Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа
Тема нашей курсовой работы: анализ рынка табачных изделий Украины.
Исходя из выбраной темы, объектом данной курсовой работы является рынок, как понятие в экономической науки.
Предметом нашего исследования является состояние табачного рынка Украины за 2008 – 2011 год.
Исходя из заявленой темы, можем выделить следующие задачи курсовой работы:
Дать определение понятию «рынок»;
Описать основные формы и модели рынков
Проанализировать состояние табачного рынка Украины за 2010 – 2011 год.
Введение 3
Раздел I 4
Классификация рынков 4
1.1 Рынок. Основные формы рынков 4
1.2 Модели рынков 8
1.3 Монополистическая конкуренция 10
Раздел II 13
Анализ рынка табачных изделий Украины 13
2.1 Характеристика продукта 13
2.2 Анализ рынка табачных изделий Украины 18
2.3 Расчет индекса индекса Херфиндаля — Хиршмана и определение типа рынка табачных изделий Украины 27
Заключение 30
Список литературы 32
Как видим, положение фабрик с иностранными инвестициями на рынке Украины достаточно стабильно и прогнозируемо. Изменения могут коснуться только ситуации внутри первой четверки (а теперь уже пятерки), конкуренция в которой усиливается и существенно не влияет на занимаемую ими в целом долю.
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
где S1,S2 …, Sn — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.
В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хишмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.
Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и , где n — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли).
С 1982 г. в США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовсого» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < HHI < = 1800 — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100.
Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:
В ситуации рынка Украины мы можем произвести расчет индекса Херфендаля – Хиршмана исходя из данных, приведенных выше, для наглядности, стоит отобразить данные Рисунку 2.2 в Таблице 2.3:
Таблица 2.3
Структура рынка табачных изделий Украины
Компания производитель табачных изделий |
Доля компании на рынке Украины (%) |
Филипп Моррис - Украина |
27 |
ВТА - Украина |
27 |
Дж. Ти Ай - Украина |
11 |
Реемстма - Украина |
29 |
Остальные |
6 |
Необходимые нам данные изображены в Таблице 2.3 – количество фирм в отрасли: 5, они занимают такие доли табачного рынка: 6%, 11%, 27%, 27%, 29%.
Подставив данные в формулу определения индекса, получаем индекс равный 2456, что, исходя из вышеизложеных фактов, дает нам право утверждать, что рынок табачных изделий Украины попадает в категорию первого типа – высококонцентрированные рынки.
Как видим, табачная отрасль Украины уверенно шагает вперед. Она представляет собой стабильный интерес для западного капитала и привлекает в страну так необходимые ей сейчас иностранные инвестиции. Параллельно с ростом объемов производства увеличиваются поступления в бюджет: за 2009 – 2010 года отчисления только по акцизному сбору составили 9474 млн грн, что на 100 млн грн больше, чем в предыдущем году. Как уже отмечалось, расширился ассортимент продукции, год от года все более совершенной становится ценовая и маркетинговая политика компаний.
Однако не все так безоблачно, и на украинском табачном рынке существуют свои проблемы и опасения. Так, беспокоит производителей сохранение отчислений в пенсионный фонд. Наряду с акцизом, это означает существование двух одинаковых налогов и усложняет систему администрирования. По мнению производителей, налогообложение табачной отрясли необходимо упростить, и достичь этого можно объединением двух налогов в один, акцизный. Вопросы налогообложения табачной отрасли, и в частности, порядка взимания акциза (его смешанной, специфической и адвалорной форм), вызывают дискуссии не только у нас в стране, но и на всем постсоветском пространстве. Как известно, недавно российской Госдумой был одобрен законопроект о переходе на смешанную систему. Российский опыт целесообразно взять на вооружение и украинской стороне, так как это будет способствовать более равномерному распределению налоговой нагрузки (и, в первую очередь, снизит налоговый гнет на малые отечественные фабрики). Кроме того, взаимосвязь и взаимовлияние рынков Украины и России остаются чрезвычайно высокими: гармонизация системы налогообложения станет опережающим шагом против возможного усиления потока контрабанды со стороны северного соседа.
На фоне существования разных взглядов на системы взимания акциза с табачных изделий, по поводу другого актуального вопроса - голографизации акцизных марок - производители высказываются более единодушно. Решение Кабинета министров, по их мнению, приведет к удорожанию продукции, сокращению объемов производства и снижению конкурентоспособности украинской продукции на рынке.
В целом, исходя из наблюдаемой динамики, перспективы украинского табачного производства выглядят радужно: за первые шесть месяцев 2011 года объемы выпущенной продукции по сравнению с прошлым годом были увеличены на 13%. Остается надеяться, что непродуманные вмешательства не нарушат победоносный марш табачных производителей к новым рекордам.