Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:38, доклад
С 1990 года количество кинотеатров неуклонно падает, за 20 лет уменьшилось более, чем в 12 раз, как и объем посещений киносеансов. Достигнув ямы в 1998 году (5 млн.), количество посетителей кинотеатров начало расти, и уже в 2007 году их было 18 млн.чел. Однако, в связи с обязательной украинизацией фильмов, в следующем году объем посещения кинотеатров значительно упал до 11 млн.чел., при чем, эта тенденция сохраняется до сих пор. В 2010 году этот показатель достиг отметки в 9 млн.чел.
ДОКЛАД
По дисциплине «Экономика предприятия»
На тему
«Анализ рынка кинотеатров в
Украине»
Краткая характеристика услуги
На
данный момент рынок кинотеатров Украины
переживает значительный подъем, хотя
на первый взгляд статистические данные
говорят об обратном.
|
С 1990 года количество кинотеатров неуклонно падает, за 20 лет уменьшилось более, чем в 12 раз, как и объем посещений киносеансов. Достигнув ямы в 1998 году (5 млн.), количество посетителей кинотеатров начало расти, и уже в 2007 году их было 18 млн.чел. Однако, в связи с обязательной украинизацией фильмов, в следующем году объем посещения кинотеатров значительно упал до 11 млн.чел., при чем, эта тенденция сохраняется до сих пор. В 2010 году этот показатель достиг отметки в 9 млн.чел.
Также,
из этих показателей можно сделать
вывод о загруженности
Также изменился и сервис: сегодня в кинотеатре можно не только смотреть фильм, но есть поп-корн и пить кофе, которое заботливо предлагает бар кинотеатра у входа.
В целом, качественно услуги украинских кинотеатров отличаются не во многом от услуг кинотеатров в мире, однако существует ряд проблем и недочетов. Например, отсутствие кинолент на английском языке без перевода, что очень популярно в Европе.
Характеристика рынка
Причины, по которым они даже в кризис готовы вкладывать деньги в развитие на украинском рынке, очевидны. Объем инвестиций, необходимых для открытия кинотеатра в Украине, для участников рынка посильный, условия работы выгодные, а рентабельность может достигать 60%. По подсчетам аналитиков, открытие одного кинозала обходится инвестору приблизительно в $300-400 тыс. Одной из основных составляющих расходной части является аренда. Эксперты отмечают, что выгоднее всего открывать кинотеатры в торгово-развлекательных центрах. Во-первых, это увеличивает количество потенциальных зрителей, а во-вторых, ТРЦ предоставляют кинотеатрам льготные арендные ставки, поскольку они, как правило, являются якорными арендаторами. На сегодняшний день стоимость аренды в ТРЦ для киносетей составляет в среднем $15 за квадратный метр. На волне популяризации цифровых технологий многие операторы рынка несут дополнительные затраты, связанные с переоборудованием залов. Один такой проект обходится компаниям приблизительно в 150 тыс. евро. Но игра стоит свеч. По словам Ирины Зари, управляющего партнера сети кинотеатров "Линия кино" и "Оскар", рентабельность 3D-фильмов по сравнению с обыкновенными выше почти в десять раз. Помимо аренды и оборудования, у кинотеатра есть постоянные расходы, такие как оплата НДС в размере 20% выручки от проката фильма, и выплата 50% оставшейся суммы дистрибьютору фильма.
По данным экспертов, срок окупаемости кинотеатра составляет от пяти до семи лет, иногда – быстрее. Все зависит от размещения, уровня конкуренции, фильмов в прокате – словом, от тех факторов, которые влияют на количество проданных билетов. Кассовые сборы являются главной статьей дохода кинотеатра, обеспечивая приблизительно 40% его прибыли. Именно в этой части в последнее время наблюдается позитивная динамика.
В 2009 году кассовые сборы украинских кинотеатров достигли 439,3 млн. грн., что на 18,2% больше, чем в 2008 году. При этом 74,7% их выручки составил прокат иностранных фильмов, 25,1% пришелся на фильмы российского производства и только 0,2% - на отечественный продукт. Тренд роста продолжается и в 2010. Так, в 2010 году кинопрокатчики заработали 532,8 млн. грн., а это на 21,2% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. "Голливуд активнее всего начал развиваться в период Великой депрессии 30-х годов. Когда рушится 95% всего мирового бизнеса, кинопрокат только усиливает свои позиции", - так Марк Лоло прокомментировал рост объемов продаж билетов в разгар финансового кризиса.
Алексей Наследников, генеральный директор сети кинотеатров "Киносистема", отмечает, что, говоря о скрытых резервах кинопрокатного рынка, нельзя недооценивать роль праздников. Рост посещаемости кинотеатров в эти дни увеличивается в несколько раз, что позволяет компенсировать падение продаж билетов в летний период.
Приблизительно 30% дохода кинотеатру обеспечивает продажа попкорна, пива, сладкой воды и прочих товаров, которые являются неотъемлемой частью кинопросмотра для украинских зрителей. Еще 20-30% прибыли кинотеатр зарабатывает на рекламе. Эксперты сходятся во мнении, что сейчас реклама на больших экранах является наиболее действенной, а потому – популярной среди крупных, а значит, платежеспособных компаний-рекламодателей. Месячное размещение в кинотеатре одного рекламного ролика, по данным операторов рынка, составляет $5-7 тыс. В период кризиса некоторые киносети вынуждены были снизить эти ставки, но это в большей степени касается тех компании, чьи кинотеатры расположены в регионах.
Одной из проблем, которую активно обсуждают кинопрокатчики, являлась украинизация кино, которая берет свое начало в 2006 году и заключается в обязательном дубляже фильмов на украинский язык или снабжении фильмов украинскими субтитрами. Кинотеатры жаловались, что это возлагает на их плечи дополнительные расходы и снижает уровень посещаемости. Между тем отмечается, что дубляж фильмов оплачивает компания-правообладатель, а в украинских сетях представлены преимущественно иностранные фильмы, поэтому о значительных расходах для кинотеатров говорить не приходится. Однако, 21 июня 2010 года было принято постановление Кабмина, согласно которому дистрибьюторские компании в условиях свободного рынка смогут самостоятельно выбирать язык дубляжа или озвучивания, если работы по дублированию или озвучиванию иностранной картины будут выполнены исключительно на территории Украины.
Основные конкуренты и потребители
На
сегодняшний день украинский рынок
кинотеатров представлен в
Самой
большой и активно
«Украинский рынок на сегодняшний день — это рынок блокбастеров, а наша нынешняя целевая аудитория — молодежь 15–27 лет, — констатирует Виктория Горенштейн, председатель совета директоров ООО «Синема-Центр». — Мы понимаем, наша новая перспективная аудитория — зритель в возрасте 35–40+, а не молодежь, которая становится все более ленивой, все неохотнее покидает дом и отключается от Интернета. Взрослые же украинцы, вырастившие детей и нашедшие место в жизни, в принципе готовы вернуться в кинотеатр. Но для них главное — репертуар. Взрослый зритель привередливее, он не пойдет на «Трансформеров» и прочие сугубо визуальные аттракционы. Здесь нужен серьезный качественный продукт. Количество подобных предложений на украинском рынке, к счастью, стало расти. Но на притоке зрителей это пока сказывается несущественно. Чтобы переломить ситуацию, дистрибьюторам и кинотеатрам нужно системно работать со зрителем, привлекая все доступные инструменты маркетинга и пиара. Но пока этот процесс в Украине не наблюдается».
Перспективы развития рынка
Многие аналитики неоднократно отмечали большой потенциал украинского рынка кинопроката.
Одной из наиболее ярких проблем является расширение аудитории кинотеатра посредством рекламы, подбора кинолент и т.д. Это даст возможность не только увеличить емкость рынка, но и помочь украинскому кинопроизводству, которое, на данный момент, практически отсутствует полностью.
Также,
необходимо четко наладить проблему
с переводом иностранным
С другой стороны, в Украине практически отсутствует практика показов кино на оригинальном языке, в том числе и на английском, что удивляет, т.к. эти показы имеют достаточно широкую потенциальную аудиторию.
На
данный момент вышеперечисленные перспективы
являются наиболее реальными, достижимыми
и могут значительно расширить
рамки украинского рынка