Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:40, курсовая работа
Цель: оценить эффективность разработанной программы восстановления для детей среднего школьного возраста с бронхитом.
Задачи исследования:
1) Изучить функциональное состояние кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста с острым бронхитом.
2) Разработать программу восстановления для детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом.
3) Оценить динамику кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом, после применения программы восстановления.
Перечень условных обозначений…………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………...…4
Глава 1 Анализ научно-методической литературы…………….………………….6
1.1 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы……………..6
1.2 Этиология, патогенез, классификация, клиника острого бронхита………...12
1.3 Методы восстановления детей среднего школьного возраста с острым бронхитом………………………………………………………………………...…15
Глава 2 Методы и организация исследования……………………………………23
2.1 Методы исследования……………………………………………………….…23
2.2 Организация исследования………………………………………………….…26
Глава 3 Результаты исследования…………………...……………………………28
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список……...…………………………………………...……31
Подчиняясь правилу систематического повторения воздействий закаливания, его нельзя отменять и в случае легкого заболевания ребенка, когда оно не сопровождается значительным ухудшением общего состояния здоровья. Во время таких недомоганий применяются методы более слабого воздействия [18].
2. Плавание и игры рекомендуются для постановки правильного дыхания и тренировки дыхательной мускулатуры, укрепления мышц грудной клетки и пр.
Спортивно-прикладное плавание – эффективное средство укрепления здоровья, активного отдыха и восстановления. Оно благотворно действует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, улучшает осанку, способствует закаливанию организма.
Начальное обучение плаванию предусматривает овладение подготовительными упражнениями для освоения в воде. В дальнейшем процесс формирования навыка плавания осуществляется в три этапа: на первом изучают отдельные плавательные движения, а затем соединяют их в одно действие; на втором – устраняют излишние движения и мышечные напряжения; на третьем – совершенствуют навык плавания путем уточнения и изменения техники движений.
При организации и проведении занятий по плаванию следует соблюдать правила безопасности:
– место для плавания, оборудование и инвентарь проверять до начала занятий;
– во время занятий требовать соблюдения дисциплины;
– вход и выход из воды производить только по команде инструктора и в специальных местах;
– на занятиях в группах обязательно делать поименную проверку;
– занятия с неумеющими плавать проводить на мелководье. Все упражнения выполнять в сторону берега или мелкого места;
Обучение плаванию может носить индивидуальный характер, групповой и групповой с индивидуальным подходом [37].
3. Прогулки на лыжах – признанное средство укрепления здоровья: в работу вовлекаются все мышцы, улучшается кровообращение, увеличивается ЖЕЛ, уменьшается ЧСС. Ходьба на лыжах улучшает настроение, сон, способствует закаливанию. Занятия приносят большую пользу, если ходят на лыжах в любую погоду, по любой местности.
Как и во время ходьбы и бега, при передвижении на лыжах движения рук и ног чередуются: с шагом правой ноги вперед движется левая рука, с шагом левой – правая. Каждый шаг завершается толчком ноги и довольно длительным скольжением на опорной ноге. После выполнения толчка правой или левой ногой лыжа отрывается от снега, стопа приподнимается на 10–15 см в зависимости от рельефа местности [10].
4.
Дыхательная гимнастика «
«Лягушка» и «лотос» снимают усталость, улучшают обмен веществ, излечивают хронические заболевания. Поэтому их можно делать и отдельно уже в целях укрепления организма и сохранения здоровья.
Упражнение «Волна». Лечь на спину, ноги согнуть в коленях, под прямым углом, поставить ровно ступни, одну ладонь положить на грудь, другую на живот. После этого начать дыхательные упражнения, помогая руками. При вдохе расправить грудь, втянуть живот. При выдохе втянуть грудь, надуть живот (по возможности полнее, но без чрезмерных усилий).
Упражнения груди (вверх-вниз) и живота (вниз-вверх) как бы образуют волны. Частота дыхания должна приближаться к нормальной (если у отдельных лиц во время упражнений появляется легкое головокружение, то дыхание чуть замедлить). Делать по 40 полных дыханий (вдох-выдох). Делать это движение можно также стоя, сидя, при ходьбе, езде на велосипеде [15].
Упражнение «Лягушка». Сесть на стул высотой 35–40 см так, чтобы голень и бедро образовали прямой угол (или чуть меньший). Колени раздвинуты на уровне плеч. Ребенок правую кисть сжимает в кулак, а левой ладонью обхватывает кулак. Затем надо прикрыть глаза, губы тронуть улыбкой, все тело расслабить и принять самое удобное положение, привести себя в состояние полного покоя. Потом нужно регулировать свои мысли и нервную систему внутренне расслабиться.
Упражнения «лягушка» длится 15 мин. После их завершения не открывать сразу глаза во избежание головокружения. Поднимать голову с закрытыми глазами, ладони потереть одна о другую 10 раз, затем пальцами обеих рук «причесать» несколько раз голову, после чего открыть глаза, руки сжать в кулаки, поднять вверх, потянуться, сделать глубокий вдох. Упражнения «лягушка» стимулируют кровообращение и обмен веществ в организме [9, 15].
Упражнение «Лотос». Делают его сидя, как при упражнениях «лягушка», или же подвернув ноги под себя, т.е. в положении Будды. Руки ладонью вверх положить одну над другой, на ноги перед животом. Не опираться на спинку стула, поясницу выпрямить, опустить плечи, убрать грудь, подбородок опустить, глаза закрыть, кончик языка поднять кверху и прикоснуться им к небу (около верхних зубов), полностью расслабиться, принять удобное естественное положение. После этого привести в надлежащее состояние мысли: сначала глубоко вздохнуть и расслабиться, потом 1-2 мин подумать о самом радостном и приятном в жизни, чтобы до начала дыхательных упражнений создать спокойное, легкое настроение. Вслед за этим сосредоточить свои мысли на регулировании дыхания.
Дыхательное упражнение делится на 3 этапа.
Этап 1–й. Дыхание глубокое, длинное, легкое, ровное и очень естественное. Грудь и живот при этом не должны заметно подниматься и опускаться. Этап длится 5 мин.
Этап 2–й. Вдыхать естественно, не обращая внимания на дыхание, не управлять им. При выдохе полностью расслабиться и добиваться дыхания беззвучного, глубокого, длинного, ровного. На этот этап также потребуется 5 мин.
Этап 3–й. Не управлять ни вдохом, ни выдохом. Дышать естественно, не обращая внимания на глубину, ровность дыхания. При этом неизменно сохранять чувство, что дыхание есть, оно то близко, то далеко, то появляется, то исчезает. Если возникают посторонние мысли, не обрывайте на них внимания и успокаивайте себя. На этот этап уходит около 10 мин. [37].
Методические указания по проведению ЛФК. Необходимо соблюдать принцип постепенности изменения исходного положения – лежа, сидя, стоя. Во время бега следует избегать внезапных остановок, так как при выполнении этого упражнения основная масса крови скапливается в скелетных мышцах, а при внезапной остановке падает артериальное кровяное давление в сосудах мозга, что может привести к обмороку. Ослабленные дети трудно переносят резкие наклоны и повороты тела, а также группу упражнений, в которых нагрузка приходится одновременно на все группы мышц («кораблик», «велосипед» и др.). Включение этих упражнений в комплекс утренней гимнастики или физкультурного занятия требует обязательного наблюдения за самочувствием ребенка со стороны врача.
Необходимо контролировать число повторений, амплитуду, скорость, темп, ритм движения. Для объяснения и показа одного упражнения нужно использовать не более 20–25 с, а для выполнения – 45–50 с. В процессе выполнения упражнений организм испытывает большую потребность в кислороде, поэтому важно приучать детей к полноценному дыханию. Внимание акцентируется на выполнении удлиненного выдоха, для чего используются упражнения с произношением звуков и слогов на выдохе. Обязательно должны иметь место упражнения, влияющие на формирование осанки, сводов стопы [7].
Большинство корригирующих упражнений необходимо выполнять лежа на спине или животе. Твердая плоскость опоры создает условия для исправления нарушений осанки и придает правильное положение телу.
При уменьшенной физической нагрузке дети должны заниматься в обычной одежде и обуви для предупреждения рецидива болезни в связи с нарушением функции терморегуляции и понижением иммунитета. Вопрос о переходе на спортивную форму решает врач индивидуально для каждого ребенка.
Для школьников занятия ЛГ надо начинать в первый же день выхода в школу после заболевания. Холодный воздух улучшает дыхательную функцию. Прогулки разрешаются через 1–2 дня после падения температуры. Рекомендуется также закаливание – обливание водой с постепенным снижением температур с 22 до 16–13 °С. Зимние виды спорта, плавание, бег на открытом воздухе способствуют повышению неспецифической сопротивляемости детского организма [6].
Увеличение физической нагрузки для ослабленных детей должно идти постепенно. В этом случае сердечнососудистая система успевает адаптироваться за счет увеличения мощности сердечного выброса, улучшения кровоснабжения работающих органов. Часто повторяющаяся чрезмерная физическая нагрузка способствует возникновению патологических процессов в сердечной мышце, сосудах и в клапанном аппарате. В связи с этим переходы к нагрузке и обратно к покою должны быть пассивными, необходимо предусмотреть расслабляющие и динамические дыхательные упражнения [36].
Лечение положением используется также со 2-3–го дня при первых признаках улучшения состояния и снижения температуры. Постуральный дренаж с вибромассажем грудной клетки выводит вязкую мокроту, которая не удаляется при кашле. Занятия проводятся ежедневно, лучше в утренние часы [7].
Массаж. При наличии мокроты вначале проводится массаж воротниковой области, шеи, межреберных мышц и активизация дыхания, а затем выполняется комплекс ЛГ. Включаются вибрационный массаж (или перкуссионный) грудной клетки продолжительностью 3-5 мин.
Задача массажа – нормализовать кровообращение в бронхах, оказать противовоспалительное, спазмолитическое и рассасывающее действие, улучшить отхаркивание мокроты (при ее наличии) [18].
Методика массажа. В исходном положении больного лежа на животе (изножие кушетки приподнято) массируют спину, применяя поглаживание, растирание, разминание, затем делают растирание межреберных мышц. Массаж грудной клетки выполняют в положении больного лежа на спине. Вначале делают плоскостное и обхватывающее поглаживание грудной клетки (ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах), затем растирание межреберий, разминание грудных мышц, вибрацию грудной клетки [8].
При растирании межреберий руки массажиста располагаются параллельно ребрам и скользят от грудины к позвоночному столбу. При массаже различных отделов грудной клетки руки массажиста вначале находятся на ее нижнебоковом отделе (ближе к диафрагме) и во время вдоха больного скользят к позвоночному столбу, а во время выдоха – к грудине (к концу выдоха сжимают грудную клетку). Затем массажист переносит обе руки к подмышечным впадинам и делает те же движения. Такие приемы следует проводить в течение 2-3 мин. Движение диафрагмы и сдавливание нижних ребер на выдохе улучшают вентиляцию нижних долей легких.
При
воздействии массажем на межреберные
мышцы и паравертебральные
При сдавливании грудной клетки происходит раздражение рецепторов альвеол, корня легкого и плевры, что создает условия для повышения возбудимости дыхательного центра (инспираторных нейронов) и активного вдоха.
На
ночь рекомендуется на грудную клетку
сделать компресс с разогревающими
мазями (финалгон, дольпик или слонц).
Продолжительность массажа 15-
ГЛАВА 2
МЕТОДЫ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1
Методы исследования
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы.
1)
Анализ научно-методической
2) Педагогическое наблюдение.
3) Изучение функционального состояния кардиоресператорной системы:
* Пробы Штанге и Генчи.
Проба Штанге. После 2–3 глубоких вдохов-выдохов обследуемого просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время. Норма для детей 12–13 лет – 60 сек. Оборудование: секундомер.
Проба
Генчи. После 2–3 глубоких вдохов-выдохов
человека просят глубоко выдохнуть и
задержать дыхание на максимально возможное
для него время. Норма для детей 12–13 лет
– 22–24 сек. Оборудование: секундомер.
* Пикфлоуметрия –определения скорости выдоха.
В исходном положении сидя, после нескольких спокойных вдохов и выдохов необходимо сделать глубоких вдох, плотно обхватить губами мундштук пикфлоуметра, который следует держать параллельно поверхности пола, и сделать максимально быстрый выдох. Через 2–3 минуты следует повторить вышеописанные действия и записать максимальное из двух значений
Информация о работе Программа восстановления детей среднего школьного возраста при бронхите