Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа
Тема нашей курсовой работы: анализ рынка табачных изделий Украины.
Исходя из выбраной темы, объектом данной курсовой работы является рынок, как понятие в экономической науки.
Предметом нашего исследования является состояние табачного рынка Украины за 2008 – 2011 год.
Исходя из заявленой темы, можем выделить следующие задачи курсовой работы:
Дать определение понятию «рынок»;
Описать основные формы и модели рынков
Проанализировать состояние табачного рынка Украины за 2010 – 2011 год.
Введение 3
Раздел I 4
Классификация рынков 4
1.1 Рынок. Основные формы рынков 4
1.2 Модели рынков 8
1.3 Монополистическая конкуренция 10
Раздел II 13
Анализ рынка табачных изделий Украины 13
2.1 Характеристика продукта 13
2.2 Анализ рынка табачных изделий Украины 18
2.3 Расчет индекса индекса Херфиндаля — Хиршмана и определение типа рынка табачных изделий Украины 27
Заключение 30
Список литературы 32
Так, в 2010 году табачникам пришлось бороться не только с общими проблемами – колебанием курса валют, падением потребительской способности населения, снижением объемов производства, но и со своими специфическими трудностями - ограничением рекламы и возможностей для продвижения продукции на фоне постоянно увеличивающейся акцизной нагрузки.
Производство заменилось контрабандой
В прошлом году табачный рынок Украины был подвержен нескольких основным тенденциям, большинство из которых могут быть отнесены к негативным. Основные тренды - сокращение легального производства, непрогнозируемая акцизная политика и рост контрабанды.
Показатель объемов производства табачной продукции оставался стабильным вплоть до кризиса, составляя около 120 млрд шт в год. Однако уже по итогам 2009 года компании увидели снижение - в 2009 году в Украине объемы производства табачных изделий упали на 11% по сравнению с результатом 2008 года. Падение продолжилось и в прошлом году - 2010 год был годом существенного сокращения легального производства табачной продукции. Производство легальной сигаретной продукции ведущих компаний за период январь-ноябрь 2010 сократилось до 92,9 млрд шт, что на 10,5% меньше показателя аналогичного периода 2009 года[33].
Дельта падения внутреннего производства компенсировалась поступлениями нелегальной дешевой продукции. По оценкам экспертов, от 15 до 20% потребляемых сигаретных изделий – неучтенная продукция[33].
«Показатель очень разнится от одного региона к другому – есть регионы, где уровень контрабанды зашкаливает за 70% - это Черновицкая область, Одесская область, Луганская область[33].
По данным Государственной таможни, за 9 месяцев 2010 года было пресечено на 32% больше незаконных случаев перемещения сигарет через таможенную территорию Украины, чем за аналогичный период 2009 г. При этом, количество случаев вывоза контрабанды из Украины выросло на 32%, ввоза – на 172%. За январь-сентябрь 2010 Таможня предупредила 3672 случая незаконного перемещения сигарет, что на 50% (на 1233 случая) больше, чем в 2009 году[33].
Основная проблема всех табачных компаний - непрогнозируемость акцизной политики государства. В 2010 году она также была актуальна. «Самое большое беспокойство на рынке как всегда вызывает наша внутренняя налоговая политика» - говорит Владимир Демчак, президент Украинской торгово-промышленной конфедерации – «В европейских странах нормальным считается показатель, когда на акцизные поступления приходится 5-7% доходной части бюджета. Мы явно превысили этот показатель, поскольку за счет этой отрасли правительство латает дыры в бюджете».
Поскольку за счет табачной отрасли правительство традиционно ищет пути пополнения бюджета, то в период кризиса к этому источнику государство стало обращаться рекордно часто. «Трудно найти другую индустрию, которая в условиях кризиса пережила пятиразовое повышение акциза» – говорит Юрий Кишко. В прошлом году было проведено два повышения ставок акцизов, последнее увеличение акциза произошло июле 2010 года – по его итогам адвалорный компонент повысился с 20 до 25%, а минимальное налоговое обязательство - с 115 до 150 грн за 1 тыс штук. По сравнению с маем 2010 года вследствие летнего повышения акцизов цены выросли на 1-2 грн. За 9 месяцев года благодаря росту ставок акцизные поступления в бюджет увеличились более чем на треть - на 37% - до 10, 9 млрд грн. «Последнее повышение акциза в июле стало шестым по счету с начала 2008 года. С начала прошлого года ставки акцизного сбора на табачную продукцию выросли в среднем в 2,5 раза, если говорить о периоде с начала 2008 года – то в 7 раз, за это время сигареты подорожали в среднем в три раза» - говорит Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов, Джапан Тобакко Интернешнл Украина (JTI)[33].
Бороться с фактором внезапности повышения налоговой нагрузки в украинских реалиях невозможно, поэтому компаниям остается лишь быть готовым к изменениям, чтобы корректировать ценовую и прочую политику. Табачное лобби – одно из самых влиятельных в стране - в данном случае выполняет роль информатора, поскольку дает возможность компаниям перестроить бизнес-процессы в ожидании очередного повышения, о котором традиционно ГНАУ не информирует заранее[33].
Кому же выгодно лоббировать замену существующей системы начисления акцизного сбора на табачную продукцию?
Во-первых, смешанная
система акцизного
Во-вторых, введение смешанной ставки акцизного сбора принесло бы выгоду компаниям, производящим дешевые низкосортные сигареты. Введение адвалорной или смешанной системы создаст весомые налоговые льготы для наиболее дешевых сигарет, в то время как сигареты дорогих сортов будут подвержены своеобразной налоговой дискриминации. При этом вполне вероятно, что на внутреннем рынке увеличится доля дешевых сигарет низкого качества, что отразится на инвестиционной привлекательности отрасли. А ведь сегодня табачная отрасль - одна из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов. За последние годы в нее было привлечено более 250 миллионов долларов.
В-третьих, введение смешанной ставки акцизного сбора выгодно табачным предприятиям, расположенным в некоторых соседних странах, в первую очередь России и Молдавии. При введении адвалорной или смешанной системы резко увеличится разница в ценах ' на дешевые сигареты и сигареты высшего класса. В результате отечественные высокосортные сигареты станут значительно дороже, чем аналогичная продукция в России и Молдавии.
И наконец, смешанная
ставка акцизного сбора выгодна
тем отечественным предприятиям
Эксперты сходятся, что табачные компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы пережить падение годовых финансовых результатов и сокращение объемов рынка. «Акцизы в Украине все еще остаются одними из самых низких в СНГ, а табачный бизнес –одним из самых доходных» - говорит глава аналитического департамента компании «Про Консалтинг» Александр Соколов.
Среди прочих особенностей «табачного» 2010 года можно выделить продолжившуюся поляризацию рынка. Так, растут продажи премиальных брендов и параллельно увеличивается низкоценовой сегмент. В тоже время средний ценовой сегмент упал на 5-6% за последние 2 года. Эксперты поясняют эту тенденцию ставшим более явным разделением страны на бедных и богатых. Еще одна традиционная проблема отрасли - курсовые разницы, к колебанию курса валют чувствительны все производители, поскольку основная составляющая в себестоимости это табак, который импортируется и закупается в валюте.
Также 2010 год был отмечен ужесточением борьбы с табакокурением на государственном уровне и дальнейшим ограничением рекламы этого товара. «О борьбе с курением много говорится, но на самом деле не вовлекается ни одни действенный инструмент борьбы. Правительство просто заявило, что высокая цена на сигареты является показателем их недоступности» - говорит Владимир Демчак – «Такая позиция конечно приветствуется на Западе, в том числе теми кто раздает гранты».
В январе 2010 г. вступил в силу запрет рекламы табачных изделий во всех печатных СМИ (кроме специализированных изданий), и на сегодняшний день в Украине разрешено только минимальное общение с взрослыми курильщиками. Инициативы дальнейшего ужесточения рекламы табака периодически возникли на протяжении всего года. Некоторые из них откровенно абсурдны (есть предложение законодательно запретить курить дома на балконе), а некоторые могут существенно усложнить коммерческую деятельность – так, есть попытки вообще запретить коммерческую информацию в сфере табачной продукции, то есть дистрибутор не будет иметь права рассказывать ничего о товаре.
Игроки рынка отмечают, что реклама сама по себе не формирует спрос, а лишь распределяет спрос между игроками -вследствие рекламы потребитель переходит с марки на марку от одного производителя к другому. «Конкуренция между производителями табачных изделий основывается на переходе потребителей на другие торговые марки. Расти можно только за счет доли другого производителя, и изменения предпочтений курильщиков»- пояснил представитель отдела маркетинга крупной табачной компании (см. Таблица 2.1).
Вот уже который год основными игроками на украинском рынке (и по весу, и по вкладу в общую копилку - бюджет) являются четыре предприятия с иностранными инвестициями. Именно они производят более 90% от общего объема продукции в стране и являются своеобразными "законодателями мод" на украинском табачном рынке (см. Рисунок 2.2).
Таблица 2.1
Основные показатели табачного рынка Украины в 2001 – 2009 гг.
Год |
Объем производства, млрд шт |
Экспорт, млрд шт |
Импорт, млрд шт |
Контрабанда, млрд шт |
2001 |
69,44 |
3,0 |
2,2 |
15 |
2002 |
81,0 |
1,9 |
1,0 |
8 |
2003 |
96,8 |
2,9 |
2,1 |
1,0 |
2004 |
108,9 |
5,3 |
1,9 |
1,0 |
2005 |
120,2 |
6,5 |
2,6 |
0,5 |
Продолжение Таблици 2.1 | ||||
2006 |
120,3. |
6,5 |
2,4 |
0,5 |
2007 |
128, 6 |
8,9 |
3,8 |
0,5 |
2008 |
129,8 |
10,2 |
4,5 |
1,2 |
2009 |
114,391 |
10,3 |
5,5 |
10-12 |
2010 (январь-сентябрь) |
77,8 |
7,5 |
3,4 |
Данные: Госкомстат, Украинская торгово-промышленная конфедерация
Из данных таблицы 2.1 видно, что за прошедшее десятилетие показатели производства табачной продукции Украины динамично росли, но, вместе с тем, контрабанда так же постоянно набирала обороты. Так же можно говорить о постоянных изменениях показателей импорта и экспорта табачных изделий, то понижающихся, то резко возрастающих, что связано, по нашему мнению, с табачной политикой Украины и с состоянием законодательной базы страны.
Таблица 2.2
Сумма акцизных поступлений в бюджет от табачных изделий
Год |
Поступления в бюджет от акциза на табачные изделия, млн грн |
2001 |
583,1 |
2002 |
683,7 |
2003 |
865,2 |
2004 |
1427 |
2005 |
1782 |
2006 |
2021 |
2007 |
2421 |
2008 |
3772 |
Продолжение Таблици 2.2 | |
2009 |
8460 |
2010 (9 месяцев) |
9474 |
Данные таблицы 2.2 для наглядности можно представить в виде диаграммы(см. Рисунок 2.1):
Рисунок 2.1 Динамика акцизных поступлений в бюджет Украины в 2001 – 2009 гг.
По итогам прошлого года лидеры располагались в следующем порядке: "Реемтсма-Украина" (19,8 млрд шт.), "Филипп Моррис-Украина" (19,04 млрд шт.), "БАТ-Украина" (19,01 млрд шт.) и "Дж Ти Ай Интернешнл" (7,37 млрд шт.). Значительно наращивание производства на БАТ (76,6% по сравнению с предыдущим годом) и "Филипп Моррис" (увеличение на 35%) на фоне некоторого снижения показателей на "Реемтсме" (на 10,6%) придало соперничеству за первое место чрезвычайную остроту.
Следствием обострения конкуренции стали изменения в среде привычных лидеров. На первую позицию по итогам первого полугодия 2011 года вышли "БАТ-Украина", которые произвели 11 млрд шт. сигарет, улучшив
Рисунок 2.2 Структура рынка табачных изделий в Украине в 2011 году
свой прошлогодний показатель на 30%. Демонстрируемый компанией рост набирает обороты из месяца в месяц и в июне составил уже 42%. На втором месте "Реемтсма-Украина": на мощностях Киевской табачной фабрики она произвела 9,6 млрд шт. продукции, что свидетельствует о внушительном увеличении - на целых 64,8%. "Филипп Моррис-Украина" оказались на третьей позиции, так как их показатель за первые шесть месяцев - 8,5 млрд шт. на фоне прошлогодних 8,6 млрд шт. свидетельствует о некотором снижении объемов. "Дж Ти Ай-Украина", несмотря на уменьшение произведенной продукции за первое полугодие по сравнению с январем-июнем 2009 на 11,4%, занимает свое стабильное четвертое место[33].