Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:45, лекция
Цель: Анализ товарного рынка для выявления тенденций его развития.
Задачи:
Изучить потребительские предпочтения на отдельные товары на уровне спроса.
Выявить основные факторы, формирующие тенденции изменения рынка.
Тема 7. Анализ рынКА
Цель: Анализ товарного рынка для выявления тенденций его развития.
Задачи:
Анализ рынка позволяет:
•определить параметры рынка, выявить положение предприятия на нем;
•определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции;
•изучить потребность и спрос потребителей на товар;
•изучить товар, его место на рынке и степень удовлетворения им потребностей покупателей;
•прогнозировать (моделировать) перспективы товара;
•определять направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей.
1. Анализ конъюнктуры и структуры товарного рынка.
Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять запросам всех покупателей. Вместе с тем он должен стремиться к производству товара, который в наибольшей степени удовлетворял нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей. Для этого необходимо:
Все это должно помочь фирме создать такой товар, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка.
При изучении рынка необходимо выявить факторы, определяющие его состояние, и установить взаимосвязь между ними. К таким факторам относятся:
1.1. Спрос определяют следующие основные факторы:
На него влияют:
Каждый из указанных
факторов оказывает свое
Задание 1. Заполнить таблицу и изучить спрос на данном товарном рынке.
Факторы, определяющие спрос |
Их состояние в данный момент и влияние на спрос |
Как изменится спрос при изменении данных факторов |
Фактическое состояние производства (технология) |
(конкурентоспособное или нет) |
|
Основные тенденции развития производства (дифференциация и диверсификация) |
||
Денежные доходы населения |
||
Качественные изменения в целевом сегменте |
||
Территориальный критерий сегментации |
||
Требования и вкусы потребителей |
||
Природно-климатические условия сегмента |
||
Мода |
1.2. Анализ предложения предусматривает:
- количественную оценку предложения;
- определение структуры предложения;
- определение доли отдельных производителей и продавцов на товарном рынке;
- выявление мировых тенденций в развитии данного рынка.
1.3 Принимая решение о покупке, потребитель смотрит на цену потребления товара. Она должна быть доступной и соответствовать его качеству.
Для достижения удовлетворенности потребителя товаром и устойчивости потребительских предпочтений необходимо изучить и дать характеристику следующим объектам:
Объект изучения |
Характеристика |
Потребности реальных и потенциальных потребителей |
|
Предпочтения потребителей |
|
Причины покупки товара |
|
Товары, которые хотели бы покупать в будущем |
|
Конкуренты |
|
Цена, которую потребители готовы заплатить |
При изучении рынка необходимо использовать существующую статистическую, аналитическую и прогнозную информацию, учитывать результаты опроса продавцов, покупателей, работников, связанных с производством того или иного товара.
2. Анализ тенденций развития товарного рынка.
Для проведения анализа товарного рынка и принять решения, касающиеся изменения позиций фирмы на рынке, важны не столько количество информации, ее содержание, сам процесс решения, ваше личное участие, сколько адекватная оценка и правильное применение имеющейся информации.
Для этого необходимо:
1. Рассмотреть показатели, характеризующие динамику товарного рынка:
•динамику цен (выяснить, обладает
ли фирма преимуществом в силу
имеющихся у нее
•тенденции изменения транзакционных издержек;
•тенденции в развитии технологии производства (оценить в ретроспективном плане частоту появления новых товаров и частоту модернизации товаров);
•тенденции в развитии каналов товародвижения и способов продвижения продукции на рынок.
Задание 2. Для наглядности отразить данные показатели на графиках.
Например:
2. Рассмотреть основные
Задание 3. Сделать вывод по:
1) состоянию конъюнктуры и структуры рынка,
2) основным тенденциям развития рынка,
3) разработать стратегию освоения товарного рынка.