Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.
1.Значение, задачи и информационное обеспечение анализа товарных запасов.
2.Характеристика предприятия.
3.Анализ динамики товарных запасов по общему объему.
4.Анализ динамики товарных запасов в ассортиментном разрезе.
5.Анализ состояния товарных запасов в разрезе кварталов, групп, структуры подразделений.
6.Анализ эффективности использования товарных запасов.
7.Выводы и разработка мер по нормализации состояния товарных запасов.
1.Значение,
задачи и информационное
2.Характеристика предприятия.
3.Анализ динамики товарных запасов по общему объему.
4.Анализ динамики товарных запасов в ассортиментном разрезе.
5.Анализ
состояния товарных запасов в
разрезе кварталов, групп,
6.Анализ
эффективности использования
7.Выводы
и разработка мер по
Введение.
В
настоящее время в мире происходят
постоянные изменения стратегий
и методов, и проблематика данного
исследования по-прежнему несет актуальный
характер. Актуальность исследования
определяется необходимостью повышения
эффективности управления запасами,
а также повышения
Представляется, что анализ тематики
- управление товарными запасами
в розничной торговой сети
достаточно актуален и
Данная тема в настоящее время весьма актуальна для любого предприятия вне зависимости от того, какие товары (изделия или услуги) предприятие производит и предлагает своим партнерам.
Указанными обстоятельствами и предопределяется выбор мною темы курсовой работы – анализ товарных запасов и эффективность их использования в розничной торговле.
Объектом исследования данной курсовой работы является розничная торговая сеть, предметом - управление товарными запасами в розничной торговой сети.
Для раскрытия темы работы была поставлена цель - провести анализ управления товарными запасами в розничной торговой сети и определить эффективность их использования.
Для достижения поставленной
цели определены следующие
Исследование
проведено с использованием действующих
систем и технологий управления запасами,
нормативных документов, регулирующих
процесс управления предприятиями
в сфере управления запасами.
От объема товарного
запаса и уровня в существенной степени
зависит эффективность
Товарные запасы представляют собой предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения. Это товар, ожидающий часа своей продажи. Как только товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом.
Товарный запас – это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина. Наличие товарного запаса служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения продукции. В то же время запасы не должны быть избыточными, поскольку при этом возрастают издержки производства и обращения.
Товарные запасы формируются на всех этапах товародвижения: в хранилищах производственных предприятий, при транспортировке, на складах оптовых и розничных торговых фирм. Необходимость формирования товарных запасов определена такими факторами, как:
1) время, необходимое
для перевозки продукции от
места производства до места
продажи, охватывая время на
погрузочно-разгрузочные
2) сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
3) несоответствие
между производственным и
4) специфика территориального размещения производства;
5) условия перевозки
товаров, расстояние между
6) возможности для хранения продукции..
Объем товарных запасов обусловливается величиной и структурой товарооборота торгового предприятия. Одной из основных задач торговых предприятий является поддержание оптимальной пропорции между размером товарооборота и величиной товарных запасов. При недостаточном объеме запасов появляются трудности с товарным обеспечением товарооборота фирмы; излишние запасы ведут к дополнительным затратам, повышению потребности в кредитах и увеличению затрат по выплате процентов по ним, увеличению затрат по хранению запасов, что в целом приводит к ухудшению общего финансового положения торговых предприятий.
Суть деятельности
торговой организации заключается
в приобретении товаров и реализации
их третьим лицам с целью
В деятельности торговых организаций товарные запасы представляют собой основной актив компании, большая часть денежных средств сосредоточена именно в этом виде актива. Специфика товарных запасов заключается в том, что из всех видов активов компании они, являются наименее ликвидной их частью, если у торговой организации большая часть средств размещена в товарных запасах, то возникает риск неплатежеспособности этой компании.
Товарными запасами, как и любым другим видом актива, можно управлять, эффективная система управления товарными запасами позволяет не только поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне. Товарные запасы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими экономическими показателями деятельности торговой организации, такими как рентабельность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость. Система управления товарными запасами позволяет также управлять снижением затрат на содержание запасов. При эффективно налаженной системе поставок данная система позволяет, к примеру, снизить затраты на хранение, что выражается в уменьшении площадей складских помещений, а следовательно в снижении уровня постоянных издержек организации.
Период
исполнения товаром функции товарного
запаса может продолжаться от нескольких
часов до нескольких месяцев и
даже лет. Сверхнормативные товарные запасы,
задержавшиеся на складах организаций,
приводят к потерям и убыткам,
препятствуя высвобождению
В зависимости от назначения товарные запасы бывают:
1) текущего хранения (для повседневной продажи);
2) сезонного накопления (например, картофель, яблоки) или сезонного спроса (летом таковыми будут товары зимнего ассортимента);
3) целевого назначения (например, для проведения концерта);
4) долгосрочного завоза (формируются в горных и отдаленных районах для удовлетворения спроса потребителей в момент приостановления нормального товароснабжения);
5) периодического возобновления (стратегические запасы, резервы государства).
Товарные запасы рассматриваются в общем по предприятию и по отдельной товарной группе по сведениям оперативного учета, а также по сведениям бухгалтерской и статистической отчетности. Главные цели анализа – проверка соответствия фактических товарных запасов принятым нормам и расследование причин несоответствий. По данным, полученным в результате анализа, принимаются соответствующие меры для нормализации товарных запасов.
Величина товарных запасов может исчисляться в натуральном и стоимостном выражениях. На практике рассчитывают 3 вида данного показателя:
1) минимально допустимую величину, подтверждающую необходимость пополнения запасов товара;
2) максимальную величину, отражающую предельный размер товарных запасов;
3) резервный объем, гарантирующий собственнику стабильную работу предприятия в непредвиденных обстоятельствах. Товарные запасы анализируются, рассчитываются и планируются в абсолютных и относительных величинах.
Абсолютные показатели являются стоимостными (денежными) и натуральными единицами, применяются при проведении инвентаризаций в торговых организациях. Основной минус абсолютных показателей – невозможность с их помощью рассчитать уровень соответствия объема запаса товаров потребностям развития товарооборота. Поэтому относительные показатели, дающие возможность сравнивать объем товарного запаса с товарооборотом торговой фирмы, применяются более широко.
Первым относительным показателем, используемым при анализе, является объем товарных запасов, который исчисляется в днях товарооборота по следующим формулам:
Утз = ТЗ/(Т/Ободн) или Утз = (ТЗ хД)/(Т/Об),
где У тз – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – товарный запас на конец рассматриваемого периода (руб.);
Т / Ободн— однодневный товарооборот за рассматриваемый период (руб.);
Т / Об – величина товарооборота за рассматриваемый период (руб.);
Д – количество дней в рассматриваемом периоде.
Уровень товарных запасов определяет обеспеченность торговой организации запасами на конкретную дату и отражает, на какое число дней торговли (при имеющемся товарообороте) достаточно этого запаса.