Роль медицинской сестры дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение медицинской литературы, раскрывающей и описывающей сущность роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников. Представление изученной темы в обзоре современной литературы и практическом исследовании.
Задачами данной работы будут являться:
Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников;
Практическое исследование роли медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников;
Провести анализ полученных результатов, на основе которых сделать выводы работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников
1.1 Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях
1.2 Основные мероприятия в детском дошкольном учреждении в профилактике заболеваний у дошкольников
1.3 Оздоровление детей в дошкольных учреждениях с использованием комплекса медико-профилактического оборудования
Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

атестация.docx

— 81.72 Кб (Скачать)

Научные аспекты сестринского дела сосредоточены на развитии и расширении знаний по уходу, как за здоровыми, так  и за больными людьми. В процессе исследований необходимо определить основополагающие механизмы, обеспечивающие оптимальное  функционирование организма, несмотря на воздействие отрицательных факторов.

Решение этой задачи, а также других практических вопросов сестринского процесса требует от медицинской сестры особых профессиональных, духовных и психологических  качеств.

Современная модель сестринского дела - это наука и практика, направленные на улучшение состояния здоровья каждого пациента, это забота о другом ради его блага. Медицинская сестра - это личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику. Сестринский уход - работа, выполняемая медицинской сестрой в соответствии с ее функциональными обязанностями. Эти функциональные обязанности можно охарактеризовать как поддержание и укрепление состояния здоровья, уход за больными и оказание реабилитационной помощи.

Цель работы: изучение медицинской  литературы, раскрывающей и описывающей  сущность роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников. Представление  изученной темы в обзоре современной  литературы и практическом исследовании.

Задачами данной работы будут являться:

Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры детского дошкольного  учреждения в профилактике заболеваний  у дошкольников;

Практическое исследование роли медицинской  сестры в профилактике заболеваний  у дошкольников;

Провести анализ полученных результатов, на основе которых сделать выводы работы.

Предмет исследования. Мероприятия  по профилактике заболеваний у дошкольников. Объект исследования. Роль медицинской  сестры в профилактике заболеваний  у дошкольников

Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-

профилактических мероприятий  у дошкольников

1.1 Особенности состояния здоровья  детей в дошкольных учреждениях

По данным Всемирной организации  здравоохранения, здоровье человека - это полное физическое, психическое  и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в  свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырех основных критериях:

уровень физиологических систем организма;

уровень физического развития и  его гармоничность;

степень сопротивляемости организма  воздействию вредных факторов;

отсутствие заболеваний в момент обследования. [14, с. 21]

Процесс развития детского организма - это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому, более высокому уровню организации  всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку  органов и тканей, формообразование.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом  особенностей:

незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем;

непрерывностью процессов роста, развития и дифференцировки органов  и тканей;

меньшей устойчивостью к воздействию  факторов внешней среды;

высокой степенью реактивности организма  на внешнее воздействие;

неравномерностью процесса роста  и развития в разные возрастные периоды;

гетерохронностью (разные сроки) созревания различных функциональных систем, органов и тканей. [14, с. 24]

Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни  ребенка возрастные периоды, считающиеся  критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3-4 года, 6-7 лет. В эти  периоды жизни организм ребенка  наиболее чувствителен и уязвим, так  как особенно резко реагирует  на внешние, в том числе и неблагоприятные  воздействия среды.

Некоторые ученые считают, что здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который в  свою очередь включает три категории:

качество жизни, характеризующееся  степенью комфорта и удовлетворения потребностей;

уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;

стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.

В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который  формируется в сознании людей начиная с дошкольного возраста. В то же время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными. Это обусловлено многими причинами - прежде всего оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства и др. Все это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья взрослых и детей. Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза . [12, с. 21]. Особенно высокая заболеваемость детей, нередко переходящая в хронические болезни, наблюдается в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи промышленных зон, - там она в 1,5-2 раза выше, чем в районах с относительно чистой воздушной средой; у сельских дошкольников заболеваемость, как правило, в 2-2,5 раза ниже, чем у городских.

Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, помимо внешних влияний  определяется рядом условий, среди  которых основными являются:

реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;

использование современных прогрессивных  методов и приемов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий;

индивидуальный подход к ребенку  сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной  деятельности и отдыха;

создание условий для удовлетворения биологической потребности детей  в движении;

наличие в дошкольном учреждении специалистов высокой квалификации по физической культуре, обучению плаванию и др.;

реализация системы мероприятий  по оздоровлению ослабленных детей;

реализация различных форм систематической  работы с родителями и формирование у детей навыков здорового  образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения. [6, с. 36].

Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья, и предупреждение утомления  детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель  и медицинская сестра строят деятельность и отдых детей в течение  дня, регулирует их взаимоотношения  в коллективе, умеет организовать игру.

Среди перечисленных выше условий  важнейшим является обеспечение  индивидуального подхода к ребенку, который должен реализовываться  при организации всех видов работы с детьми. Такой подход необходим, прежде всего, потому, что дети одного календарного возраста в дошкольном периоде, как правило, существенно  различаются по ряду психофизиологических показателей, по темпам роста и развития. Более всего эти различия выражены в младшем дошкольном возрасте, но они сохраняются и в дальнейшем. На этапах детства и отрочества индивидуальные различия между детьми проявляются  в уровне биологической и психологической  зрелости организма, в физическом, интеллектуальном развитии, в формировании высших психических  функций. Эти различия во многом обусловлены  разными сроками созревания высшей нервной деятельности, а также  комплексом внутренних и внешних  факторов, связанных как с уровнем  здоровья, наследственными факторами, так и с условиями жизни  и воспитания. Наличие индивидуальных различий между детьми одного возраста сказывается на их способности к  восприятию, умению трудиться, управлять  своим поведением.

Результаты исследований показывают, что среди дошкольников, у которых  к концу учебного года уровень  работоспособности, определяемый с  помощью методики дозированных заданий (корректурной пробы), резко снизился: более половины детей имели отклонения в состоянии здоровья или отставание в возрастном развитии. Выявлено, что  дети, имеющие отклонения в состоянии  здоровья, обладают более низким уровнем  адаптивных к нагрузкам возможностей организма. Это сказывается на снижении у них работоспособности в  течение учебного года. [4, с. 14]

Медицинская сестра должна знать все  назначения и рекомендации врача, особенно в отношении тех детей, у которых  выявлены нарушения в состоянии  здоровья. Выполнение этих назначений также требует непосредственного  участия и контроля со стороны  медицинской сестры. Динамика основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) позволяет  своевременно выявить детей, нуждающихся  в реабилитации. Результаты углубленных  медицинских осмотров показали, что  у значительной части детей, посещающих дошкольные учреждения, наблюдаются  различные отклонения в состоянии  здоровья, отставания в физическом или психическом развитии. В зависимости  от характера отклонений в состоянии  здоровья детей относят к одной  из пяти групп здоровья (НИИ гигиены  детей и подростков Минздрава). При  этом учитываются как показатели здоровья в момент обследования, так  и анамнестические данные. К первой группе здоровья относят детей, не имеющих  отклонений со стороны органов и  физиологических систем, характеризующихся  нормальным уровнем развития. Дети, имеющие функциональные нарушения  со стороны отдельных органов  или систем, ослабленные, часто болеющие, составляют вторую группу. К третьей  группе относятся дети, имеющие хронические  заболевания в стадии компенсации; к четвертой - дети, имеющие хронические  заболевания в стадии субкомпенсации, то есть не полной компенсации, когда заболевания часто обостряются. Дети, отнесенные к пятой группе, как правило, дошкольные учреждения общего типа не посещают. [4, с. 18]

В последние годы, по данным многочисленных исследований, число детей второй группы здоровья существенно возросло и составляет в дошкольных учреждениях  от 60 до 90 и более процентов. В  связи с этим особое значение приобретает  ранняя диагностика, позволяющая обнаружить у ребенка заболевание в начальной  стадии развития и как можно раньше начать его оздоровление.

Реабилитация детей второй группы здоровья должна сочетать специальные  мероприятия с общеукрепляющими воздействиями, лечебной физкультурой и носить комплексный характер. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных  средств укрепления здоровья детей  принадлежит созданию благоприятной  среды их пребывания в дошкольном учреждении. Создание благоприятных  гигиенических и педагогических условий в совокупности с реализацией  оздоровительных мероприятий должны способствовать тому, чтобы у многих детей второй группы здоровья в течение  относительно непродолжительного периода  времени были устранены имевшиеся  нарушения в психофизическом  статусе.

Исследованиями установлено, что  у большинства детей второй группы имеются сочетания различных  отклонений со стороны разных органов  и функциональных систем. Особенно сложно выбрать для них наиболее приемлемые средства и способы закаливания, регламентировать интеллектуальные и  физические нагрузки, которые выходят  за рамки общих для большинства  детей требований. Поэтому в отношении  ослабленных и часто болеющих детей, имеющих сочетанную патологию, любые назначения и рекомендации, касающиеся их обучения и воспитания, согласовываются с медицинским  персоналом. Это помогает педагогу в тесном контакте с врачом дошкольного учреждения использовать наиболее адекватные физиологическим возможностям детского организма приемы и методы педагогических воздействий и реализовать наиболее эффективные для каждого ребенка способы закаливания организма в повседневной жизни. Таким образом, роль медицинской сестры в профилактике заболеваний применительно к детям второй группы здоровья должна быть направлена, прежде всего, на повышение адаптации организма к условиям пребывания в коллективе сверстников, устойчивости к утомлению и совершенствование умственной работоспособности, которая в большей мере определяет многие направления развития ребенка.

В зависимости от возраста картина  наиболее частых заболеваний у детей  меняется: у малышей до трех лет  первое место занимает диатез, бронхиты, рахит, гипотрофия, анемия; на втором месте - патология зубов; далее - заболевание  лорорганов: аденоиды, тонзиллиты, отиты, невротические реакции, гидроцефалия. У детей от 3 до 7 лет наиболее часто отмечаются заболевания органов пищеварения (тесно связанные с кариесом зубов); заболевания бронхолегочной системы, носоглотки, болезни костно-мышечной, нервной системы и органов чувств; кожно-аллергические заболевания. С возрастом увеличивается число детей, имеющих разную степень нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата. Так называемая миопия (близорукость) у 7-летних детей отмечается в два раза чаще, чем у трехлетних. У детей 2-4 лет сформированные заболевания встречаются значительно реже, чем функциональные нарушения, проявляющиеся в снижении сопротивляемости организма заболеваниям, связанной в основном с несовершенством функций терморегуляции и иммунной системы. Это - частые, повторные заболевания острыми респираторно-вирусными инфекциями, гриппозными и парагриппозными заболеваниями. [15, с. 111]

Дети дошкольного возраста, имеющие  нарушения в развитии или отклонения в психоневрологическом статусе, как  правило, чаще других болеют. Эти заболевания  еще больше снижают их ослабленный  иммунитет, повышают их предрасположенность  к повторным заболеваниям. Все  это осложняет процесс обучения детей, ухудшает их способность к  усвоению знаний как из-за пропусков  занятий (нерегулярные посещения дошкольного  учреждения), так и из-за низкой работоспособности. Проводившиеся в дошкольном учреждении исследования работоспособности детей разного уровня здоровья выявили, что у дошкольников второй группы здоровья показатели работоспособности от начала к концу года также, как и на протяжений недели, снижались более существенно, чем у детей, имеющих относительно легкие формы отклонений в состоянии здоровья, и здоровых детей (соответственно на 25-30% и 10-12% по отношению к исходному уровню).

В связи с этим необходимо уделять  постоянное внимание ослабленным детям, у которых снижена работоспособность  на занятиях, добиваясь того, чтобы  уровень их физиологических возможностей постепенно достигал уровня познавательного  развития большинства детей. Такой  подход заключается, прежде всего, в  обеспечении для детей тесного  контакта с медицинским персоналом дошкольного учреждения, который  помогает им в выполнении заданий  на учебных занятиях, оказывает поддержку  и внимание. Если в процессе учебной деятельности дети быстро устают, им можно разрешить отвлекаться; в отдельных случаях целесообразно освободить ребенка от третьего занятия в старшей и подготовительной группах. Помощь и поддержка медицинской сестры должны оказываться ослабленным детям при организации всех видов деятельности и отдыха: в процессе самостоятельной двигательной деятельности, игры, дневного сна, приема пищи и др.

Информация о работе Роль медицинской сестры дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников