Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа
Цель работы: изучение медицинской литературы, раскрывающей и описывающей сущность роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников. Представление изученной темы в обзоре современной литературы и практическом исследовании.
Задачами данной работы будут являться:
Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников;
Практическое исследование роли медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников;
Провести анализ полученных результатов, на основе которых сделать выводы работы.
Введение
Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников
1.1 Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях
1.2 Основные мероприятия в детском дошкольном учреждении в профилактике заболеваний у дошкольников
1.3 Оздоровление детей в дошкольных учреждениях с использованием комплекса медико-профилактического оборудования
Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Научные аспекты сестринского дела
сосредоточены на развитии и расширении
знаний по уходу, как за здоровыми, так
и за больными людьми. В процессе
исследований необходимо определить основополагающие
механизмы, обеспечивающие оптимальное
функционирование организма, несмотря
на воздействие отрицательных
Решение этой задачи, а также других практических вопросов сестринского процесса требует от медицинской сестры особых профессиональных, духовных и психологических качеств.
Современная модель сестринского дела - это наука и практика, направленные на улучшение состояния здоровья каждого пациента, это забота о другом ради его блага. Медицинская сестра - это личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику. Сестринский уход - работа, выполняемая медицинской сестрой в соответствии с ее функциональными обязанностями. Эти функциональные обязанности можно охарактеризовать как поддержание и укрепление состояния здоровья, уход за больными и оказание реабилитационной помощи.
Цель работы: изучение медицинской литературы, раскрывающей и описывающей сущность роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников. Представление изученной темы в обзоре современной литературы и практическом исследовании.
Задачами данной работы будут являться:
Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников;
Практическое исследование роли медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников;
Провести анализ полученных результатов, на основе которых сделать выводы работы.
Предмет исследования. Мероприятия по профилактике заболеваний у дошкольников. Объект исследования. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников
Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-
профилактических мероприятий у дошкольников
1.1 Особенности состояния
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека - это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырех основных критериях:
уровень физиологических систем организма;
уровень физического развития и его гармоничность;
степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;
отсутствие заболеваний в
Процесс развития детского организма - это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому, более высокому уровню организации всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.
Организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:
незавершенностью
непрерывностью процессов
меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;
высокой степенью реактивности организма на внешнее воздействие;
неравномерностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;
гетерохронностью (разные сроки) созревания различных функциональных систем, органов и тканей. [14, с. 24]
Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребенка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3-4 года, 6-7 лет. В эти периоды жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды.
Некоторые ученые считают, что здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который в свою очередь включает три категории:
качество жизни, характеризующееся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;
уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;
стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.
В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей начиная с дошкольного возраста. В то же время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными. Это обусловлено многими причинами - прежде всего оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства и др. Все это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья взрослых и детей. Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза . [12, с. 21]. Особенно высокая заболеваемость детей, нередко переходящая в хронические болезни, наблюдается в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи промышленных зон, - там она в 1,5-2 раза выше, чем в районах с относительно чистой воздушной средой; у сельских дошкольников заболеваемость, как правило, в 2-2,5 раза ниже, чем у городских.
Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, помимо внешних влияний определяется рядом условий, среди которых основными являются:
реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;
использование современных прогрессивных методов и приемов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий;
индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
соблюдение рационального
создание условий для
наличие в дошкольном учреждении специалистов высокой квалификации по физической культуре, обучению плаванию и др.;
реализация системы
реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения. [6, с. 36].
Эффективность используемых мер по
охране физического и психического
здоровья, и предупреждение утомления
детей зависят, прежде всего, от того,
насколько правильно
Среди перечисленных выше условий
важнейшим является обеспечение
индивидуального подхода к
Результаты исследований показывают, что среди дошкольников, у которых к концу учебного года уровень работоспособности, определяемый с помощью методики дозированных заданий (корректурной пробы), резко снизился: более половины детей имели отклонения в состоянии здоровья или отставание в возрастном развитии. Выявлено, что дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обладают более низким уровнем адаптивных к нагрузкам возможностей организма. Это сказывается на снижении у них работоспособности в течение учебного года. [4, с. 14]
Медицинская сестра должна знать все
назначения и рекомендации врача, особенно
в отношении тех детей, у которых
выявлены нарушения в состоянии
здоровья. Выполнение этих назначений
также требует
В последние годы, по данным многочисленных
исследований, число детей второй
группы здоровья существенно возросло
и составляет в дошкольных учреждениях
от 60 до 90 и более процентов. В
связи с этим особое значение приобретает
ранняя диагностика, позволяющая обнаружить
у ребенка заболевание в
Реабилитация детей второй группы
здоровья должна сочетать специальные
мероприятия с общеукрепляющими
воздействиями, лечебной физкультурой
и носить комплексный характер. Важная
роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных
средств укрепления здоровья детей
принадлежит созданию благоприятной
среды их пребывания в дошкольном
учреждении. Создание благоприятных
гигиенических и педагогических
условий в совокупности с реализацией
оздоровительных мероприятий
Исследованиями установлено, что у большинства детей второй группы имеются сочетания различных отклонений со стороны разных органов и функциональных систем. Особенно сложно выбрать для них наиболее приемлемые средства и способы закаливания, регламентировать интеллектуальные и физические нагрузки, которые выходят за рамки общих для большинства детей требований. Поэтому в отношении ослабленных и часто болеющих детей, имеющих сочетанную патологию, любые назначения и рекомендации, касающиеся их обучения и воспитания, согласовываются с медицинским персоналом. Это помогает педагогу в тесном контакте с врачом дошкольного учреждения использовать наиболее адекватные физиологическим возможностям детского организма приемы и методы педагогических воздействий и реализовать наиболее эффективные для каждого ребенка способы закаливания организма в повседневной жизни. Таким образом, роль медицинской сестры в профилактике заболеваний применительно к детям второй группы здоровья должна быть направлена, прежде всего, на повышение адаптации организма к условиям пребывания в коллективе сверстников, устойчивости к утомлению и совершенствование умственной работоспособности, которая в большей мере определяет многие направления развития ребенка.
В зависимости от возраста картина наиболее частых заболеваний у детей меняется: у малышей до трех лет первое место занимает диатез, бронхиты, рахит, гипотрофия, анемия; на втором месте - патология зубов; далее - заболевание лорорганов: аденоиды, тонзиллиты, отиты, невротические реакции, гидроцефалия. У детей от 3 до 7 лет наиболее часто отмечаются заболевания органов пищеварения (тесно связанные с кариесом зубов); заболевания бронхолегочной системы, носоглотки, болезни костно-мышечной, нервной системы и органов чувств; кожно-аллергические заболевания. С возрастом увеличивается число детей, имеющих разную степень нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата. Так называемая миопия (близорукость) у 7-летних детей отмечается в два раза чаще, чем у трехлетних. У детей 2-4 лет сформированные заболевания встречаются значительно реже, чем функциональные нарушения, проявляющиеся в снижении сопротивляемости организма заболеваниям, связанной в основном с несовершенством функций терморегуляции и иммунной системы. Это - частые, повторные заболевания острыми респираторно-вирусными инфекциями, гриппозными и парагриппозными заболеваниями. [15, с. 111]
Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии или отклонения в психоневрологическом статусе, как правило, чаще других болеют. Эти заболевания еще больше снижают их ослабленный иммунитет, повышают их предрасположенность к повторным заболеваниям. Все это осложняет процесс обучения детей, ухудшает их способность к усвоению знаний как из-за пропусков занятий (нерегулярные посещения дошкольного учреждения), так и из-за низкой работоспособности. Проводившиеся в дошкольном учреждении исследования работоспособности детей разного уровня здоровья выявили, что у дошкольников второй группы здоровья показатели работоспособности от начала к концу года также, как и на протяжений недели, снижались более существенно, чем у детей, имеющих относительно легкие формы отклонений в состоянии здоровья, и здоровых детей (соответственно на 25-30% и 10-12% по отношению к исходному уровню).
В связи с этим необходимо уделять
постоянное внимание ослабленным детям,
у которых снижена