Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение товароведной характеристики и особенностей экспертизы минеральных вод.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современный рынок минеральной воды,
- определить пищевую и физиологическую ценность минеральной воды,
- представить классификацию и характеристику минеральной воды,
- изучить требования к показателям качества минеральной воды,
- дать характеристику организационной деятельности предприятия,
- провести анализ структуры ассортимента минеральной воды, реализуемой на предприятии ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»,
- провести экспертизу качества минеральной воды, реализуемой на предприятии ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК»,
- определить конкурентоспособность минеральной воды различных производителей.
Объектом исследования являются минеральные воды.
Предметом исследования – показатели, характеризующие качество минеральной воды.
Введение……………………………......………………………………………….4
1.Теоретическая часть…………………………………….………………………5
1.1. Современное состояние рынка минеральных вод…………………………5
1.2. Пищевая и физиологическая ценность минеральных вод…………………8
1.3. Классификация и характеристика современного ассортимента минеральных вод………………………………………………..…………..…...13
1.4. Требования к качеству минеральных вод…………………………………18
2. Практическая часть…………………………………………………………...23
2.1. Характеристика организационной деятельности предприятия………….23
2.2. Анализ структуры ассортимента минеральных вод, реализуемых в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК.……………………………...25
2.3. Экспертиза качества минеральных вод, реализуемых в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК …….……………………………………….33
2.4 Конкурентоспособность минеральных вод различных производителей...36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39
Приложения……………………………………………………………………...41
Исходя из анализа ассортимента минеральных вод по торговым маркам можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в гипермаркете ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» на Катукова занимают товары торговой марки вода «Липецкая» - 11.9%, а наименьший удельный вес торговых марок «БАГИАТТИ» и «ФЕРРАРЕЛЛЕ»- 0,99% согласно рис.4.
Рис. 4. Доля торговых марок минеральных вод, представленных в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» на Катукова 2010 г.
Далее представим анализ структуры ассортимента минеральных вод по назначению (табл. 2, рис. 5).
Таблица 2
Анализ структуры ассортимента минеральных вод, представленных в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» на Катукова по назначению
№ п/п |
Назначение |
Количество минеральных вод, шт. |
Удельный вес, % |
1 |
Столовая |
68 |
67,3 |
2 |
Лечебно-столовая |
24 |
23,8 |
3 |
Лечебная |
9 |
8,9 |
Итого: |
101 |
100 |
Представим на рисунке 5 анализ структуры ассортимента минеральных вод по назначению в долях.
Рис. 5. Доля минеральных вод, представленных в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» по назначению.
Исходя из анализа ассортимента минеральных вод по наименованию можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» занимают столовые воды – 67,3 %, а наименьший удельный вес – лечебные – 8,9 %.
Анализ структуры ассортимента по странам-производителям представим в таблице 3. Данные по производителям взяты из табл.1.
Таблица 3
Анализ структуры ассортимента минеральных вод, представленных в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» на Катукова по странам-производителям.
№ п/п |
Производитель |
Количество единиц, шт. |
Удельный вес,% |
1 |
Россия |
80 |
79,3 |
2 |
Франция |
18 |
17,8 |
3 |
Италия |
3 |
2,9 |
Итого: |
101 |
100 |
Представим на рисунке 6 анализ структуры ассортимента минеральных вод по стране-производителю в долях.
Рис. 6. Доля минеральных вод, представленных в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» по стране-производителю.
Исходя из анализа ассортимента минеральных вод по странам-производителям, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» на Катукова занимают товары производства России – 79,3 %, а наименьший удельный вес – производства Италии – 2,9 %.
Далее проанализируем структуру ассортимента минеральных вод по объему в литрах в таблице 4.
Таблица 4
Анализ структуры ассортимента минеральных вод, представленных в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», по объему.
№ п/п |
Объем, л. |
Количество единиц, шт |
Удельный вес, % |
1 |
До 1(вкл.) |
48 |
47,5 |
2 |
От 1 до 2 (вкл.) |
38 |
37,6 |
3 |
Свыше 2 |
15 |
14,9 |
Итого: |
101 |
100 |
Представим на рисунке 7 анализ структуры ассортимента минеральных вод по объему в долях.
Рис. 7. Доля минеральных вод гипермаркета «ТД «ПЕРЕКРЕСТОК» по объему
Исходя из анализа ассортимента минеральных вод по объему, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес имеет минеральная вода объемом до 1 л. – 47,5%, а наименьший удельный вес – объемом свыше 2 л. согласно рис. 7.
Таким образом, формирование ассортимента в гипермаркете ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» на Катукова - это сложный и непрерывный процесс коммерческой работы розничного предприятия, основная цель которого заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах.
Исходя из данного анализа выявлено, что гипермаркет «ТД «ПЕРЕКРЕСТОК» насыщен широким ассортиментом минеральных вод различных торговых марок. Наибольшую долю в магазине занимали воды торговой марки «Липецкая», а наименьшую долю – торговая марка «Феррарелле» и «Багиатти». По производителю в гипермаркете «ТД «ПЕРЕКРЕСТОК» на Катукова наибольший удельный вес занимают товары, произведенные в России – 59,5 %, а наименьший удельный вес – товары, произведенные в Италии – 2,9 % (Вода ФЕРРАРЕЛЕ и AXCIS, которые произведены в альпийских горах в Италии). Несмотря на то, что в магазине представлены минеральные воды различного объема, наибольший удельный вес занимают товары объемом до 1л.
2.3. Экспертиза качества минеральных вод, реализуемых в гипермаркете «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК
Для экспертизы качества нами выбрано 3 вида минеральных вод: вода питьевая негазированная «Арже», вода минеральная лечебно-столовая «Липецкая Живая вода», вода питьевая «Живая вода» газированная. Рассмотрим каждый по отдельности по органолептическим и физико-химическим показателям в соответствии со стандартами.
Кислородная вода «Арже» производится на основе артезианской воды, добываемой с глубины 120 метров и дополнительно обогащается кислородом по уникальной технологии, разработанной совместно с Всероссийским Институтом Безалкогольной Промышленности.
Содержание активного
Питьевая «Живая вода» — натуральная природная вода из артезианской скважины глубиной 120 м. «Живая вода» по вкусовым качествам сопоставима с лучшими «нордовыми» водами Норвегии и Швеции. Отличительной особенностью питьевой «Живой воды» является содержание важнейших для организму человека элементов: природного йода, кальция и магния.
Минеральная "Липецкая Живая вода" - лечебно-столовая хлоридно-сульфатная натриевая. Обладает отменными вкусовыми качествами при оптимальном балансе солей и минералов. Поддерживает лучшие традиции Липецкого курорта минеральных вод и является одной из лучших минеральных вод России. Ценные органические вещества, содержащиеся в "Липецкой Живой воде" активизируют микрофлору кишечника, и ускоряют нейтрализацию токсинов.
Проанализируем 3 вида минеральных вод по органолептическим показателям и оформим в таблицу 5.
Таблица 5
Оценка качества минеральных вод по органолептическим показателям
Наименование минеральной воды |
Внешний вид |
Цвет |
Вкус и запах |
вода питьевая негазированная «Арже» |
Прозрачная жидкость, не имеет осадка. |
Бесцветная жидкость. |
Имеет мягкий, приятный вкус. |
вода минеральная лечебно- |
Прозрачная жидкость. Допускается естественный осадок солей. |
Бесцветная жидкость. |
Имеет специфический вкус. Характерные для комплекса растворенных в воде веществ. |
вода питьевая «Живая вода» |
Прозрачная жидкость, не имеет осадка. |
Бесцветная жидкость. |
Приятный освежающий вкус. Запаха не имеет. |
Исходя из таблицы 5 и п.1.1.11. ГОСТа 13273-88 (Приложение 5) можно сделать вывод, что минеральные воды соответствуют нормам стандарта. Поэтому образцы минеральных вод по органолептическим показателям соответствуют требованиям техническим условиям [Приложение 6, 7, 8].
Проведем анализ качества воды по физико-химическим показателям. Так как это невозможно сделать самостоятельно в домашних условиях, проведем анализ в соответствии с качественными удостоверениями №607 от 21.08.10, №807 от 12.11.10., №840 от 22.11.10 (Приложение 6, 7, 8). На основе этих документов составим таблицу 6.
Таблица 6
Оценка качества минеральных вод по физико-химическим показателям.
Наименование воды |
Общая жесткость. мг-экв/л |
Фторид-ион F, мг/л |
Перманганатная окисляемость, мгО2/л |
Нитрат-ион, мг/л |
Нитрит- ион, мг/л |
вода питьевая негазированная «Арже» |
До 2 |
- |
Менее 1,0 |
Не более 20 |
Менее 0,005 |
вода минеральная лечебно-столовая «Липецкая Живая вода» |
9,1 |
- |
Менее 2,4 |
2,0 |
0,05 |
вода питьевая «Живая вода» |
1,5-2,5 |
0,3-0,5 |
Менее 1,0 |
Не более 20 |
Менее 0,005 |
Исходя из таблицы 6 и качественных удостоверений, можно сделать вывод, что все три вида минеральных вод соответствуют стандарту и являются качественными.
Из всего вышеуказанного можно сделать один общий вывод о том, что на сегодняшний день производители минеральных вод, а именно ЗАО «Завод минеральных вод», выпускает доброкачественную минеральную воду, которая соответствует всем показателям качества.
2.4 Конкурентоспособность
Для выявления
Таблица 7
Оценка конкурентоспособности
минеральных вод различных
№ п/п |
Наименование показателя |
Вода Липецкая, минеральная газ., 0,5 л. |
Оценка в баллах |
Вода Bonaqua, газ., 0,5 л |
Оценка в баллах |
1 |
Производитель |
ЗАО «Липецк пиво» |
5 |
ООО «Кока-колла Эйчбиси Евразия», Н. Новгород. |
4 |
2 |
Цена, руб. |
10,59 |
5 |
18,99 |
3 |
3 |
Упаковка |
ПЭТ |
5 |
ПЭТ |
5 |
4 |
Продаваемость, нед/шт. |
159 |
5 |
11 |
2 |
Итого: |
20 |
14 |
Исходя из таблицы 7, сделаем вывод о том, что наиболее конкурентоспособна минеральная вода «Липецкая». Это обусловлено тем, что, во-первых, поставщик-производитель находится намного ближе, чем у второго образца. Минеральную воду производителя ООО «Кока-колла» поставляют из Нижнего Новгорода или Москвы, а воду первого образца производят в том же городе, где и находится сам магазин (Липецк). Во-вторых, цена у первого образца дешевле (Приложение 4). Поэтому покупатель будет брать воду, у которой цена меньше. И в-третьих, как видно из таблицы, продаваемость воды Липецкой во много раз превышает воду Bonaqua.
Заключение
Рынок минеральной и питьевой воды входит в число наиболее быстрорастущих потребительских рынков России. Наиболее крупными компаниями на общероссийском рынке минеральной и питьевой воды являются международные концерны The Pepsi Bottling Group (ТМ «Аква Минерале») и The Coca-Cola Company (ТМ «БонАква»). Среди российских компаний лидирующими являются «Карачинский источник», ЗАО «Висма», «Меркурий», «Кавминводы» и «Нарзан».
Минеральные воды делятся на столовые (минерализация до 1 г/л), лечебно-столовые (минерализация от 1 до 10 г/л) и лечебные (с минерализацией более 10 г/л). К последним относят также воды с высоким содержанием одного или нескольких биологически активных элементов (железо, сероводород, йод, бром, фтор и т. д.), при этом общая минерализация может быть и невысокой.