Программа восстановления детей среднего школьного возраста при бронхите

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: оценить эффективность разработанной программы восстановления для детей среднего школьного возраста с бронхитом.
Задачи исследования:
1) Изучить функциональное состояние кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста с острым бронхитом.
2) Разработать программу восстановления для детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом.
3) Оценить динамику кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом, после применения программы восстановления.

Содержание

Перечень условных обозначений…………………………………………………...3

Введение…………………………………………………………………………...…4

Глава 1 Анализ научно-методической литературы…………….………………….6

1.1 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы……………..6

1.2 Этиология, патогенез, классификация, клиника острого бронхита………...12

1.3 Методы восстановления детей среднего школьного возраста с острым бронхитом………………………………………………………………………...…15

Глава 2 Методы и организация исследования……………………………………23

2.1 Методы исследования……………………………………………………….…23

2.2 Организация исследования………………………………………………….…26

Глава 3 Результаты исследования…………………...……………………………28

Заключение………………………………………………………………………….29

Библиографический список……...…………………………………………...……31

Работа содержит 1 файл

Готовый курсач!.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

Министерство  спорта и туризма  республики Беларусь

 

Учреждение  образования 

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» 
 

Факультет оздоровительной физической культуры и туризма 
 

Кафедра лечебной физической культуры  
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме:

«Программа  восстановления детей среднего школьного возраста при бронхите» 
 
 
 
 

              Исполнитель:

              студент факультета ОФКиТ, 045 гр.

              Толстый Максим Владимирович.

              Научный руководитель:

              ст. преподаватель Пальвинская Л.В. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Минск 2011 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Перечень условных обозначений…………………………………………………...3

Введение…………………………………………………………………………...…4

Глава 1 Анализ научно-методической литературы…………….………………….6

1.1 Анатомо-физиологические  особенности дыхательной системы……………..6

1.2 Этиология,  патогенез, классификация, клиника острого бронхита………...12

1.3  Методы восстановления детей среднего школьного возраста с острым бронхитом………………………………………………………………………...…15

Глава 2 Методы и организация исследования……………………………………23

2.1 Методы исследования……………………………………………………….…23

2.2 Организация  исследования………………………………………………….…26

Глава 3 Результаты исследования…………………...……………………………28

Заключение………………………………………………………………………….29

Библиографический список……...…………………………………………...……31

 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 

       АД  – артериальное давление.

       ГОСШ  – государственная общеобразовательная  школа.

       ЖЕЛ – жизненная емкость легких.

       ЛГ  – лечебная гимнастика.

       ЛФК – лечебная физическая культура.

       УО  – учреждение образования.

       ХНЗЛ  –  хронические неспецифические заболевания легких.

       ЧСС – частота сердечных сокращений.

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  темы работы. Ежегодная заболеваемость детей школьного возраста острым бронхитом колеблется от 20 до 40% и более [31]. Рапространённость острых брохитов 100–200 заболеваний на 1000 детей в год. На первом году жизни заболеваемость составляет 75, а у детей до 3 лет – 200 на 1000 детей [21].

       Почти 30 % всех пациентов с болезнями  органов дыхания составляют дети с рецидивирующим бронхитом (РБ). По частоте эта патология занимает второе место после аллергических  заболеваний (астматического бронхита и бронхиальной астмы) и является одним из самых распространенных инфекционных заболеваний респираторного тракта у детей [34].

       Еще одной проблемой является назначение антибактериальной терапии больному ребенку. Основная доля заболевания по этиологии является вирусной [23].

       Острый  бронхит в 30–35 % случаев осложняется хроническим бронхитом, а это чревато серьезными последствиями, так как расходы здравоохранения, связанные с лечением хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ), равны расходам на борьбу с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и онкологическими заболеваниями [31].

       Основная  роль в развитии бронхита принадлежит  инфекции, главным образом вирусной, реже вирусно-бактериальной, бактериальной, микоплазменной. Чаще всего острый бронхит является осложнением ОРВИ верхних дыхательных путей. Кроме того, острый бронхит может быть проявлением таких инфекций, как корь, коклюш.

       Возрастанию распространенности заболеваний легких способствует загрязнение атмосферного воздуха Беларуси, распространенность курения среди школьников, в том числе пассивное курение от курящих родителей, переохлаждение организма, значительная частота острых бронхитов и пневмоний в периоды эпидемий гриппа, изменение реактивности организма ребенка, а также недостатки в организации лечения [21].

       При заболеваниях бронхитом возникают самые различные нарушения в системе дыхания, которые требуют коррекции. Современная медицина располагает всевозможными фармакологическими препаратами для лечения заболеваний органов дыхания. Однако лекарственная терапия вызывает значительное количество побочных эффектов и является пассивным методом лечения, не учитывающим и не включающим резервные возможности организма ребенка [17]. Возникающая толерантность условно–патогенной флоры к антибиотикам, их плохая переносимость и развитие аллергических реакций организма ребенка, обуславливают поиск эффективных методов немедикаментозного лечения бронхолегочных заболеваний [34].

       В литературе имеется множество рекомендаций по применению лечебной гимнастики для больных детей с заболеваниями бронхитом. Проведены исследования, посвященные разработке и внедрению в практику различных вариантов восстановления детей, больных бронхолегочной патологией, в том числе и нетрадиционных.

       По  мнению многих авторов, в комплексном лечении детей, больных бронхитом, лечебная физическая культура является неотъемлемой частью и занимает определяющее место среди восстановительных мероприятий.  

       Цель: оценить эффективность разработанной программы восстановления для детей среднего школьного возраста с бронхитом.

       Задачи исследования:

       1) Изучить функциональное состояние  кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста с острым бронхитом.

       2) Разработать программу восстановления для детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом.

       3) Оценить динамику кардио-респираторной системы и физической подготовленности детей среднего школьного возраста, страдающих бронхитом, после применения программы восстановления.



 

ГЛАВА 1

АНАЛИЗ  НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.1 Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы 

      Дыхательная система объединяет органы, которые  выполняют воздухоносную (полость рта, носоглотка, гортань, трахея, бронхи) и дыхательную, или газообменную (легкие), функции [33].

      Основная  функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью путем диффузии кислорода и углекислого газа через стенки легочных альвеол в кровеносные капилляры. Кроме того, органы дыхания участвуют в звукообразовании, определении запаха, выработке некоторых гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевом обмене, в поддержании иммунитета организма.

      В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение, согревание вдыхаемого воздуха, а также восприятие запаха, температурных и механических раздражителей [1].

      Внутренняя  поверхность дыхательных путей  покрыта слизистой оболочкой, которая выстлана мерцательным эпителием и содержит значительное количество желез, выделяющих слизь. Реснички эпителиальных клеток, двигаясь против ветра, выводят наружу вместе со слизью и инородные тела.

      Полость носа – это начальный отдел дыхательных путей и одновременно орган обоняния. Проходя через полость носа, воздух или охлаждается, или согревается, увлажняется и очищается. Полость носа формируется наружным носом и костями лицевого черепа, делится перегородкой на две симметричные половины. Спереди входными отверстиями в носовую полость являются ноздри, а сзади через хоаны она соединяется с носовой частью глотки. Перегородка носа состоит из перепончатой, хрящевой и костной частей. В каждой половине носа выделяют преддверие полости носа. Внутри оно покрыто переходящей через ноздри кожей наружного носа, содержащей потовые, сальные железы и жесткие волоски, которые задерживают частицы пыли. От боковой стенки в просвет каждой половины носа выступают по три выгнутые костные пластинки: верхняя, средняя и нижняя раковины. Они делят полость носа на узкие, соединенные между собой носовые ходы [35].

      Различают верхний, средний и нижний носовые  ходы, расположенные под соответствующей носовой раковиной. В каждый носовой ход открываются воздухоносные (околоносовые) пазухи и каналы черепа: отверстия решетчатой кости, клиновидная, верхнечелюстная (гайморова) и лобная пазухи, носослезный канал. Слизистая оболочка носа продолжается в слизистую оболочку околоносовых пазух, слезного мешка, носовой части глотки и мягкого нёба. Она плотно срастается с надкостницей и надхрящницей стенок полости носа и покрыта эпителием, который содержит большое количество бокаловидных слизистых желез, кровеносных сосудов и нервных окончаний.

      В верхней носовой раковине, частично в средней и в верхнем отделе перегородки находятся нейросенсорные (чувствительные) клетки обоняния. Воздух из полости носа попадает в носоглотку, а затем в ротовую и гортанную части глотки, где открывается отверстие гортани. В области глотки происходит пересечение пищеварительного и дыхательного путей; воздух сюда может поступать и через рот [1].

      Гортань выполняет функции дыхания, звукообразования и защиты нижних дыхательных путей от попадания в них инородных частиц. Она расположена в передней области шеи, на уровне IV–VII шейных позвонков; на поверхности шеи образует небольшое возвышение – выступ гортани. Сверху гортань подвешена к подъязычной кости, внизу соединяется с трахеей. Спереди гортани лежат мышцы шеи, сбоку – сосудисто-нервные пучки.

      Скелет  гортани составляют непарные и парные хрящи. К непарным относятся щитовидный, перстневидный хрящи и надгортанник, к парным — черпаловидные, рожковидные и клиновидные хрящи, которые соединяются между собой связками, соединительнотканными мембранами и суставом [30].

      Хрящи гортани. Основу гортани составляет гиалиновый перстневидный хрящ, который  соединяется с первым хрящом трахеи при помощи связки. Он имеет дугу и четырехугольную пластинку; дуга хряща направлена вперед, пластинка – назад. На верхнем крае пластинки находятся две составные поверхности для соединения с черпаловидными хрящами. На дуге перстневидного хряща расположен гиалиновый непарный, самый большой хрящ гортани – щитовидный. На передней части щитовидного хряща находятся верхняя щитовидная и небольшая нижняя щитовидная вырезки. Задние края пластинок щитовидного хряща образуют с каждой стороны длинный верхний и короткий нижний рога. Черпаловидный хрящ парный, гиалиновый, похож на четырехгранную пирамиду. В нем различают переднелатеральную, медиальную и заднюю поверхность. Основание хряща направлено вниз, верхушка заострена, отклонена несколько назад. От основания отходит мышечный отросток, к которому прикрепляются голосовые связка и мышца. Сверху и спереди вход в гортань прикрывает надгортанник — эластичный отросток. Он прикрепляется щитонадгортанной связкой к щитовидному хрящу. Надгортанник перекрывает вход в гортань во время проглатывания еды. Рожковидный и клиновидный хрящи находятся в толще черпаловидной связки [35].

      Соединяются хрящи гортани между собой  и с подъязычной костью при  помощи суставов (перстнещитовидный, перстнечерпаловидный) и связок (щитоподъязычная мембрана, серединная щитоподъязычная, латеральные щито-подъязычные, подъязычно-надгортанная, щитонадгортанная, перстнещитовидная, перстнетрахеальная).

      Все мышцы гортани делятся на три  группы: расширители, суживающие голосовую щель и изменяющие напряжение голосовых связок.

      К мышцам, расширяющим голосовую щель, относится только одна мышца – задняя перстнечерпаловидная. Эта парная мышца при сокращении оттягивает мышечный отросток назад, поворачивает черпаловидный хрящ наружу. Голосовой отросток поворачивается также латерально и голосовая щель расширяется.

Информация о работе Программа восстановления детей среднего школьного возраста при бронхите