Роль медицинской сестры дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение медицинской литературы, раскрывающей и описывающей сущность роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников. Представление изученной темы в обзоре современной литературы и практическом исследовании.
Задачами данной работы будут являться:
Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников;
Практическое исследование роли медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников;
Провести анализ полученных результатов, на основе которых сделать выводы работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников
1.1 Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях
1.2 Основные мероприятия в детском дошкольном учреждении в профилактике заболеваний у дошкольников
1.3 Оздоровление детей в дошкольных учреждениях с использованием комплекса медико-профилактического оборудования
Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

атестация.docx

— 81.72 Кб (Скачать)

Улучшить материально техническую  базу;

Привлечь новые кадры.

В оценке пожеланий руководству  было предложено снова обратить внимание на новые кадры.

Заключение

В заключении следует отметить, что  медицинская профилактика включает такие направления деятельности, как иммунизация, санитарно-эпидемиологический надзор и осуществление программ раннего выявления болезней, каждое из которых, как правило, хорошо интегрировано  в рутинное медицинское обслуживание населения.

Необходимо переориентировать  систему медицинского обеспечения  детей в образовательных учреждениях  на обеспечение равного доступа  всех обучающихся, воспитанников к  технологиям профилактики школьно-обусловленных  заболеваний (заболевания глаз, опорно-двигательного  аппарата, желудочно-кишечного тракта, нервно-психические расстройства) и  профилактики рискованных форм поведения  детей.

Основной целью медицинского обеспечения  детей в образовательных учреждениях  является сохранение и укрепление физического  и психического здоровья (трудовой и оборонный потенциал страны, репродуктивное здоровье), формирование устойчивых стереотипов здорового  образа жизни населения (в том  числе медицинской активности).

Задачами медицинского обеспечения  в образовательных учреждениях  являются:

1) выявление и профилактика факторов  риска развития заболеваний (значительные  учебные нагрузки, низкая двигательная  активность, нерациональное питание,  курение, употребление алкоголя  и наркотиков, ранняя сексуальная  жизнь, социальное неблагополучие  в семье);

2) проведение санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий;

3) гигиеническое обучение детей,  педагогов и родителей, в том  числе по вопросам формирования  здорового образа жизни;

4) проведение профилактических  мероприятий по предупреждению  и снижению заболеваемости, в  том числе организация вакцинопрофилактики;

5) организация профилактических  медицинских осмотров (динамическое  медицинское наблюдение за ростом  и развитием ребенка) и диспансерного  наблюдения детей, контроль (совместно  с участковым педиатром) за  медицинской подготовкой юношей  к военной службе;

6) оздоровление детей со школьно-обусловленными  отклонениями в здоровье (нарушения  опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР-органов, невротические расстройства и расстройства органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы);

7) взаимодействие с педагогами  и психологами образовательных  учреждений, с родителями учащихся  по предупреждению заболеваний  и оздоровлению детей и подростков;

8) медицинская профориентация;

9) обеспечение готовности и оказание  при необходимости экстренной  медицинской помощи.

Медицинское обеспечение детей  в образовательных учреждениях  осуществляется с использованием следующих  технологий работы:

доврачебные скрининг-обследования и педиатрические осмотры;

комплексные (с участием врачей-специалистов) профилактические врачебные осмотры  обучающихся и воспитанников  в декретированные сроки;

анализ результатов осмотров детей  и подростков, разработка индивидуальных рекомендаций, направление детей  с выявленными нарушениями здоровья на углубленное обследование в поликлиники  по месту жительства;

контроль за условиями обучения и воспитания;

организация рационального питания, в том числе обеспечение щадящего питания для детей с патологией органов пищеварения и нарушениями  обмена веществ;

контроль за работой пищеблока образовательного учреждения;

контроль за организацией трудового обучения;

контроль за организацией физического воспитания, в том числе медицинский контроль за состоянием здоровья детей, участвующих в спортивных соревнованиях и туристических походах;

 

оздоровление детей  с невротическими расстройствами;

оздоровление детей  с функциональными нарушениями  и хроническими заболеваниями органов  пищеварения и расстройствами обмена веществ;

гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, проведение санитарно-просветительской работы для родителей и педагогов;

индивидуальный  подбор (совместно с психологом) прогрессий и специальностей в соответствии с интересами и способностями  учащихся и их состоянием здоровья;

обучение персонала  образовательных учреждений основам  экстренной доврачебной помощи.

Оснащение медицинского кабинета регламентируется санитарными  нормами и правилами и осуществляется образовательными учреждениями.

Для эффективного медицинского обеспечения детей  в образовательных учреждениях  необходим постоянный и активный контакт с обучающимися, воспитанниками, а не в режиме «ожидания», как  это существует сейчас в лечебно-профилактических учреждениях.

В сельской местности  и городах во всех образовательных  учреждениях, с численностью обучающихся  более 250 детей в течение всего  времени работы учреждения должна находиться медицинская сестра. Нормативы врачебного персонала: в городах с численностью более 25 тыс. населения - 1 врач на 1200 детей, в остальных населенных пунктах - 1 врач на 600 детей. Нормативы численности  медицинского персонала должны исходить из наполняемости школы, графика  ее работы и удаленности образовательного учреждения от лечебно-профилактического  учреждения для детей.

Медицинское обеспечение  детей в образовательных учреждениях  возлагается на соответствующие  отделения детских амбулаторно-поликлинических  учреждений. Они должны обеспечить интеграцию профилактической деятельности медицинских работников, школьных психологов, учителей физической культуры, работников пищеблоков, представителей родительской общественности и др.

Список литературы

1. Акимова Г.  Расту, играю, развиваюсь. Занатия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория,2006. - 416 с.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. М.ЭКСМО-Пресс, 2005. - 316 с.

3. Базисная программа  развития ребенка-дошкольника «Истоки». М.: Педагогика 2000. - 232 с.

4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006. -- 112 с.

5. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007. - 356 с.

6. Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Флинта, 2004. - 416 с.

7. Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. - 16 с.

8. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 206. - 191 с.

10. Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В.И. М.: Просвещение, 2004. - 416 с.

11. Ефимкина Р.П.  Детская психология методические  указания. Новосибирск: Научно-учебный  центр психологии НГУ, 2005. - 212 с.

12. Здоровье и  физическое развитие детей в  дошкольных образовательных учреждениях.  Проблемы и пути оптимизации.  Материалы Всероссийского совещания.  М., 2002. - 196 с.

13. Кучма В.Р.  Профилактические основы медицинского  обеспечения детей в образовательных  учреждениях. // М.: Медицина, 2008. №1, с  21-22.

14. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивное оборудование. Аннотированный перечень для дошкольных образовательных учреждений. М.: Воспитание, 1999.

15. Организация  медицинского контроля за развитием  и здоровьем дошкольников /Под ред. ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. - 334 с.

16. Парамонова Л.А., Богина Т.Л., Алиева Т.И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. М.: Педагогика 1997. - 256 с.

Приложения

Приложение 1

Анкета для персонала  дошкольного учреждения

Инструкция. Вашему вниманию предоставлены вопросы  анонимной анкеты, целью которой  является анализ эффективности работы медицинского персонала, направленной на профилактику заболеваний у дошкольников

1. Как Вы отмечаете  работу медицинского персонала,  направленную на профилактику  заболеваний у дошкольников________________________________

2. Считаете ли  Вы целесообразными мероприятия,  которые проводит медицинский  персонал___________________________________________________________

3. Считаете ли  Вы своевременными мероприятия,  которые проводит медицинский  персонал_______________________________________

4. Отмечете ли  по полноту охвата мероприятиями,  направленными на профилактику  заболеваний, в Вашем дошкольном  учреждении________________________________

5. Удовлетворенны  ли Вы работой медицинского  персонала с детьми в Вашей  группе? __________________________________________

6. Ваше отношение  к проведению мероприятий_________________________________________________

7.Какие мероприятия,  по Вашему мнению, могут усовершенствовать  профилактику заболеваний у дошкольников? ________________________________

8.Укажите ограничения,  препятствующие эффективной профилактической  работе с детьми дошкольного  возраста? __________________________

9.Ваши пожелания  руководству по реформации работы  сестринского персонала в детском  дошкольном учреждении

_____________________________________________________________

 

winmail2009@mail.ru

 

Победителем конкурса "Детская медицинская сестра года – 2010" в номинации "Медицинская сестра образовательного учреждения" стала Елена Анатольевна Ломакова, старшая медицинская сестра ГОУ "Детский сад № 824" г. Москвы. Публикуем ее отчет о профессиональной деятельности, представленный на конкурс.

  • I . Организационные мероприятия
  • II . Лечебно-профилактическая работа
  • III. Контроль физического воспитания детей
  • IV. Противоэпидемическая работа
  • V. Санитарно-просветительная работа
  • VI. Повышение квалификации

I. Организационные мероприятия

1. Сверка списков детей, зачисленных  в дошкольное образовательное  учреждение (далее – ДОУ), и проверка  наличия следующих медицинских  документов:

  • Карта профилактических прививок (форма № 063/у);
  • История развития ребенка (форма № 112/у);
  • Медицинская карта ребенка (форма № 026/у-2000).

2. Оформление следующих отчетных  медицинских документов, журналов, отвечающих установленным требованиям:

  • комплексный план работы на год;
  • циклограмма работы на неделю;
  • перечень и периодичность медицинских обследований, исследований и профессиональной гигиенической подготовки;
  • журнал контроля санитарного состояния ДОУ;
  • журнал учета прохождения медицинских осмотров;
  • журнал генеральной уборки процедурного кабинета (изолятора);
  • журнал регистрации биологических аварий;
  • журнал регистрации и контроля работы бактерицидной лампы;
  • журнал регистрации температурного режима холодильного оборудования;
  • диспансерный журнал;
  • журнал осмотров на педикулез;
  • книга учета контактов с носителями острых инфекционных заболеваний;
  • журнал учета инфекционных заболеваний;
  • журнал наблюдения за детьми;
  • журнал антропометрических измерений;
  • журнал учета движения детей;
  • журнал отказа от прививок;
  • журнал дегельминтизации;
  • журнал планирования профилактических прививок;
  • журнал учета профилактических прививок;
  • журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер.

3. Анализ здоровья вновь поступивших  детей. составление листов здоровья ребенка на основании результатов осмотров.

4. Подготовка к профилактическим  осмотрам детей: 

  • предварительное скрининг-обследование;
  • анкетирование родителей;
  • измерение артериального давления;
  • проведение антропометрии;
  • динамометрии;
  • плантографии;
  • теста Керна – Иерасика.

Данные  по острой заболеваемости и по обострениям  хронических заболеваний и функциональных расстройств у детей, посещающих ГОУ "Детский сад № 824", приведены  в приложениях 1, 2.

5. Планирование и составление следующих  документов:

  • комплексный план работы на год;
  • помесячный план работы;
  • годовой план проведения профилактических прививок;
  • таблица планирования прививок (при выполнении прививок обязательно наличие письменного согласия родителей).

6. Направление отчетной документации  установленной формы в Детскую  городскую поликлинику № 130 (далее  – ДГП № 130).

7. Выписка средств, необходимых  для работы медицинского кабинета:

  • медикаментов;
  • перевязочного материала;
  • препаратов для оказания экстренной помощи.

наверх

II. Лечебно-профилактическая работа

1. Осуществление амбулаторного приема  воспитанников. Зарегистрировано 23 обращения по поводу оказания  первичной медицинской помощи, в  т. ч.:

  • с симптомами острых респираторных заболеваний;
  • носовыми кровотечениями.

2. Профилактика травматизма:

  • воспитание у детей умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
  • устранение неблагоприятных условий среды, в которой живет ребенок.

3. Проведение осмотров детей на  педикулез, занесение результатов  осмотров в специальный журнал.

4. Осуществление антропометрии, в  т. ч.:

  • проведение антропометрических измерений воспитанников;
  • занесение данных в журнал антропометрических измерений;
  • подготовка рекомендаций по рассаживанию детей по ростовым показателям с целью профилактики нарушений осанки;
  • контроль за соответствием размеров столов и стульев росту детей.

Информация о работе Роль медицинской сестры дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников