Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:40, курсовая работа
Цель: оценить эффективность разработанной программы восстановления для детей среднего школьного возраста с бронхитом.
Задачи исследования:
1) Изучить функциональное состояние кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста с острым бронхитом.
2) Разработать программу восстановления для детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом.
3) Оценить динамику кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом, после применения программы восстановления.
Перечень условных обозначений…………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………...…4
Глава 1 Анализ научно-методической литературы…………….………………….6
1.1 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы……………..6
1.2 Этиология, патогенез, классификация, клиника острого бронхита………...12
1.3 Методы восстановления детей среднего школьного возраста с острым бронхитом………………………………………………………………………...…15
Глава 2 Методы и организация исследования……………………………………23
2.1 Методы исследования……………………………………………………….…23
2.2 Организация исследования………………………………………………….…26
Глава 3 Результаты исследования…………………...……………………………28
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список……...…………………………………………...……31
Норма для детей 12-13 лет – 400–420 л/мин.
* Проба Мартинэ-Кушелевского. В положении сидя на левую руку накладывают манжетку аппарата для измерения АД. Через 1,5-2 мин после наложения манжеты непрерывно считают пульс по 10 с и при повторении одной и той же цифры три раза подряд измеряют АД. После этого не снимают манжету и предлагают выполнить 20 приседаний с выбрасыванием рук вперед за 30 с. Темп приседаний задают метрономом, затем испытуемый садится и ведут подсчет пульса в течение 10 с, после чего измеряют АД. На 2-й минуте вновь считают пульс по 10-секундным отрезкам до троекратного повторения исходной частоты (считают пульс в течение 3 мин восстановительного периода). Затем повторно измеряют АД. У здоровых детей время восстановления ЧСС и АД до исходных величин – в пределах 3 мин.
* Проба Котова-Демина заключается в беге на месте в темпе 120 шагов в минуту в течение 6 мин, необходимое условие – высокий подъем коленей и активное движение руками. До пробы и после нее за 15 минут на каждой минуте восстановления измеряют пульс. Восстановительный период – 5 мин.
Изучение физической подготовленности
* Сгибание и выпрямление рук в упоре на гимнастической скамейке. Оценивается силовая выносливость количеством отжиманий. При отжимании в упоре на гимнастической скамейке засчитываются только правильно выполненные движения, когда руки сгибаются и выпрямляются полностью. Норма для детей 12–13 лет – 30 раз.
* Прыжки на месте с набивным мячом в руках весом 1 кг. При выполнении теста с набивным мячом испытуемый берет мяч двумя руками и выполняет подскоки, держа мяч на уровне пояса. Тест заканчивается, когда испытуемый опускает мяч до уровня коленей. Определяется общее время в секундах. Норма для детей 12–13 лет – 120–150 сек.
*
Поднимание туловища из
5) Методы математической статистики. Результаты измерений обрабатывались с помощью статистических методов, на основании чего мы могли оценить эффективность проведенной коррекции физического состояния средних школьников.
Использовались следующие статистические вычисления:
а) Среднее арифметическое значение. Средним арифметическим называется частное от деления суммы всех значений вариант рассматриваемой совокупности на их число (n):
где:
∑ – знак суммирования
хi – варианты признака
n – объем выборки.
б) Среднее квадратическое (или стандартное) отклонение (σ). Основной мерой статистического измерения изменчивости признака у членов совокупности служит среднее квадратическое отклонение σ (сигма) или, как часто ее называют, стандартное отклонение. Теория вариационной статистики показала, что для характеристики любой генеральной совокупности, имеющей нормальный тип распределения достаточно знать два параметра: среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение.
В основе среднего квадратического отклонения лежит сопоставление каждой варианты хi со средней арифметической данной совокупности.
где:
(хi- ) – сумма отклонений.
n – объем выборки.
в) Стандартная ошибка средней арифметической или ошибка репрезентативности (m) характеризует колебания средней. При этом необходимо отметить, что чем больше объем выборки, тем меньше разброс средних величин.
Стандартная ошибка средней вычисляется по формуле:
2.2
Организация исследования
После анализа научной литературы было проведено исследование с 20 января по 22 февраля 2011 года на базе УО «ГОСШ № 54 города Минска», где приняли участие 20 детей 7–ых «А», «Б», «В», «Г»» классов в возрасте 12–13 лет, перенесших 7–10 дней назад острый бронхит.
Испытуемых мы разделили на две группы – контрольную и исследуемую.
Контрольная группа из 10 детей в возрасте 12–13 лет была создана для того, чтобы на примере сравнения тестовых показателей, полученных в начале и в конце исследования, доказать эффективность разработанной и примененной в исследуемой группе комплексной программы восстановления.
В контрольной группе с учителями физической культуры дети занимались по программе «Физическая культура и здоровье.
В исследуемой группе дети на уроке физической культуры (объединялись дети 2 классов, где урок физической культуры проходил параллельно в одном зале) кроме требуемой программы “Физическая культура и здоровье” выполняли:
1) Урок ФК, на котором решались бы задачи программы «Физическая культура и здоровье». Но в подготовительной и заключительной части давались общеразвивающие дыхательные упражнения.
В конце основной части урока применялись эстафеты, связанные с надуванием воздушных шариков на скорость, продвижением на скорость воздушных шариков по линии с помощью выдуваемой струи воздуха;
2) Самостоятельные занятия ЛГ 2 раза в неделю по 30 минут (вторник, четверг);
3) Прогулки в лесопарковой зоне за городом или рекреационный туризм каждую субботу и воскресение по 60 минут;
4) Плавание в бассейне стилем брасс, а также выполняе дыхательных упражнения на поверхности и под водой (вдох на поверхности и выдох с различной силой под водой) под руководством родителей по средам, субботам и воскресеньям с 15 минут на первых трех занятиях, увеличивая к концу программы до 25 минут;
5)
самомассаж ног с помощью насыпанных в
тазик желудей, каштанов, шишек и камешков,
за 40 минут до сна ежедневно по 10 минут.
ГЛАВА 3
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
На базе УО «ГОСШ № 54 города Минска» проводилось исследование по определению эффективности восстановительной программы применяемой у детей среднего школьного возраста с бронхитом. Курс восстановительной программы был проведен в течение 21-го дня.
3.1 Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группе до исследования
Таблица 3.1 – Результаты
проб функционального
состояния дыхательной
системы
|
ЭГ (X±Sx) | КГ (X±Sx) | ||||||
Штаннге | 42,9+8,8 | 40,6+5,8 | ||||||
Генчи | 16,4+2,5 | 15,4+2,2 | ||||||
Пикфлоуметрия | 355,5+23,4 | 352+27 | ||||||
Мартинэ - Кушелевского | 4,1+0,5 | 4,45+0,64 | ||||||
Котова - Демина | 6,48+0,5 | 6,38+0,5 |
Таблица
3.2 – Результаты изучения
физической подготовленности
Тесты | ЭГ (X±Sx) | КГ (X±Sx) |
Сгиб и вапр. Рук в упоре на гимн. Скамейке | 25,5+2,6 | 25,25+2,6 |
Прыжки на месте с набивным мячом | 98+11,9 | 94,8+12,1 |
Поднимание туловища из пол. л. на спине | 22,8+3,9 | 23,9+4,2 |
3.2
Результаты тестирования
в контрольной и
экспериментальной
группе после применения
программы восстановления
Таблица 3.3 – Результаты
проб функционального
состояния дыхательной
системы
|
ЭГ (X±Sx) | КГ (X±Sx) | ||||||
Штаннге | 53,3+4,6 | 41,3+6 | ||||||
Генчи | 21,2+18,9 | 16+1,7 | ||||||
Пикфлоуметрия | 373+18,9 | 359+22,8 | ||||||
Мартинэ - Кушелевского | 3,55+0,5 | 4,65+0,7 | ||||||
Котова - Демина | 5,6+0,5 | 6,4+0,5 |
Таблица 3.4 – Результаты
изучения физической
подготовленности
Тесты | ЭГ (X±Sx) | КГ (X±Sx) |
Сгиб и вапр. Рук в упоре на гимн. Скамейке | 26,7+2,9 | 25+5,9 |
Прыжки на месте с набивным мячом | 117,8+14,6 | 101,3+19,4 |
Поднимание туловища из пол. л. на спине | 27,7+3,7 | 26,1+4 |
3.3. Оценка динамики
Измерения, полученные на первом этапе до применения прграммы востановлени показали, что испытуемые контрольной и исследуемой групп отстают по уровню физической работоспособности и функциональных показателей кардио-респираторной системы.
Если сравнивать статистические результаты таблиц 3.1-3.2, то мы видим, что обследуемых двух групп в начале исследования имели практически одинаковый уровень физической работоспособности и функциональных показателей кардио-респираторной системы.
Если
сравнивать статистические результаты
таблиц 3.3-3.4, то мы видим, что обследуемые
экспериментальной группы показали более
высокие результаты исследования после
применения программы восстановления,
чем обследуемые контрольной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив функционально
состояние кардио-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анатомия человека в 2-х томах: учеб. пособ. для студ. мед. институтов. Т.1. / Э.И. Борзяк, Е.А. Добровольская, М.Р.Сапин. / Под ред. М.Р Сапина. – М.: Медицина, 1986. – 878 с.
2. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 528 с.
3. Внутренние болезни: учебник для медицинских вузов / Под ред. С.И.Рябова, В.А. Алмазова, Е.В. Шляхто. – СПб.: Спецлит, 2000. – 401 с.
4. Водяник, К.К. Гимнастика йогов / К.К. Водяник. – М.: Наука, 1992. – 316 с.
5. Гранев, П.Я. Пульмонология: учебник для медицинских вузов, врачей и курсантов учреждений последипломного образования / П.Я. Гранев,
Информация о работе Программа восстановления детей среднего школьного возраста при бронхите