Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель – рассмотреть основные законодательные акты Правительства Российской Федерации, касающиеся аптечной организации, и их актуальность на сегодня на фармацевтическом рынке Российской Федерации и в нашем регионе.
Задачи:
1. Вывить суть государственная политика в здравоохранении и фармации в Российской Федерации;
2. Ознакомиться с развитием законодательной базы в области охраны здоровья населения и на фармацевтическом рынке в Российской Федерации;
3. Рассмотерть основные государственные законы и положения в области аптечной организации, действующие на данный момент;
4. Проанализировать состояние аптечного рынка Белгородской области в соответствии с российским законодательством по регулированию торговой деятельности аптеки;
5. Выявить, каким образом сегодняшнее законодательство на фармацевтическом рынке влияет на развитие торговли аптечных организаций в нашем регионе, а именно на аптечную сеть ООО «Фармком».
Введение 3
Глава 1. Государственная политика в здравоохранении и фармации 5
1.1 Развитие законодательной базы в области охраны здоровья населения и на фармацевтическом рынке в Российской Федерации 5
1.2. Системы нормативной документации лекарственных средств. Государственные законы и положения, регламентирующие вопросы лицензирования, контроль качества ЛС их хранение, а также законодательная база по персоналу аптечной организации 10
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности аптеки на примере Белгородской области, 2011-2012 г.г. 24
2.1. Анализ аптечного рынка Белгородской области по итогам 2011-2012г.г. 24
2.2. Развитие розничной торговли в аптечной сети ООО «Фармком» (Белгородская область Яковлевский район г.Строитель) 31
2.3 Основные направления и итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на примере Белгородской области (2009-2010 г.г.) 38
Заключение 45
Список литературы 47
- сохранение достаточного количества образцов исходных материалов и продукции для возможной проверки в случае необходимости. Образцы продукции следует хранить в своей окончательной упаковке, за исключением крупных упаковок.
Организация и функционирование производства и системы обеспечения качества лекарственных средств зависят от персонала. Предприятие должно быть укомплектовано персоналом необходимой численности и квалификации, исходя из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 N 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» [15]. Должностные обязанности каждого сотрудника должны быть оформлены документально и усвоены каждым сотрудником. Все сотрудники также должны знать требования настоящего стандарта (Правил GMP), относящиеся к сфере их деятельности, и проходить начальное и повторное обучение в необходимом объеме, в т.ч. по правилам личной гигиены (Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 10 марта 2004 г. N 160-ст Дата введения – 1 января 2005 года Национальный Стандарт Российской Федерации Правила Производства и контроля качества Качества Лекарственных Средств Good Manufacturing Practice For Medicinal Product (GMP) ГОСТ Р 52249-2004) [22].
В соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 N 5154-1 (ред. от 10.01.2003) «О стандартизации» (в наст. вр. утратил силу) [9], Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ (ред. от 30.10.2008 №309-ФЗ) «О лекарственных средствах» (в наст. вр. утратил силу), Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.1997 N 659 МЗ РФ (ред. от 01.06.2000) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (в наст. вр. утратил силу) [23], учрежден Приказ от 01.11.2001 г. N 388 «О государственных стандартах качества лекарственных средств» (вместе с «ОСТ 91500.05.001-00. Отраслевой стандарт. Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.11.2001 №3041) [16].
Под стандартизацией качества продукции понимают процесс установления и применения стандартов. Стандартом называют эталон или образец, принимаемый за исходный, для сопоставления с ним других аналогичных объектов. Стандарт как нормативный документ устанавливает комплекс норм или требований к объекту стандартизации. Применение стандартов способствует улучшению качества продукции.
Основной задачей
В Российской Федерации
установлены следующие
- Государственные стандарты (ГОСТ),
- отраслевые стандарты (ОСТ),
- республиканские стандарты (РС.Т)
- технические условия (ТУ).
Стандартами на ЛС являются ФС, ТУ, регламентирующие их качество, а также производственные регламенты, нормирующие их технологию.
ФС – нормативные документы, определяющие комплекс норм качества и методы их определения. Эти документы обеспечивают одинаковую эффективность и безопасность ЛС, а также постоянство и единообразие их производства независимо от серии. Основным документом, нормирующим качество выпускаемых в нашей стране лекарств, является Государственная фармакопея (ГФ). Нормативными документами, отражающими дополнительные технические требования к производству, контролю, хранению, маркировке, упаковке, транспортировке ЛС, являются отраслевые стандарты (ОСТы).
Государственная фармакопея (ГФ) – сборник обязательных общегосударственных стандартов и положений, нормирующих качество ЛВ. Она основана на принципах отечественного здравоохранения и отражает современные достижения в области фармации, медицины, химии и других смежных наук. Ее требования, предъявляемые к ЛС, являются обязательных» для всех предприятий и учреждений, которые изготавливают, хранят, контролируют качество и применяют ЛС (независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности).
Вып. 1 ГФ XI включает 54 общие статьи на физические, физико-химические, химические методы анализа и методы анализа лекарственного растительного сырья. Во «Введении» к выпуску указаны все изменения, которые внесены в общие фармакопейные статьи, по сравнению с ГФ X [29]. Имеются разделы, содержащие правила пользования фармакопейными статьями, единицы измерения и сокращения, принятые в ГФ XI. Впервые дополнительно введено 10 статей и разделов на такие методы анализа, как газовая хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография, метод определения степени белизны порошкообразных лекарственных средств, метод фазовой растворимости, ЯМР-спектроскопия, радиоактивность, электрофорез, эмиссионная и атомно-абсорбционная пламенная спектрометрия, люминесцентная микроскопия и определение примесей химических элементов в радиофармацевтических препаратах [30].
В 1990 г вышел в свет вып. 2 ГФХI, содержащий два раздела: «Общие методы анализа» и «Лекарственное растительное сырье» (ЛРС) [31].
Все указанные изменения
предварительно обосновываются глубокими
исследованиями, проводимыми в НИИСКЛС
и дугих научно-
C июня 2000 года в России введен в действие отраслевой стандарт «Правила организации производства и контроля качества ЛС» Стандарт отрасли № ОСТ42-510-98 от 25.02.1998 (GMP) ОСТ 42-510-98 (Введен в действие совместным приказом Минздрава РФ и Минэкономики РФ от 3 декабря 1999 г. N 432/512) Введен взамен РД 64-125-91 01.07.2000 (в ред. Изменений и дополнений N 1) [17].
Кроме указанного стандарта,
обеспечивающего получение
Новый ОСТ предусматривает наличие двух категорий стандартов качества:
II. Стандарт качества (СКЛС); фармакопейная статья предприятия (ФСП).
Содержание указанных стандартов отличается друг от друга.
ОФС содержит основные общие
требования к лекарственной форме
или описание стандартных методов
контроля ЛС. ОФС включает перечень
нормируемых показателей и
ФС содержит обязательный перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства (с учетом его ЛФ), соответствующих требованиям ведущих зарубежных фармакопей.
ОФС и ФС разрабатываются и пересматриваются через 5 лет Научным центром экспертизы и государственного контроля ЛС, а на иммунобиологические препараты –Национальным органом контроля МИБП.
ОФС и ФС составляют Государственную фармакопею (ГФ), которая издается Минздравом РФ и подлежит переизданию каждые 5 лет.
ФСП – это стандарт качества, который содержит перечень показателей и методов контроля качества ЛС, производимых конкретным предприятием, учитывающий особенности технологии данного предприятия и прошедший экспертизу и регистрацию в установленном порядке. Разрабатывается ФСП с учетом требований ОСТ, ГФ и ОФС. Срок действия ФСП устанавливается с учетом уровня технологического процесса на конкретном предприятии, но не более 5 лет. Ответственность за содержание и обоснованность стандартов норм качества в ФСП и их соответствие современному уровню науки и производства несут руководители учреждений-разработчиков и предприятий-производителей данного ЛС.
Организацией-держателем подлинников ОФС, ФС, ФСП является Минздрав РФ. Держателем подлинников ФСП является также соответствующее предприятие-производитель или организация-разработчик [33].
Выводы: Цель контроля качества – не допустить к использованию или реализации материалы или продукцию, не удовлетворяющие требованиям качества, поэтому роль Приказ МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 «О контроле качества ЛС, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)» невозможно переоценить.
Разработка организационно-функциональной модели лицензирования фармацевтической деятельности, как одного из механизмов повышения эффективности государственного управления, в период реформирования административной системы в Российской Федерации имеет большую актуальность, научное и практическое значение.
С принятием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» в России начинается процесс создания четкой системы технического регулирования. Если раньше требования к продукции разрабатывались в различных ведомствах, которые выпускали множество зачастую дублирующих друг друга документов, то теперь техническое регулирование будет осуществляться на самом высоком уровне: все обязательные нормы к продукции, процессам производства будут прописаны в законах, указах Президента или постановлениях Правительства РФ.
Неотъемлемой частью
государственной системы мер
по реализации прав граждан на охрану
их здоровья является фармацевтическая
помощь, качество оказания которой
в значительной степени зависит
от квалификации фармацевтического персонала
аптечных организаций. В этой связи профессиональная
квалификация специалистов находится
под контролем государства и является
одним из объектов государственного регулирования
отношений в сфере обращения лекарственных
средств, цель которого – поддержание
компетентности специалистов на протяжении
всей профессиональной деятельности при
изменяющихся требованиях к профессиональным
качествам (Приказ Минздравсоцразвития
РФ от 25.07.2011 N 808н «О порядке получения
квалификационных категорий медицинскими
и фармацевтическими работниками»).
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности аптеки на примере Белгородской области, 2011-2012 г.г.
2.1. Анализ и итоги аптечного рынка Белгородской области 2011-2012г.г.
Численность населения Белгорода по данным Росстата на 01.01.2012 составляла 366,11 тыс. человек – это 0,3% от общей численности населения РФ и 1,0% населения ЦФО. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в городе в первом полугодии 2012г. Составил 19340,3 руб. (633,07 долл.), что на 24% ниже среднего показателя по России (25476,0 руб.). [Рисунок 1].
Рис1. Уровень заработной платы за 2012 год
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ, за первые шесть месяцев 2012г. Объем реализации лекарственных препаратов в Белгороде в натуральном выражении снизился на 7% и составил 8,314 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем аптечного рынка города (без учета ДЛО) относительно аналогичного периода прошлого года вырос на 4% в рублевом эквиваленте, и сократился на 2% — в долларовом, и достиг 666,683 млн. рублей (21,880 млн. долл.) в оптовых ценах [Рисунок 2].
Рис. 2 Аптечный рынок Белгорода за 6 месяцев 2011 – 6 месяцев 2012г.г.
В структуре аптечного рынка России на долю города приходилось 0,3%. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с прошлым годом (3,26 долл.) и достигла 3,37 долл. В розничных ценах. В I полугодии 2012г. Белгородцы потратили на лекарства в среднем 76,57 долл.
По итогам первых шести месяцев 2012г. В составе ведущей десятки производителей на региональном рынке появился один новый представитель – израильская компания TEVA благодаря росту продаж на 18% поднялась с 11 на 9 место (табл.1).
Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж г.Белгорода
Таблица 1
Место в рейтинге |
Производитель* |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2012г. |
6 мес. 2011г. |
6 мес. 2012г. |
6 мес. 2011г. | |
1 |
1 |
SANOFI-AVENTIS |
5,2 |
5,5 |
2 |
2 |
MENARINI |
4,7 |
4,9 |
3 |
4 |
SERVIER |
4,6 |
4,6 |
4 |
5 |
NYCOMED |
4,0 |
3,9 |
5 |
3 |
PHARMSTANDART |
3,9 |
4,6 |
6 |
7 |
BAYER HEALTHCARE |
3,7 |
3,4 |
7 |
6 |
GEDEON RICHTER |
3,6 |
3,7 |
8 |
8 |
SANDOZ GROUP |
3,0 |
2,9 |
9 |
11 |
TEVA |
2,8 |
2,5 |
10 |
9 |
NOVARTIS |
2,8 |
2,6 |
Итого |
38,3 |
38,7 |
Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Рис. 3 Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж г.Белгорода
Информация о работе Законодательная база по регулированию торговой деятельности аптеки