Анализ рынка кинотеатров в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:38, доклад

Описание работы

С 1990 года количество кинотеатров неуклонно падает, за 20 лет уменьшилось более, чем в 12 раз, как и объем посещений киносеансов. Достигнув ямы в 1998 году (5 млн.), количество посетителей кинотеатров начало расти, и уже в 2007 году их было 18 млн.чел. Однако, в связи с обязательной украинизацией фильмов, в следующем году объем посещения кинотеатров значительно упал до 11 млн.чел., при чем, эта тенденция сохраняется до сих пор. В 2010 году этот показатель достиг отметки в 9 млн.чел.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 65.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

По дисциплине «Экономика предприятия»

На тему «Анализ рынка кинотеатров в  Украине» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Краткая характеристика услуги

    На  данный момент рынок кинотеатров Украины переживает значительный подъем, хотя на первый взгляд статистические данные говорят об обратном.   

            Количество демонстраторов фильмов, тыс. Количество посещений  демонстраторов фильмов за год, млн.
          1990 27,2 552
          1991 25,0 416
          1992 22,3 211
          1993 20,5 127
          1994 17,9 56
          1995 16,1 36
          1996 13,3 14
          1997 10,8 7
          1998 9,0 5
          1999 7,8 5
          2000 6,9 6
          2001 6,0 7
          2002 5,3 9
          2003 4,1 10
          2004 3,6 10
          2005 3,3 10
          2006 3,2 12
          2007 3,0 18
          2008 2,4 11
          2009 2,2 11
          2010 2,2 9
 

 

    С 1990 года количество кинотеатров неуклонно  падает, за 20 лет уменьшилось более, чем в 12 раз, как и объем посещений киносеансов. Достигнув ямы в 1998 году (5 млн.), количество посетителей кинотеатров начало расти, и уже в 2007 году их было 18 млн.чел. Однако, в связи с обязательной украинизацией фильмов, в следующем году объем посещения кинотеатров значительно упал до 11 млн.чел., при чем, эта тенденция сохраняется до сих пор. В 2010 году этот показатель достиг отметки в 9 млн.чел.

    Также, из этих показателей можно сделать  вывод о загруженности кинотеатров -  значительно возросла в течении 20 лет. Связано это, прежеде всего, с модернизацией этой отрасли. Во-первых, изменились залы, их размеры, уровень комфорта, видео и аудио воспроизведение кинолент. Появились новые технологии, самая популярная из них – 3D изображение, что дало толчок и новый виток развития этого рынка не только в Украине, но и во всем мире. Также, все более популярнее становятся кинотеатры 5D, где вы можете «осязать» происходящее на экране: имитируется порывы ветра, брызги дождя, двигаются кресла и т.д., что создает ощущение реальности событий в фильме.

    Также изменился и сервис: сегодня в  кинотеатре можно не только смотреть фильм, но есть поп-корн и пить кофе, которое заботливо предлагает бар  кинотеатра у входа.

    В целом, качественно услуги украинских кинотеатров отличаются не во многом от услуг кинотеатров в мире, однако существует ряд проблем и недочетов. Например, отсутствие кинолент на английском языке без перевода, что очень популярно в Европе.

 

    Характеристика  рынка

    Итак, сегодня считается, что кинотеатры превратились в выгодный бизнес. 60% рентабельности и ежегодный рост кассовых сборов. Украинские кинотеатры превратились в выгодный бизнес. Особенно в последнее время, когда из года в год растут кассовые сборы, развиваются новые технологии, а практически пустой рынок оставляет достаточно места, как для отечественных, так и для иностранных компаний, желающих на нем заработать.

    Причины, по которым они даже в кризис готовы вкладывать деньги в развитие на украинском рынке, очевидны. Объем инвестиций, необходимых для открытия кинотеатра в Украине, для участников рынка посильный, условия работы выгодные, а рентабельность может достигать 60%. По подсчетам аналитиков, открытие одного кинозала обходится инвестору приблизительно в $300-400 тыс. Одной из основных составляющих расходной части является аренда. Эксперты отмечают, что выгоднее всего открывать кинотеатры в торгово-развлекательных центрах. Во-первых, это увеличивает количество потенциальных зрителей, а во-вторых, ТРЦ предоставляют кинотеатрам льготные арендные ставки, поскольку они, как правило, являются якорными арендаторами. На сегодняшний день стоимость аренды в ТРЦ для киносетей составляет в среднем $15 за квадратный метр. На волне популяризации цифровых технологий многие операторы рынка несут дополнительные затраты, связанные с переоборудованием залов. Один такой проект обходится компаниям приблизительно в 150 тыс. евро. Но игра стоит свеч. По словам Ирины Зари, управляющего партнера сети кинотеатров "Линия кино" и "Оскар", рентабельность 3D-фильмов по сравнению с обыкновенными выше почти в десять раз. Помимо аренды и оборудования, у кинотеатра есть постоянные расходы, такие как оплата НДС в размере 20% выручки от проката фильма, и выплата 50% оставшейся суммы дистрибьютору фильма.

    По  данным экспертов, срок окупаемости  кинотеатра составляет от пяти до семи лет, иногда – быстрее. Все зависит от размещения, уровня конкуренции, фильмов в прокате – словом, от тех факторов, которые влияют на количество проданных билетов. Кассовые сборы являются главной статьей дохода кинотеатра, обеспечивая приблизительно 40% его прибыли. Именно в этой части в последнее время наблюдается позитивная динамика.

    В 2009 году кассовые сборы украинских кинотеатров достигли 439,3 млн. грн., что на 18,2% больше, чем в 2008 году. При этом 74,7% их выручки составил прокат иностранных фильмов, 25,1% пришелся на фильмы российского производства и только 0,2% - на отечественный продукт. Тренд роста продолжается и в 2010. Так, в 2010 году кинопрокатчики заработали 532,8 млн. грн., а это на 21,2% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. "Голливуд активнее всего начал развиваться в период Великой депрессии 30-х годов. Когда рушится 95% всего мирового бизнеса, кинопрокат только усиливает свои позиции", - так Марк Лоло прокомментировал рост объемов продаж билетов в разгар финансового кризиса.

    Алексей Наследников, генеральный директор сети кинотеатров "Киносистема", отмечает, что, говоря о скрытых резервах кинопрокатного рынка, нельзя недооценивать  роль праздников. Рост посещаемости кинотеатров в эти дни увеличивается в несколько раз, что позволяет компенсировать падение продаж билетов в летний период.

    Приблизительно 30% дохода кинотеатру обеспечивает продажа  попкорна, пива, сладкой воды и прочих товаров, которые являются неотъемлемой частью кинопросмотра для украинских зрителей. Еще 20-30% прибыли кинотеатр зарабатывает на рекламе. Эксперты сходятся во мнении, что сейчас реклама на больших экранах является наиболее действенной, а потому – популярной среди крупных, а значит, платежеспособных компаний-рекламодателей. Месячное размещение в кинотеатре одного рекламного ролика, по данным операторов рынка, составляет $5-7 тыс. В период кризиса некоторые киносети вынуждены были снизить эти ставки, но это в большей степени касается тех компании, чьи кинотеатры расположены в регионах.

    Одной из проблем, которую активно обсуждают кинопрокатчики, являлась украинизация кино, которая берет свое начало в 2006 году и заключается в обязательном дубляже фильмов на украинский язык или снабжении фильмов украинскими субтитрами. Кинотеатры жаловались, что это возлагает на их плечи дополнительные расходы и снижает уровень посещаемости. Между тем отмечается, что дубляж фильмов оплачивает компания-правообладатель, а в украинских сетях представлены преимущественно иностранные фильмы, поэтому о значительных расходах для кинотеатров говорить не приходится. Однако, 21 июня 2010 года было принято постановление Кабмина, согласно которому дистрибьюторские компании в условиях свободного рынка смогут самостоятельно выбирать язык дубляжа или озвучивания, если работы по дублированию или озвучиванию иностранной картины будут выполнены исключительно на территории Украины.

 

    Основные  конкуренты и потребители

    На  сегодняшний день украинский рынок  кинотеатров представлен в основном отечественными сетями. Международные операторы только начинают освоение украинского рынка. Среди основных представителей рынка стоит назвать сети мультиплексов «КинопалаЦ» (10 шт.), «Линия Кино»(4 шт.), «Мультиплекс-Холдинг» (12 шт.), «Одесса-Кино»(8 шт.), «Баттерфляй».( 5 шт.)

    Самой большой и активно развивающейся  сетью является «Мультиплекс-Холдинг», за ним идет «Кинопалац» и «Одесса-Кино». Очевидно, что большую долю прибыли получает первая сеть, не только благодаря количеству хорошо развитой сети, но и рекламе и сервису.

    «Украинский рынок на сегодняшний день — это  рынок блокбастеров, а наша нынешняя целевая аудитория — молодежь 15–27 лет, — констатирует Виктория Горенштейн, председатель совета директоров ООО  «Синема-Центр». — Мы понимаем, наша новая перспективная аудитория — зритель в возрасте 35–40+, а не молодежь, которая становится все более ленивой, все неохотнее покидает дом и отключается от Интернета. Взрослые же украинцы, вырастившие детей и нашедшие место в жизни, в принципе готовы вернуться в кинотеатр. Но для них главное — репертуар. Взрослый зритель привередливее, он не пойдет на «Трансформеров» и прочие сугубо визуальные аттракционы. Здесь нужен серьезный качественный продукт. Количество подобных предложений на украинском рынке, к счастью, стало расти. Но на притоке зрителей это пока сказывается несущественно. Чтобы переломить ситуацию, дистрибьюторам и кинотеатрам нужно системно работать со зрителем, привлекая все доступные инструменты маркетинга и пиара. Но пока этот процесс в Украине не наблюдается».

 

    Перспективы развития рынка

    Многие  аналитики неоднократно отмечали большой  потенциал украинского рынка  кинопроката.

    Одной из наиболее ярких проблем является расширение аудитории кинотеатра посредством  рекламы, подбора кинолент и т.д. Это даст возможность не только увеличить емкость рынка, но и помочь украинскому кинопроизводству, которое, на данный момент, практически отсутствует полностью.

    Также, необходимо четко наладить проблему с переводом иностранным кинолент. Создать достаточное количество организаций по переводу, которые смогли обеспечить переводом на необходимом языке(русский и украинский) каждую киноленту.

    С другой стороны, в Украине практически отсутствует практика показов кино на оригинальном языке, в том числе и на английском, что удивляет, т.к. эти показы имеют достаточно широкую потенциальную аудиторию.

    На  данный момент вышеперечисленные перспективы  являются наиболее реальными, достижимыми  и могут значительно расширить  рамки украинского рынка кинотеатров.

Информация о работе Анализ рынка кинотеатров в Украине