет развивающихся рынков) растут сегменты фруктовых чаев (фруктовым чаем являются мелко нарезанные кусочки фруктов и растений, чайного листа в таких смесях нет), травяных и холодных чаев (так называемый «ice-tea», охлажденный чайный напиток в жестяных банках).

Содержание

Введение стр.4-5

1.Факторы, формирующие качество зеленого байхового чая


1.Особенности химического состава зеленого байхового чая стр. 6-14
2.Пищевые и лечебные достоинства зеленого байхового чая стр. 15-18
3.Характеристика чайного листа, как сырья для получения байхового чая стр.19-21
4.Особенности получения зеленого байхового чая
стр. 22-24

5.Классификация байхового чая в Украине и зарубежом
стр. 25-33

2.Оценка качества зеленых байховых чаев реализуемых в г. Луганске
1.Объекты исследования стр. 34
2.Методы исследований стр. 35-41
3.Анализ получения данных стр. 42
Вывод стр. 43


Литература стр. 44

Работа содержит 1 файл

зелен чай .doc

— 310.50 Кб (Скачать)

       Мы  провели оценку байхового зеленого чая (листового) по органолептическим  показателям и получили такие  данные: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наименова-ние  показателя Байховый  зеленый чай (листовой)
«Чай  из двух верхних листочков» «Хэйлис Английский Ган Паудер» «Китайский  монах» «Ява» «Чудесный»
Аромат

и вкус

Полный букет, тонкий нежный аромат, приятный с терпкостью вкус Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус Приятный аромат и достаточно терпкий вкус Слабый аромат, недоста-точно терпкий вкус Грубова-тый  аромат, слабоощу-тимый терпкий вкус
Ностой Прозрачный, светло-зеленый  с желтым оттенком Прзрачный, светло-зеленый  с желтым оттенком Прозрачный, светло-желтый Желтый с  красно-ватым оттенком Темно-желтый с  краснова-тым оттенком, мутнова-тый
Цвет  разваренного листа Однородный  с зеленоватым оттенком Однород-ный  с зеленова-тым оттенком Недостаточ-но однородный с желтоватым оттенком Неодно-родный с желтова-тым оттенком Неоднород-ный, темно-желтый
Внешний вид чая Ровный, однородный, хорошо скрученный Ровный, однород-ный, хорошо скрученный Недостаточ-но ровный, скрученный Неров-ный , недоста-очно скручен-ный Неровный, чаинки плохо скручен-ные

Дегустационная  оценка по 10-бальной  шкале

 
Наименование  чая
Оценка балла
«Китайский  монах» 4,25-3,25
«Хэйлис Английский Ган Паудер» 5,25-4,25
«Ява» 3,25-2,2
«Чудесный» 2,25-1,25
«Чай  из двух верхних листочков» 5,25-4,25
 

       При оценке качества чая определяют также  влажность, содержание чайной мелочи, металлопримесей, количество танина и кофеина. Для более полной характеристики дополнительно к стандартным показателям определяют зольность, содержание экстрактивных веществ и других компонентов.

Определение массовой доли танина в зеленом чае.

       Приборы, оборудование, реактивы: весы лабораторные рычажные, сушильный шкаф, бюксы стеклянные, сито с сеткой № 04, часы песочные на 3 мин., водорастворимый насос (насос Комовского), воронка бюхнера, лабораторная посуда и реактивы.

       Метод определения танина основан на его способности окисляться марганцово-кислым калием в присутствии серной кислоты и при участии индигокармина в качестве индикатора.

       Серно-кислый раствор индигокармина готовят  следующим образом: 1г мелко растертого чистого препарата индигокармина  растворяют в 50см3 концентрированной серной кислоты (плотность 1,8 г/см2), объем доводят до 1000см3, постепенно вливая раствор в дисциллированную воду, а затем фильтруют через складчатый фильтр.

       При приготовлении чайного экстракта  берут предварительно измельченную навеску чая массой 2,5г, помещают в колбу вместимостью           250 см3, заливают 200 см3 кипящей дисциллированной воды и ставят на водяную баню. Экстрагируют 45 мин. Затем экстракт филльтруют  по вакуумом через воронку Бюхнера в колбу вместимостью 500 см3.

       Фильтрат  переносят в мерную колбу вместимостью 250 см3, охлаждают и доводят дисциллированной водой до метки. Из мерной колбы пипеткой отбирают 10 см3 экстракта и помещают в выпарительную чашку вместимостью 1дм3, добавляют 750см3 дисциллированной воды, 25см3 раствора индигокармина и титруют раствором марганцево-кислого калия концентрации 0,1 моль/дм3, постоянно перемешивая стеклянной палочкой. Синяя окраска при этом постепенно переходит в сине-зеленую, темно- и светло-зеленую, желто-зеленую и становится желтой с золотистым оттенком. Конец реакции определяют по исчезновению зеленого оттенка и появлению чистого желтого цвета. Затем подсчитывают объем раствора KMnO4, концентрации 0,1моль/дм3,израсходованный на окисление танина.

       Аналогично  определяют объем марганцево-кислого калия, израсходованный на титрование раствора воды и индигокармина.

       Массовую  долю танина определяют по формуле, %:

А=

 

где a, a1 – соответственно объемы раствора KMnO4, израсходованные на окисление танина и титрование раствора воды и индигокармина, см3;

0,004157 –  масса танина, окисляемого 1 см3 раствора KMnO4 концентрации 0,1моль/ дм3, г;

V-объем полученного экстракта чая, см3;

V1-объем полученного экстракта чая,взятого для испытания см3;

m – масса навески абсолютно сухого чая, г.

       Массу навески абсолютно сухого чая  определяют по формуле:

m=n (100-W),

где n – масса навески чая, г;

W – массовая доля влаги, %.

Результаты  определения вычисляют с точностью  до 0,001%, степень округления – до 0,01%. Допускаемые расхождения между параллельными определениями не должны превышать 0,5%.

Определим массовую долю танина в данных образцах байхового зеленого чая

Наимено-вание  показателя
Наименование  байхового зеленого чая (листового)
Требова-ния  ГОСТа
«Чай из двух верхних листоч-ков» «Хэйлис Англий-ский Ган Паудер» «Китай-ский монах» «Ява» «Чудес-ный»
А - массовая доля танина в чае 20,0 18,0 17,0 15,0 15,0 не менее 12,0-17,0
 

       Из  данных исследования видно, что образцы  соответствуют требованиям стандарта  по содержанию танина.

       Каким бы высоким качеством ни обладал  чай, выработанный промышленностью, в  процессе доставки к покупателю он может полностью утратить свои ценные свойства при несоблюдении условий хранения. Резкое ухудшение качества может произойти и позже — при неумелом хранении его потребителем.

       Это объясняется высокой гигроскопичностью  чая и его способностью активно  поглощать посторонние запахи (передавая их настою), а главное — терять собственный аромат.

       При влажности байховых чаев выше 8% утрачивается их ароматичность, чай «стареет». С возрастанием влажности до 12—13% чай плесневеет. Неприятный запах плесени легко воспринимается всей партией чая. Менее всего свойства сорбции и десорбции выражены среди байховых — у зеленого чая. В пределах одного типа наименее гигроскопичны более высокие сорта листового чая, что обусловлено целостностью листа и хорошей его скрученностью.

       Сохраняемость исходных свойств зеленого чая в  первую очередь определяется степенью герметичности, чистотой упаковки и отсутствием в ней постороннего запаха, а также соответствием условий хранения свойствам чая как коллоидно-капиллярно-пористого тела.

 

2.3. Анализ получения  данных 

       Проанализировав органолептические и физико-химические показатели качества, следует, что выбранные  нами для исследований образцы байхового зеленого листового чая соответствуют требованиям стандарта, по данным показателям.

       Среди наилучших образцов получивших 5,25-4,25 баллов по качеству чай «Хэйлис Английский Ган Паудер» производитель - Шри-Ланка (Цейлон), фирма «Редженси Тис (Пвт) Лтд.» и «Чай из двух верхних листочков» производитель - экспортер: ИНДУ ЭНТЕРПРАЙЗЕЗ, Гуанг Аллея, Нингбо, Китай, паковщик: ООО «Сервис Пак», Россия, г. Москва. 

 

Заключение 

      Большая часть зеленого чая, предлагаемого  на украинском рынке, фасуется здесь же – в Украине. Хорошо ли это? Операторы, поставляющие импортный зеленый чай, утверждают, что в Украине нет ни технологий, ни специалистов, которые могли бы обеспечить качественную фасовку, а сам чайный лист, в процессе перевозки, теряет свои свойства: прежде всего вкус и аромат. На первый взгляд эти утверждения представляются едва ли не аксиомой. Действительно, откуда в Украине, где и чай-то не растет, технологии и специалисты чайного дела. Да и лист везут издалека, прежде чем упаковать в пачки. Однако зеленый чай таких известных, давно зарекомендовавших себя на рынке марок, как «Ахмад Ти», «Майский чай», «Батик», «Аскольд», «Принцессы», фасуется преимущественно в нашей стране, а «Липтон» - в России. И фасовка эта началась задолго до повышения таможенных пошлин. Значит, дело не в погоне за прибылью. Тогда в чем же? Зачем было нужно инвестировать производство?

      Как ни парадоксально, но фасовка зеленого чая в местах произрастания вовсе  не гарантирует сохранения вкуса  и аромата. Наоборот, доставляемый как можно ближе к месту продажи в мешках, состоящих из нескольких слоев специальной бумаги и фольги, чайный лист, сохраняется значительно лучше, чем в пачке из тонкого картона, рассчитанной на хранение в условиях склада с контролируемыми температурой и влажностью.

      Кроме сохранения качества листа, местная  фасовка зеленого чая позволяет  оператору быстрее реагировать  на потребности рынка и, конечно  же, более гибко изменять цены, сглаживая  постоянный рост стоимости чайного  сырья в мире.

  
Литература
 

  1. Дубініна  А.А., Жук Ю.Т., Жук В.А., Жестерова  Н.А., “Товарознавство смакових товарів”, Київ, 2004.
  2. Коробкіна З.В., Романенко О.Л., “Товарознавство смакових товарів”, Київ, 2003.
  3. Шепеляв А.Ф., Мхитарьян К.Р., «Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров», Ростов-на-Дону, 2001.
  4. Чепурной И.П., “Товароведение и експертиза вкусовых товаров”, М., 2002.
  5. Чоговадзе Ш.К., М.: Экономика, 1980.
  6. Хлебников В.И., «Технология товаров (продовольственных)», М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.
  7. Щербова Э.А. «Методы исследования пищевых продуктов», Москва, 1977 г.
  8. Дорофеев И.В. «Современный подход к оценке качества и управлению качеством продовольственных товаров». Москва, 1978 г.
  9. Парамонова Т.Н. «Экспресс-методы оценки качества продовольст-венных товаров». М.: Экономика, 1988 г.
  10. Галкин В.Б. «Определение качества продовольственных товаров»,          М.: Экономика, 1973 г.
  11. Е.В. Тищенко, Г.Б. Рудавская «Товароведение продовольственных товаров» (лабораторный практикум), Киев, 2000г.
  12. Журналы «Продукты питания», выпуски 2003-2004 г.г.

Информация о работе Характеристика ассортимента и товароведная оценка зеленого байхового чая, реализуемого в торговой сети г.Луганска