Анализ рынка табачных изделий Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Тема нашей курсовой работы: анализ рынка табачных изделий Украины.
Исходя из выбраной темы, объектом данной курсовой работы является рынок, как понятие в экономической науки.
Предметом нашего исследования является состояние табачного рынка Украины за 2008 – 2011 год.
Исходя из заявленой темы, можем выделить следующие задачи курсовой работы:
Дать определение понятию «рынок»;
Описать основные формы и модели рынков
Проанализировать состояние табачного рынка Украины за 2010 – 2011 год.

Содержание

Введение 3
Раздел I 4
Классификация рынков 4
1.1 Рынок. Основные формы рынков 4
1.2 Модели рынков 8
1.3 Монополистическая конкуренция 10
Раздел II 13
Анализ рынка табачных изделий Украины 13
2.1 Характеристика продукта 13
2.2 Анализ рынка табачных изделий Украины 18
2.3 Расчет индекса индекса Херфиндаля — Хиршмана и определение типа рынка табачных изделий Украины 27
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая аналіз ринку табачних виробів.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Как видим, положение фабрик с иностранными инвестициями на рынке Украины достаточно стабильно и прогнозируемо. Изменения могут коснуться только ситуации внутри первой четверки (а теперь уже пятерки), конкуренция в которой усиливается и существенно не влияет на занимаемую ими в целом долю.

 

2.3 Расчет индекса индекса  Херфиндаля — Хиршмана и определение  типа рынка табачных изделий  Украины

 

Индекс Херфиндаля или  Индекс Херфиндаля — Хиршмана  (англ.  Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс  Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

 

,

 

где  S1,S2 …, Sn — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной  фирмы, индекс Херфиндаля — Хишмана  будет равен 10000. Для двух фирм с  равными долями  H  = 502  + 502  = 5000, для 100 фирм с долей в 1%  H  = 100. Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Херфиндаля ограничен  сверху 10000 (причем это значение достигается  только в случае чистой монополии  одной фирмы) и , где  n  — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли).

С 1982  г. в  США  HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовсого» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при  1000 <  HHI  < = 1800  — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100.

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям  коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

  • I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100%  ; 2000 < HHI < 10000
  • II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70%;1000 < HHI < 2000
  • III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45%; HHI < 1000

В ситуации рынка Украины  мы можем произвести расчет индекса  Херфендаля – Хиршмана исходя из данных, приведенных выше, для наглядности, стоит отобразить данные Рисунку 2.2 в Таблице 2.3:

 

Таблица 2.3

Структура рынка табачных изделий Украины

Компания производитель  табачных изделий

Доля компании на рынке  Украины (%)

Филипп Моррис - Украина

27

ВТА - Украина

27

Дж. Ти Ай - Украина

11

Реемстма - Украина

29

Остальные

6


 

Необходимые нам данные изображены в Таблице 2.3 – количество фирм в отрасли: 5, они занимают такие доли  табачного рынка: 6%, 11%, 27%, 27%, 29%.

Подставив данные в формулу  определения индекса, получаем индекс равный 2456, что, исходя из вышеизложеных  фактов, дает нам право утверждать, что рынок табачных изделий Украины попадает в категорию первого типа – высококонцентрированные рынки.

 

Заключение

 

Как видим, табачная отрасль  Украины уверенно шагает вперед. Она  представляет собой стабильный интерес  для западного капитала и привлекает в страну так необходимые ей сейчас иностранные инвестиции. Параллельно  с ростом объемов производства увеличиваются поступления в бюджет: за 2009 – 2010 года отчисления только по акцизному сбору составили 9474 млн грн, что на 100 млн грн больше, чем в предыдущем году. Как уже отмечалось, расширился ассортимент продукции, год от года все более совершенной становится ценовая и маркетинговая политика компаний.

Однако не все так  безоблачно, и на украинском табачном рынке существуют свои проблемы и  опасения. Так, беспокоит производителей сохранение отчислений в пенсионный фонд. Наряду с акцизом, это означает существование двух одинаковых налогов и усложняет систему администрирования. По мнению производителей, налогообложение табачной отрясли необходимо упростить, и достичь этого можно объединением двух налогов в один, акцизный. Вопросы налогообложения табачной отрасли, и в частности, порядка взимания акциза (его смешанной, специфической и адвалорной форм), вызывают дискуссии не только у нас в стране, но и на всем постсоветском пространстве. Как известно, недавно российской Госдумой был одобрен законопроект о переходе на смешанную систему. Российский опыт целесообразно взять на вооружение и украинской стороне, так как это будет способствовать более равномерному распределению налоговой нагрузки (и, в первую очередь, снизит налоговый гнет на малые отечественные фабрики). Кроме того, взаимосвязь и взаимовлияние рынков Украины и России остаются чрезвычайно высокими: гармонизация системы налогообложения станет опережающим шагом против возможного усиления потока контрабанды со стороны северного соседа.

На фоне существования  разных взглядов на системы взимания акциза с табачных изделий, по поводу другого актуального вопроса - голографизации акцизных марок - производители высказываются более единодушно. Решение Кабинета министров, по их мнению, приведет к удорожанию продукции, сокращению объемов производства и снижению конкурентоспособности украинской продукции на рынке.

В целом, исходя из наблюдаемой  динамики, перспективы украинского  табачного производства выглядят радужно: за первые шесть месяцев 2011 года объемы выпущенной продукции по сравнению с прошлым годом были увеличены на 13%. Остается надеяться, что непродуманные вмешательства не нарушат победоносный марш табачных производителей к новым рекордам.

 

Список литературы

 

  1. Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 1994.
  2. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994.
  3. Казаков А. П., Минаева Н. В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. – М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1996. – 392с.
  4. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1995. –384с.
  5. Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. Сущность, структура и принципы организации социального рыночного хозяйства // Экономика Украины. -  1993. – №4, с.38-47
  6. Райзберг Б. А. Курс экономики  М.: «ИНФРА – М», 1997. – 634с.
  7. Райзберг Б. А. Рыночная экономика: Учебник. – М., 1995. – 432с.
  8. Самуэльсон П. Экономика. Т. 1,2. –М.: МГП «АЛГОН», 1992. – 340с.
  9. Сорока И. Социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика  как приоритетные модели украинского рынка // Экономика Украины. –1994. – №5, 8 с.
  10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. П., 1993 –224с.
  11. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. – 448 с.
  12. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории: Микроэкономика, макроэкономика: Учеб. пособ. – СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000. – 648 с.
  13. Войтов А.Г. Экономика: Общий курс: Учебные фундаментальные теории экономики. – 5 изд., перераб. и дополн. – И.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. – 581 с.
  14. Головачов А.С. Экономическая теория: курс лекций.– Мн.: АУ, 2002. – 238 с.
  15. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. М.: “Дело”, 2002 – 472 с.
  16. Кажуко Н.Л. Основы экономической теории: Учебное пособие. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2001. – 671 с.
  17. Курс экономической теории. И.М, Плотницкий и др. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
  18. Курс экономической теории: макроэкономика. Деньги, денежное обращение. Разраб. К.И. Бобковым. – М.: СГУ, 2002. – 91 с.
  19. Курс экономики: Учебник для вузов по экономической специальности. Под ред. Б.А. Райзберга. – 3 изд., дополнен. и перераб. – М.: Издательский дом «Инфра-М», 2000. – 714 с.
  20. Курс экономической теории / Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: “Мисанта”, 2003 – 496 с.
  21. Курс экономической теории. Учебник для вузов [М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.А. Киселева]; под ред. М.Н. Чепурина. – 4 изд., перераб. и дополн. – Киров: АСА, 2001. – 743 с. МГИМО.
  22. Маконелл, Кэмпбелл Р. Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблематика и политика: Учебник. В 2-х экз. пер. с 14-го англ. Изд. М.: Инфра-М, 2003. – 928 с.
  23. Макроэкономика. Основные макроэкономические показатели. – МН.: БГАТУ, 2004. – 38 с.
  24. Раков А. Инструментарий управления государственным долгом // Банковский вестник. -2003. - № 12. – С. 14-21.
  25. Самуэльсон, Пол Э., Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – 16 изд. – М. И др. изд. дом «Вильямс», 2000. – 680 с.
  26. Экономическая теория. Базылев Н.И., Гурко С.П. и др. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 637 с.
  27. Экономическая теория. Давыденко Л.Н., Базылева А.И. и др. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 366 с.
  28. Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаева.– М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002. – 510с.
  29. Экономическая теория/ Под ред. В.Д. Камаева. М.: “Владос”, 2003 – 595с.
  30. Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. центр Владос, 2001. – 640 с.
  31. Экономическая теория: Системный курс. / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО Новое знание, 2000. – 664 с.
  32. Як впливає тютюн на ваше здоров’я. К.: Освіта. 2009. – 81 с.
  33. http://e-finance.com.ua



Информация о работе Анализ рынка табачных изделий Украины