Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель – рассмотреть основные законодательные акты Правительства Российской Федерации, касающиеся аптечной организации, и их актуальность на сегодня на фармацевтическом рынке Российской Федерации и в нашем регионе.
Задачи:
1. Вывить суть государственная политика в здравоохранении и фармации в Российской Федерации;
2. Ознакомиться с развитием законодательной базы в области охраны здоровья населения и на фармацевтическом рынке в Российской Федерации;
3. Рассмотерть основные государственные законы и положения в области аптечной организации, действующие на данный момент;
4. Проанализировать состояние аптечного рынка Белгородской области в соответствии с российским законодательством по регулированию торговой деятельности аптеки;
5. Выявить, каким образом сегодняшнее законодательство на фармацевтическом рынке влияет на развитие торговли аптечных организаций в нашем регионе, а именно на аптечную сеть ООО «Фармком».
Введение 3
Глава 1. Государственная политика в здравоохранении и фармации 5
1.1 Развитие законодательной базы в области охраны здоровья населения и на фармацевтическом рынке в Российской Федерации 5
1.2. Системы нормативной документации лекарственных средств. Государственные законы и положения, регламентирующие вопросы лицензирования, контроль качества ЛС их хранение, а также законодательная база по персоналу аптечной организации 10
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности аптеки на примере Белгородской области, 2011-2012 г.г. 24
2.1. Анализ аптечного рынка Белгородской области по итогам 2011-2012г.г. 24
2.2. Развитие розничной торговли в аптечной сети ООО «Фармком» (Белгородская область Яковлевский район г.Строитель) 31
2.3 Основные направления и итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на примере Белгородской области (2009-2010 г.г.) 38
Заключение 45
Список литературы 47
Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности ЛС, рассматривается во II главе закона «О лекарственных средствах» [6]. Структура и функции государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности ЛC, отражены в главе III федерального закона. Закон устанавливает, что государственному контролю подлежат все ЛC, как произведенные на территории РФ, так и ввозимые из-за рубежа.
Федеральный орган, уполномоченный Правительством, является самостоятельным и единственным в РФ, который несет всю полноту ответственности за осуществление государственного контроля качества, эффективности и безопасности ЛС в РФ. Он может создавать территориальные органы в субъектах РФ или передавать им часть своих полномочий по контролю качества ЛС [28].
Федеральный орган осуществляет экспертизу качества, эффективности и безопасности всех ЛС, как производимых, так и ввозимых на территорию РФ. Он проводит их государственную регистрацию, составление государственного реестра ЛС, утверждение текстов ФС, составление и издание ГФ, составление перечней ЛС, отпускаемых без рецепта врача, осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью и выполнением предприятиями-изготовителями правил организации производства и контроля их качества, проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения ЛС, а также иные полномочия, возложенные на него Правительством РФ.
Государственный контроль
производства ЛС в РФ осуществляется
федеральным и территориальными
органами контроля качества ЛС. Федеральный
орган разрабатывает и
На сегодняшний день спектр товаров и услуг, которые могут быть положены в основу бизнеса, довольно велик. Однако для осуществления, например, таких видов деятельности, как оказание медицинских, аудиторских и других услуг, документов, полученных Вами при регистрации недостаточно. Эти услуги должны выполняться согласно разработанным стандартам и нормам, поэтому для их оказания необходимо получение специального разрешения – лицензии, которое удостоверит, что предприниматель способен выполнять эту деятельность. Для начала рассмотрим понятие «лицензирование». Лицензирование - одна из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая представляет собой особую процедуру официального признания индивидуального предпринимателя или юридического лица на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.
Также нам необходимо ознакомиться с понятием «лицензия». Лицензия - это официальный документ, который удостоверяет право на ведение указанной в нем деятельности в течение установленного срока и условия ее осуществления. То есть, по сути, лицензия является разрешением на ведение некоторых видов деятельности.
Перечню видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральный закон №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» 03.11.2011 [7], помимо прочих видов деятельности, подлежат:
- фармацевтическая деятельность;
- производство лекарственных средств;
- производство медицинской техники;
- техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- изготовление протезно-
- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [8];
- деятельность, связанная
с оборотом наркотических
- деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [19];
Таким образом, правовую базу регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенных в соответствующий Перечень) пополнил Федеральный закон.
Законодательно провозглашается государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сюда входят: культивирование растений, разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с Законом все наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в специальный Перечень, утверждаемый Правительством РФ. Он состоит из четырех списков, которые различаются в зависимости от применяемых государством мер контроля оборота перечисленных в них наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По этому основанию они классифицированы на следующие категории:
Перейдем к рассмотрению устройства и обуродования аптеки в соответствии с нормативно-правовой базой РФ в фармацевтической области.
Устройство и оборудование аптечной организации, помимо прочего, включает в себя следующие атрибуты:
- шкафы-накопители (хорошо подходит для гомеопатических аптек. Шкафы-накопители позволяют максимально эффективно использовать пространство аптеки. Они вместительны, подходят для как для торгового зала, так и для материальной комнаты);
- холодильники (в соответствии с Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н
(ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил
хранения лекарственных средств» [11], большинство
медицинских препаратов требует хранения
при температуре, заметно ниже комнатной.
Такое хранение медикаментов делает их
неполноценными либо совершенно негодными
к применению, поэтому в аптеках, аптечных
складах и других медицинских учреждениях
оборудуются особые помещения (холодильные
камеры) или медицинские холодильные шкафы,
в которых соблюдаются
- материальная комната или склад – это обязательный атрибут каждой аптеки, место, где происходит разбор, сортировка и хранение фармпрепаратов (в аптеках V – VI категорий хранение наркотических и особо ядовитых средств допускается только в материальной комнате в сейфах или металлических ящиках, привинченных к полу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 09.06.2010 N 419, от 26.04.2011 N 323, от 06.10.2011 N 824) «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ») [21].
- окна (на окнах материальных комнат, в которых хранятся ядовитые и наркотические лекарственные средства, должны быть решетки. После окончания работы эти комнаты запираются и опечатываются. Материальные комнаты и сейфы, в которых хранятся особо ядовитые и наркотические лекарственные средства, должны иметь световую и звуковую сигнализацию, которая включается только на ночь, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 N 397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами») [12].
Для контроля за основными параметрами условий хранения (температура и влажность воздуха) в каждом помещении существует термометр и гигрометр. Они располагаются на внутренних стенах вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7м от пола и на расстоянии не менее 3м от дверей. Для поддержания чистоты воздуха есть вентиляция согласно Приказу МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 «О контроле качества ЛС, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)» [13].
На каждом предприятии,
выпускающем лекарственные
Основные обязанности руководителя службы контроля качества:
- утверждение или отклонение исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции.
- оценка протоколов на серию продукции.
- проведение необходимых испытаний.
- утверждение спецификаций, инструкций по отбору проб, методик испытаний и других методик по контролю качества.
- допуск к работе специалистов-аналитиков, работающих по контракту, и контроль за их деятельностью.
- контроль работы подведомственного отдела, обслуживания его помещений и оборудования.
- контроль проведения аттестации (валидации).
- организация первичного и последующего обучения персонала подведомственного отдела, исходя из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [14].
На отдел возлагаются также обязанности по разработке, аттестации (валидации), внедрению всех инструкций (методик) по контролю качества; хранению контрольных образцов матери.
Основные требования к контролю качества, согласно Приказу МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 «О контроле качества ЛС, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)»:
- наличие необходимых помещений и оборудования, обученного персонала, утвержденных методик по отбору проб, проверке и проведению испытаний исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, контролю окружающей среды в случае необходимости.
- проведение отбора проб исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции аттестованным персоналом в соответствии с методиками, утвержденными отделом контроля качества.
- проведение испытаний аттестованными (валидированными) методами.
- составление протоколов (заполняемых рукописным способом и/или с применением технических средств), подтверждающих фактическое проведение всех необходимых отборов проб, проверок и испытаний, а также регистрацию любых отклонений и расследований в полном объеме.
- подтверждение того, что готовая продукция содержит активные ингредиенты по качественному и количественному составу, соответствующие регистрационному досье, имеет требуемую чистоту, правильно упакована и маркирована.
- оформление протоколов проверки исходного сырья и материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, их анализ и сравнение со спецификациями. Оценка продукции включает в себя изучение всей необходимой производственной документации и анализ отклонений от установленных требований.
- получение разрешения на продажу или поставку любой серии продукции только после подтверждения Уполномоченным лицом ее соответствия регистрационному досье.
Информация о работе Законодательная база по регулированию торговой деятельности аптеки