Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 03:37, курсовая работа
Сахарный диабет является актуальной медико-социальной проблемой современности, которая по распространенности и заболеваемости имеет все черты эпидемии, охватывающей большинство экономически развитых стран мира. В настоящее время, по данным ВОЗ, в мире уже насчитывается более 175 миллионов больных, их количество неуклонно растет и к 2025 году достигнет 300 миллионов. Россия в этом плане не является исключением. Только за последние 15 лет общее количество больных сахарным диабетом увеличилось в 2 раза.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Клиническое описания сахарного диабета как одного из самых распространенных заболеваний в мире.
1.1 Общие сведения о сахарном диабете.
1.2 Классификация сахарного диабета
1.3 Терапия инсулином
1.4 Причины развития, клиническое проявление и диагностика сахарного диабета
Глава 2 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА
2.1 Распространенность сахарного диабета
2.2 Цели лечения сахарного диабета и значение здорового образа жизни.
2.3 Взаимодействие первичного и специализированного звеньев системы медицинской помощи больным сахарным диабетом.
•
Организация для больных
Требования к диабетологической службе
Медицинская помощь при сахарном диабете должна быть комплексной, включая:
• выявление диагноза и начало лечения;
• обучение пациентов;
• достижение оптимального контроля течения сахарного диабета;
• обязательное обследование и выявление осложнений;
• лечение осложнений;
• лечение острых и хронических интеркуррент-ных заболеваний;
• обучение врачей и медсестер, работающих в СИП.
Первичную
и специализированную медицинскую
помощь при сахарном диабете оказывают
диабето-логические клиники, первичную
— также и врачи общей
Медицинское консультирование
При первом посещении проводят детальный расспрос и тщательное клиническое обследование. На следующих консультациях следует определить уровень гликемии; выявить (или исключить) осложнения сахарного диабета; определить наличие эпизодов гипогликемии в анамнезе; обучить пациента лечению и профилактике гипогликемии; осмотреть области введения инсулина; уточнить наличие сопутствующих заболеваний и прием других препаратов, которые могут вызывать лекарственные взаимодействия (в этом случае пациенту дают необходимые рекомендации).
Для диабетологических клиник при оказании медицинской помощи больным сахарным диабетом выделяют следующие задачи:
•
Обеспечение больных
• Выработка единых рекомендаций по лечению сахарного диабета.
• Обеспечение врачей и больных прямой телефонной связью со службами неотложной помощи.
• Ведение реестра больных (и, по возможности, групп риска) по сахарному диабету.
•
Наблюдение пациентов с имеющимся
или впервые установленным
• Обеспечение специализированной медицинской помощи (в идеале — в специализированных больницах):
при ретинопатии — офтальмологом;
при беременности — акушером-гинекологом;
детям и подросткам — педиатром;
при ишемическом варианте диабетической стопы —
сосудистым хирургом;
при поражении почек — нефрологом;
при нейропатии — неврологом;
при эректильной дисфункции;
при психологических и семейных проблемах.
• Выявление осложнений сахарного диабета (см. раздел «Программа выявления осложнений сахарного диабета» в главе 10).
• При госпитализации — обеспечение ухода специально обученными палатными медицинскими сестрами.
•
При необходимости —
Коллективный принцип оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом
Высокое
качество медицинской помощи при
сахарном диабете (широко распространенном
заболевании, практически неизлечимом,
вызывающем тяжелые и разнообразные
осложнения) можно обеспечить только
при коллективном характере работы
специалистов. Деятельность такого коллектива
обычно регулируется единым центром, чаще
всего — диабетологическим
Медицинские сестры, специализирующиеся по уходу и консультированию больных сахарным диабетом
Важнейшим достижением диабетологии за последние тридцать лет стало повышение роли медсестер и организация их специализации по диабетологии; такие медсестры обеспечивают высококачественный уход за больными сахарным диабетом; организуют взаимодействие больниц, врачей общей практики и амбулаторно наблюдаемых больных; проводят большое количество исследований и обучение больных. Королевская коллегия медсестер Великобритании рекомендует, чтобы на каждые 50 000 человек населения или 50 семей, в которых ребенок болен сахарным диабетом, приходилась одна специализированная медсестра. Подготовка медсестер для оказания помощи больным сахарным диабетом имеет огромное значение; ее проводят как на специальных сертификационных циклах, так и непосредственно в диабетологических клиниках.
Коллективный принцип оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом. Лечением занимается все сотрудники персонала, в числе которых выделяются: врачи-диабетологи, врач общей практики, медицинская сестра общей практики, медицинские сестры, специализирующиеся по диабетологии, педиатр, офтальмолог, акушер, хирург-ортопед, сосудистый хирург, невролог, психолог, диетологи, педиатры, специалисты, проводящие массовую диагностику ретинопатии и др.
Круг
обязанностей медсестер, специализирующихся
по уходу за больными диабетом, во многом
сходен с обязанностями врача-
• лечение больных, консультирование их по выбору методов лечения; обучение больных методам контроля течения диабета;
• уход за госпитализированными больными;
• обучение больных и специалистов (см. ниже);
• участие в деятельности системы здравоохранения;
•
участие в научных
Должность
медсестры-консультанта появилась
сравнительно недавно; в ее задачи входит
не только улучшение качества медицинской
помощи, но и стимулирование научных
исследований, а также внедрение
новых методов лечения
На
всех этапах оказания медицинской помощи
при сахарном диабете необходимо
предоставлять больным
Амбулаторное консультирование больных сахарным диабетом врачами больницы колледжа Кинга.
• Врачи больницы регулярно консультируют больных, приходящих на прием в отделения врачебной практики.
• Вместе с врачом на консультацию обычно выезжают медсестра, специализирующаяся по уходу за больными диабетом, медицинский регистратор и студент-медик.
•
Со стороны отделения врачебной
практики на приеме присутствуют врачи
и медсестры этого отделения
и другой медперсонал, в том числе
патронажные медсестры, врач-педиатр,
диетолог.
Цели программы обучения больных
• Объяснить причины развития заболевания и его осложнений.
• Изложить принципы лечения, начиная с несложных основных правил и постепенно расширяя рекомендации по лечению и наблюдению; подготовить больных к самостоятельному контролю течения заболевания.
• Предоставить пациентам подробные рекомендации по правильному питанию и изменению образа жизни.
• Обеспечить пациентов литературой. Начальный комплект литературы должен включать:
буклет о сахарном диабете; рекомендации по диете;
буклет об амбулаторном мониторировании уровня гликемии с подробными инструкциями; информация о возможности управления транспортными средствами;
список телефонных номеров при необходимости в экстренной медицинской помощи; информационные материалы Британской диабетологической ассоциации.
Система обучения больных сахарным диабетом в настоящее время стала очень сложной, но эффективной: ее применение позволяет снизить потребность в госпитализациях и частоту развития осложнений, а также количество ампутаций. Несомненно, аналогичные системы следует распространить и на другие области медицины.
Обучение медицинских работников
Для удовлетворения стандартам качества медицинской помощи все медицинские работники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации; их прохождение контролируют местные органы здравоохранения. Повышать квалификацию должны медсестры отделений врачебной практики, медсест-ры-диабетологи, медсестры стационаров, врачи (как начинающие, так и опытные) больниц и амбулаторных учреждений здравоохранения. Следует отметить, что организация образовательных программ требует значительных расходов.
Ведение медицинской документации
Для
качественного ведения
Chamberlain G, Morgan M. ABC of Antenatal Care, 4-е издание, Лондон, издательская группа Британского медицинского журнала, 2002; с изменениями.
Уоткинс П. Дж. Сахарный диабет / 2-е изд. - Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 2006. -134 с, ил.