Программа восстановления детей среднего школьного возраста при бронхите

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: оценить эффективность разработанной программы восстановления для детей среднего школьного возраста с бронхитом.
Задачи исследования:
1) Изучить функциональное состояние кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста с острым бронхитом.
2) Разработать программу восстановления для детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом.
3) Оценить динамику кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом, после применения программы восстановления.

Содержание

Перечень условных обозначений…………………………………………………...3

Введение…………………………………………………………………………...…4

Глава 1 Анализ научно-методической литературы…………….………………….6

1.1 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы……………..6

1.2 Этиология, патогенез, классификация, клиника острого бронхита………...12

1.3 Методы восстановления детей среднего школьного возраста с острым бронхитом………………………………………………………………………...…15

Глава 2 Методы и организация исследования……………………………………23

2.1 Методы исследования……………………………………………………….…23

2.2 Организация исследования………………………………………………….…26

Глава 3 Результаты исследования…………………...……………………………28

Заключение………………………………………………………………………….29

Библиографический список……...…………………………………………...……31

Работа содержит 1 файл

Готовый курсач!.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

       Катаральное воспаление может распространяться на периферические слои бронхиальной стенки и на окружающую их клетчатку (перибронхит, интерстициальная пневмония) [32].

       Классификация острого бронхита.

       По  поражению различают: ограниченный и диффузный острый бронхит.

       По  характеру воспалительных изменений различают катаральный, катарально-гнойный и гнойный острый бронхит.

       По  генезу развития различают первичный и вторичный острый бронхит [17]. 

       Исходя  из клинического течения различают  несколько форм бронхита:

       1. Острый бронхит – основные симптомы болезни присутствуют от нескольких дней до 3 недель. Такая форма бронхита характерна для большинства острых респираторных заболеваний, которые протекают с поражением бронхиального дерева. Острый бронхит, как правило, заканчивается полным выздоровлением и восстановлением функции и структуры бронхов.

       2. Подострый бронхит – длится от 3 недель до нескольких месяцев. Такое течение бронхита говорит о сниженной активности иммунной системы организма больного и возможности перехода болезни в хроническую форму.

       3. Хронический бронхит – наблюдается в тех случаях, когда основной симптом болезни – кашель – присутствует на протяжении более чем 3-х месяцев два и более года подряд. Основной причиной развития хронического бронхита является курение и частые инфекции дыхательных путей [25].

       Клиническая картина. Острый бактериальный бронхит возникает обычно после перенесенного острого респираторного заболевания, реже одновременно с ним. Инкубационный период длится 3-5 дней. Продромальный период респираторно-синцитиальной инфекции характеризуется недомоганием, головной болью, насморком и кашлем. Интоксикация в виде озноба, лихорадки, головной боли, ломоты, чувства разбитости длится от 1 до 7 дней [3].

       Бронхит инфекционной этиологии нередко  начинается на фоне острого ринита, ларингита. Как и другие респираторные заболевания, бронхит может сопутствовать простуде или гриппу или возникнуть как следствие, но может начаться и сам по себе, без видимого предварительного повода. Это – заразное заболевание; обычно оно начинается с сухого кашля, который может быть сильным, особенно ночью, и может тем самым лишать страдающего этой болезнью нормального сна и отдыха. Через несколько дней сухой кашель переходит во влажный кашель, который может сопровождаться небольшим повышением температуры, усталостью, головными болями. Жар, недомогание, состояние усталости и апатии могут пройти всего через несколько дней, но кашель может длиться и несколько недель. У некоторых людей кашель может тянуться до нескольких месяцев, так как заживление воспаления бронхиальных путей – медленный процесс [27].

       При поражении крупных бронхов выслушиваются сухие басовые и влажные незвучные крупнопузырчатые хрипы; мелких бронхов - дискантные и незвучные мелкопузырчатые [32].

       При легком течении заболевания возникают  саднение за грудиной, сухой, реже влажный  кашель, чувство разбитости, слабость. Физикальные признаки отсутствуют  или над легкими определяются жестокое дыхание, сухие хрипы. Температура тела субфебрильная или нормальная. Состав периферической крови не меняется. Такое течение наблюдается чаще при поражении трахеи и крупных бронхов.

       При среднетяжелом течении значительно  выражены общее недомогание, слабость, характерны сильный сухой кашель с затруднением дыхания и одышкой, боль в нижних отделах грудной клетки и брюшной стенки, связанная с перенапряжением мышц при кашле. Кашель постепенно становится влажным, мокрота приобретает слизисто-гнойный или гнойный характер. Над поверхностью легких выслушиваются жесткое дыхание, сухие и влажные мелкопузырчатые хрипы. Температура тела остается в течение нескольких дней субфебрильной. Выраженных изменений состава периферической крови нет.

       Тяжелое течение болезни наблюдается, как  правило, при преимущественном поражении бронхиол. Острые симптомы болезни стихают к 4-му дню и при благоприятном исходе полностью исчезают к 7–му дню. Острый бронхит с нарушением бронхиальной проходимости имеет тенденцию к затяжному течению и переходу в хронический бронхит  [34].

       Острый  бронхит, вызываемый вирусом гриппа, протекает остро. Больных беспокоит сильный кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, нередко приобретающей геморрагический характер. Появляется боль в груди, усиливающаяся во время кашля, температура тела повышается до 38–39°С.

       При осмотре больного обращает внимание одышка, достигающая 30 дыхательных движений в минуту, слизистые оболочки зева и глотки воспалены и покрыты серозно-слизистым налетом, возможно появление точечных кровоизлияний. При перкуссии над легкими определяется легочный звук с коробочным оттенком. Аускультативно в легких обнаруживается жесткое дыхание, сухие жужжащие, свистящие хрипы, иногда влажные незвучные мелкопузырчатые хрипы [17].

       Нарушение функции внешнего дыхания зависит  от тяжести заболевания. При легком течении заболевания нарушение функции внешнего дыхания может соответствовать I степени, при тяжелом – II–III степени [26].

       Тяжелое течение острого бронхита, вызванного вирусом гриппа, почти всегда заканчивается склерозом всех слоем бронхиальной стенки [23]. 
 

1.3  Методы восстановления детей среднего школьного возраста с острым бронхитом 

       Физиологические механизмы действия упражнений на организм человека следующие:

       – оказывают успокаивающее действие на нервную систему;

       – влияют на кровоснабжение мозга: вдох уменьшает, выдох – повышает кровоснабжение. При задержке дыхания повышение концентрации углекислого газа оказывает сильный сосудорасширяющий эффект; [12].

       – влияют на кровообращение: изменение давления в грудной и брюшной полостях, которым сопровождается дыхание, оказывает значительное воздействие на кровообращение (вдох способствует притоку крови к сердцу, выдох – оттоку крови из сердца) [14];

       – улучшают функцию печени, чему способствуют ритмичные колебания диафрагмы: правый купол диафрагмы охватывает печень и при ритмичных колебаниях во время вдоха и выдоха массирует ее [18];

       – усиливают перистальтику кишечника, повышая и понижая внутрибрюшное давление [13];

       – оказывают дифференцированное влияние на вентиляцию различных отделов легких:

       а) в вертикальном положении туловища наиболее вентилируются нижние боковые  и нижние задние отделы легких; брюшное  дыхание затруднено;

       б) при сидении в выпрямленном положении или по-турецки наиболее вентилируются верхушки легких; брюшное дыхание также затруднено;

       в) в исходном положении стоя или сидя, руки на поясе увеличивается подвижность верхней части грудной клетки, так как исключается вес верхних конечностей;

       г) в исходном положении руки на уровне головы или за головой увеличивается подвижность грудной клетки в нижней части;

       д) в исходном положении лежа на спине, руки вдоль туловища вентилируются наилучшим образом верхушки легких;

       е) в исходном положении лежа на спине, руки за головой вентиляция улучшается в средних и нижних отделах легких;

       ж) в исходном положении лежа на животе более всего вентилируются нижние задние отделы легких [10].

       Для восстановления детей среднего школьного  возраста с острым бронхитом применяют ЛФК, массаж, закаливание, а также средства физической культуры: лыжные прогулки, игры на воздухе, плавание в бассейне (летом в открытом водоеме), езду на велосипеде и др. При проведении ЛФК необходимо приучать детей к правильному ритму дыхания. Вначале дыхательные упражнения выполняются лежа, позднее можно переходить к динамическому способу дыхания  [7].

       Задачи  ЛФК при остром бронхите:

       1. усиление крово- и лимфообращения,

       2. уменьшение и ликвидация воспалительных изменений в бронхах,

       3. восстановление дренажной функции бронхов,

       4. профилактика рецидивирующего бронхита и повышению общей сопротивляемости организма [15]

       Средства  ЛФК при бронхитах.

       Условно различают следующие виды дыхательных  упражнений: статические, динамические и специальные.

       Статическими  дыхательными упражнениями считаются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременного движения конечностями и туловищем. Они чаще всего применяются в начале обучения правильному дыханию и для урегулирования повышенной деятельности сердечно-сосудистой системы. К статическим дыхательным упражнениям относятся диафрагмальное дыхание, произнесение на выдохе гласных: у, о, а, согласных: з, с, ж, ш. [36].

       Динамическими называются дыхательные упражнения, осуществляющиеся одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. Если согласованность отсутствует, то движения тела не станут способствовать дыхательным движениям, которые, в свою очередь, будут нарушать динамику выполняемого упражнения. Выполняя упражнения, нельзя допускать задержки дыхания, оно должно быть свободным и спокойным [5].

       Вдох  производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием верхних конечностей, отведением их в стороны и так далее, то есть, когда происходит расширение грудной клетки. Выдох делается при спадении грудной клетки в момент опускания верхних конечностей, сгибании туловища вперед, подтягивании нижних конечностей к животу и т. п.

       Динамические дыхательные упражнения способствуют наилучшему расширению грудной клетки в ее нижней части и осуществлению полноценного вдоха. При наклонах туловища в стороны с одновременным поднятием вверх противоположной наклону руки усиление дыхания наиболее выражено в нижней части грудной клетки со стороны поднятой руки.

       Специальные дыхательные упражнения направлены на получение конкретного терапевтического эффекта в том или другом случае нарушения функции дыхательного аппарата.

       К специальным дыхательным упражнениям  можно отнести: брюшное (диафрагмальное) дыхание, оазличные виды задержек дыхания  в фазе вдоха или выдоха, сочетание  вдоха или выдоха с движениями рук или туловища, выполнение дыхательных движений из различных исходных положений, другие дыхательные упражнения [6].

       При бронхоэктазах акцент делается на откашливание, дренаж в различных положениях тела, вибрационный и перкуссионный массаж и выдох. Он должен быть долгим, энергичным, а в некоторых случаях громким. Гимнастика проводится в положении лежа и сидя [11].

       Общеразвивающие и укрепляющие упражнения. Тренирующими нагрузками являются ходьба по ровной местности, равномерный медленный бег, плавание [12].

       Эффективны  общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы. С этой целью рекомендуются разные исходные положения (стоя, сидя, лежа). Во время изменения положения тела, из-за лабильности вегетативной нервной системы, у ослабленных детей наблюдается небольшой подъем пульса (особенно при переходе из положения стоя в положение лежа и наоборот).

       Лечебная  физическая культура при респираторных заболеваниях у детей включает дыхательные упражнения, релаксацию, отработку умения правильно откашливаться, упражнения с акцентом на полный выдох, дыхание через нос и верхнюю часть грудной клетки, динамические упражнения в разных исходных положениях [7].

       Формы ЛФК.

       1. Закаливание. Школьники с неблагоприятным прогнозом заболеваемости острым бронхитом нуждаются в индивидуализации закаливающих мероприятий.

       Основная  цель закаливания – повышение устойчивости и сопротивляемости детского организма к внешним факторам. Это гимнастика и игры на свежем воздухе, игры с мячом на берегу моря (реки, озера), умывание и обтирание водой сначала комнатной температуры, а затем – холодной и пр.

Информация о работе Программа восстановления детей среднего школьного возраста при бронхите