Роль медицинской сестры дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение медицинской литературы, раскрывающей и описывающей сущность роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников. Представление изученной темы в обзоре современной литературы и практическом исследовании.
Задачами данной работы будут являться:
Изучение понятия и сущности роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников;
Практическое исследование роли медицинской сестры в профилактике заболеваний у дошкольников;
Провести анализ полученных результатов, на основе которых сделать выводы работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников
1.1 Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях
1.2 Основные мероприятия в детском дошкольном учреждении в профилактике заболеваний у дошкольников
1.3 Оздоровление детей в дошкольных учреждениях с использованием комплекса медико-профилактического оборудования
Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

атестация.docx

— 81.72 Кб (Скачать)

Перечисленный комплекс мероприятий  является одним из факторов реализации так называемого щадящего режима, в котором нуждаются ослабленные  дети, дети с неблагоприятной адаптацией к условиям детского сада, вновь  поступившие в дошкольное учреждение, дети, пришедшие в группу после  длительного отсутствия в связи  с заболеванием или семейными  обстоятельствами, после летнего  отдыха. Нередко старшие дошкольники  с ослабленным здоровьем в  течение некоторого времени нуждаются  в переводе их на режим предыдущей возрастной группы. Все дети, которым  рекомендован щадящий режим, должны дольше спать днем; они нуждаются  в ограничении объема умственных, физических и эмоциональных нагрузок. Щадящий режим для данной группы детей создается на период от одной до трех недель в зависимости от самочувствия и динамики состояния здоровья. Особое внимание обращается на характер одежды детей как в помещении, так и на открытом воздухе. [13, с. 41]

Ограничения интенсивности физической нагрузки на занятиях двигательного  характера должны предусматривать  лишь постепенное повышение ее объема по мере совершенствования функциональных возможностей организма, улучшения  состояния здоровья ребенка. Полностью  лишать детей занятий физической культурой не следует. Важно ограничить только выполнение детьми сложных упражнений, увеличить интервалы отдыха между  выполнением физических упражнений. Ослабленным и часто болеющим детям на период реализации щадящего режима можно разрешить заниматься физической культурой без спортивной формы; на занятиях учить их правильному  носовому дыханию с помощью специальных  упражнений; рекомендовать выполнять  элементы дыхательной гимнастики дома с помощью родителей.

Особое внимание следует уделять  детям, имеющим сочетанную патологию  во всех видах деятельности и отдыха. В зимнее время при температуре  воздуха от 10 до 15°С прогулка для них сокращается - они уходят в группу раньше других и играют там под присмотром помощника воспитателя. При улучшении самочувствия, снижении частоты заболеваемости длительность прогулки для них постепенно увеличивается до общей для всей группы.

При закаливании часто болеющих и ослабленных детей, реконвалесцентов используется более высокая температура воды, как начальная, так и конечная (примерно на 2-4 градуса); снижение температуры воды в процессе закаливания осуществляется в течение более длительного времени (до 12-20 дней по согласованию с врачом). Все закаливающие процедуры проводятся под наблюдением медицинского персонала - врача или медицинской сестры, которые ведут постоянный контроль за динамикой самочувствия детей, реакцией их организма на закаливающие воздействия, общим психоэмоциональным состоянием. [5, с. 9]

При организации питания щадящий  режим должен предусматривать возможность  предоставления ребенку на некоторое  время выбора тех или иных блюд (в известных пределах). Например, если у него есть нелюбимое блюдо, можно заменить его каким-либо другим, равноценным по питательной ценности, и т.д. Детей с повышенной нервной  возбудимостью желательно усаживать  во время приема пищи отдельно.

1.2 Основные мероприятия в детском  дошкольном учреждении в

профилактике заболеваний у  дошкольников

Основой проводимых мероприятий в  детском дошкольном учреждении является профилактика, направленная на предупреждение заболеваний. В настоящее время  ряд инфекционных заболеваний предупреждают  с помощью специфической иммуннопрофилактики. Заболеваемость детей дошкольного возраста так называемыми простудными болезнями, всевозможными респираторно-вирусными инфекциями составляет 80-90% всех заболеваний. Несмотря на то, что вакцина против гриппа и парагриппозных инфекций широко рекламируется в предэпидемиологический период, ее эффективность из-за многообразия и изменчивости типа возбудителя не всегда дает ожидаемые результаты. Именно поэтому в системе оздоровительных мероприятий дошкольного учреждения приоритетная роль должна принадлежать неспецифической профилактике, то есть средствам, направленным на повышение защитных механизмов самого организма, увеличение его сопротивляемости воздействию неблагоприятных, в том числе и болезнетворных факторов среды.

При оценке состояния здоровья большое  значение придается уровню адаптации  ребенка к меняющимся внешним  условиям: климатическим, бытовым, погодным и др. Ведущие отечественные ученые-педиатры неоднократно указывали на то, что  в основе неспецифической профилактики заболеваний лежит комплекс мер  общеукрепляющего характера, включающих помимо закаливания обеспечение  полноценного физического воспитания при реализации физических нагрузок, адекватных физиологическим возможностям детского организма. Известно, что никакие закаливающие мероприятия не приведут к положительным результатам, если не будут выполняться все медико-гигиенические и педагогические требования к созданию в дошкольном учреждении благоприятной среды пребывания детей в коллективе. [14, с. 29]

Процесс закаливания следует рассматривать  как систему мероприятий, направленных на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний и совершенствование  физического развития детей. Ни один из способов закаливания не может  быть достаточно эффективным, если он проводится в условиях, не отвечающих существующим медико-гигиеническим  требованиям и нормативам. Только комплексность использования средств  закаливания на фоне рационально  организованной жизнедеятельности  детей при соответствующих внешних  условиях, сформированности навыков личной гигиены создаст предпосылки для результативности любых реализуемых в дошкольном учреждении оздоровительных воздействий. Отсутствие какого-либо из указанных факторов существенно снижает ценность закаливающих мероприятий. Специально проведенные исследования выявили, что дети, использующие элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.

С позиций физиологии в основе закаливания  лежит выработка организмом ответных условнорефлекторных сосудистых реакций на воздействие раздражителя (закаливающего фактора). Регулярное и систематическое применение малых доз раздражителя - низких или высоких температур воды или воздуха, воздействие природных факторов - способствует активизации защитных реакций организма. Это приводит к тренировке механизмов терморегуляции, других физиологических систем, участвующих в укреплении иммунитета. Исследованиями было установлено, что закаливание в дошкольном учреждении наиболее целесообразно проводить в первую половину дня перед дневным сном или сразу после прогулки в зависимости от сезона, местных и климатических условий. [1, с. 34]

Процесс сна, если он проходит в хорошо проветренном помещении, при благоприятных  гигиенических условиях, также является хорошим закаливающим средством. При осуществлении специальных закаливающих процедур в первой половине дня предпочтение следует отдавать тем из них, которые не требуют много времени для проведения - это ходьба детей по увлажненной тканевой дорожке непосредственно перед укладыванием после обеда (с последующей ходьбой по сухой ткани); контрастное обливание ног попеременно теплой и прохладной водой, влажное обтирание до пояса.

Купание и обучение детей плаванию в бассейне включаются в сетку  занятий. Этот вид деятельности, помимо приобретения детьми навыков плавания, также является хорошим средством  закаливания организма. Установлено, что регулярное применение закаливающих процедур способствует координированной работе всех физиологических систем организма - сердечно-сосудистой, дыхательной, энергетической, улучшает обменные процессы, что в свою очередь создает предпосылки для образования надежного защитного барьера организма перед различными вредными воздействиями. Основные принципы закаливания:

комплексность использования природных  факторов;

постепенность увеличения силы воздействия  закаливающих средств;

непрерывность проведения закаливающих процедур;

направленность закаливающих средств  на разные участки тела при чередовании  их как по силе воздействия, так и  по интенсивности;

проведение закаливания и в  состоянии покоя, и в сочетании  с движениями, физическими упражнениями;

осуществление закаливающих процедур на фоне теплового комфорта организма (состояние теплового комфорта достигается  сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды, уровня двигательной активности детей);

наблюдение за реакцией организма  ребенка на закаливающие воздействия, учитывая его индивидуальные особенности;

создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей  в процессе закаливания и их положительного отношения к процедурам. [1, с. 36]

Для реализации перечисленных условий  в дошкольном учреждении разработана  система закаливающих мероприятий, органично вписывающихся в распорядок дня. Такая система включает специальные  воздействия и элементы закаливания  в повседневной жизни, которые не менее важны, так как составляют основу здорового образа жизни ребенка  и приобщают его к гигиенической  культуре. Общие оздоровительные  профилактические мероприятия в  дошкольном учреждении проводятся в  течение всего года. Два раза в  год осуществляются специальные  воздействия - в форме курсов противорецидивной терапии. В каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения должен быть план проведения оздоровительных мероприятий.

Одно из основных условий успешной реализации комплексно-оздоровительной  работы - постоянный и тесный контакт  воспитателя с медицинскими работниками  детского сада и родителями. Необходимо добиваться выполнения единых требований к режиму дня в семье и дошкольном учреждении. Родителям нужно разъяснять значимость проводимых в дошкольном учреждении оздоровительных мер  для здоровья детей; следует по возможности  привлекать некоторых родителей  для оказания помощи воспитателю  при подготовке и проведении таких  процедур, как лечебное плавание, обучающие  занятия по плаванию в бассейне и  др.

Плавание является одним из мощных факторов оздоровления, так как помимо закаливания организма способствует правильному формированию костно-мышечной системы ребенка, предупреждает  нарушение осанки. Занятия в бассейне требуют специальной подготовки детей, предварительного проведения курса  закаливания с использованием воды (1-2 недели). Организация занятий  по плаванию в первой половине дня  может осуществляться вместо третьего физкультурного занятия, которое по расписанию должно проходить на воздухе  в часы прогулки, а также за счет переноса одного из образовательных  занятий во вторую половину дня. Во всех случаях, когда в дошкольном учреждении прогулка вынужденно сокращается, необходимо компенсировать дефицит  времени пребывания детей на воздухе  утренним приемом на участке и  увеличением длительности вечерней прогулки.

Купание детей младшего возраста проходит с участием воспитателя, при необходимости  в помощь ему привлекаются старший  воспитатель и медицинская сестра. Рекомендуемая длительность занятий  для детей разного возраста - от 20-15 до 30-25 мин. на подгруппу вместе с  подготовкой. Для обеспечения правильного  поведения детей в процессе занятия  по плаванию перед его началом  им разъясняют и показывают, что  нужно делать, чтобы подготовиться  к занятию, как правильно мыться под душем, как нужно себя вести, находясь в воде и после окончания  занятия. [2, с. 41]

В процессе занятий необходимо приучать детей выполнять на практике приобретенные  ранее гигиенические навыки, знания и умения. Так, в младших группах  главная задача при подготовке детей  к занятию в бассейне - содействовать  развитию самостоятельности, приучать пользоваться индивидуальными туалетными и купальными принадлежностями; после  выхода из воды - принять теплый душ, насухо вытереться, с помощью взрослого  высушить волосы, переодеться. Детей  среднего и старшего возраста следует  побуждать самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно мыться под душем и насухо вытираться, пользоваться приспособлением для сушки волос, помогать друг другу, быть дисциплинированными и аккуратными.

1.3 Оздоровление детей в дошкольных  учреждениях с использованием 

комплекса медико-профилактического  оборудования

В ряде городских дошкольных учреждений, в частности, в учреждениях компенсирующего, комбинированного вида, оздоровление детей осуществляется с помощью  процедур, включающих специальные методы, основанные на применении современного медицинского оборудования. В дошкольных учреждениях наряду с детьми здоровыми, не имеющими сформированных заболеваний, воспитываются физически ослабленные, часто болеющие дети, имеющие нарушения  в состоянии здоровья. При этом все традиционные профилактические и оздоровительные воздействия  проводятся как обычно со всеми детьми. Ослабленным дошкольникам, у которых  выявлены отставания в развитии отдельных  органов или функций организма, нарушения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебно-профилактических мероприятий с использованием современных  методов, что позволяет в относительно короткие сроки существенно улучшить их здоровье и устранить имеющиеся  отставания в развитии.

Чаще всего используется комплекс оборудования, включающий:

галокамеру - для лечения и долечивания бронхита, обострений бронхиальной астмы, хронических затяжных заболеваний лорорганов;

гипоксикатор - аппарат для получения искусственного горного воздуха, который оказывает общеукрепляющее действие, способствует повышению сопротивляемости организма вредным влияниям среды, улучшает кровоснабжение органов и тканей;

солярий - для повышения барьерных  и защитных функций кожи (при дефиците витамина Д и дефиците ультрафиолетовых лучей);

гидроаэромассажные установки - для подводного массажа, повышающего мышечный тонус, улучшающего крово- и лимфообращение, оказывающего тренирующий эффект на терморегуляцию;

гидромассажная ванночка - способствует местному закаливанию, улучшению кровоснабжения мышц, свода стопы, повышению их тонуса;

Информация о работе Роль медицинской сестры дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников