Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:50, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы комплексно исследовать данный институт, историю его возникновения, предпосылки и правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера.
В соответствии с указанной целью поставлены задачи:
1. Показать применение принудительных мер медицинского характера в исторической ретроспективе;
2. Исследовать правовую природу этих мер, основания и цели их применения;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….......………3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА...........………………….6
1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер медицинского характера....…………………………………………………….6
1.2 Эволюция института принудительных мер медицинского характера.………….…………………………………………..10
2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГОХАРАКТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ..………………...…………………………….25
2.1 Виды принудительных мер медицинского характера и их применение....………………………………………………….25
2.2 Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера...…………………………………….28
2.3 Лица, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера……………………………………....33
3. ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА....……………………………………………….........37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....………………….………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………..............................................................45
Более подробно принудительные меры медицинского характера были регламентированы в УК и УПК РСФСР 1960 г. В главе шестой «О принудительных мерах медицинского и воспитательного характера» установил нормы, регулировавшие возможность применения принудительного лечения в отношении трех категорий лиц (невменяемых; лиц, заболевших после совершения преступления; заболевших во время отбывания наказания), и законодательно закрепил два вида принудительных мер медицинского характера: 1) помещение в психиатрическую больницу общего типа; 2) помещение в психиатрическую больницу специального типа (ст. 58). В соответствии со ст. 62 УК РСФСР принудительное лечение наряду с наказанием за совершенное преступление предусматривалось и в отношении алкоголиков и наркоманов. Последние подлежали принудительному лечению по месту отбывания наказания, а в случае осуждения к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, – в медицинских учреждениях по месту жительства. При этом суд по ходатайству заинтересованных лиц мог признать алкоголика либо наркомана ограниченно дееспособным. В качестве критериев применения различных видов принудительных мер законодатель избрал степень опасности психически больного лица, определяемую его психическим состоянием и характером совершенного деяния, предусмотрев помещение в психиатрическую больницу специального типа лиц, представляющих «особую опасность для общества» (ст. 59).
В
соответствии со ст. 60 УК РСФСР прекращение
принудительного лечения
Однако прокурорский надзор за законностью осуществления принудительных мер медицинского характера и деятельностью судов при назначении таких мер, а также ведомственный контроль осуществлялись формально либо недостаточно. Судебное разбирательство по делам о применении принудительного лечения в половине случаев проводилось без разъяснения участникам процесса их прав. Все дела рассматривались без участия лиц, совершивших общественно опасные деяния, даже если ко времени судебного разбирательства эти лица обладали устойчивой способностью давать показания. Значительная часть дел разбиралась в отсутствие родственников психически больных (39 %), защитников (35 %) и членов врачебных комиссий (82 %). По сути, весь процесс сводился к заключительной части судебного следствия – к выступлениям прокурора и защитника, если они участвовали в процессе, при этом протокол судебного заседания мог занимать две строчки: «Председательствующим доложено дело. Судом вынесено определение».
Стоит заметить, что в 60-е годы и в первой половине 80-х годов имели место грубые нарушения прав человека, в том числе связанные со злоупотреблением психиатрией. Заведомо здоровых людей, неугодных тоталитарному режиму, с целью изоляции помещали в психиатрические больницы и подвергали принудительному лечению.
В
период перестройки советской
В 1989 г. факты превышения полномочий в применении мер принудительного медицинского характера были отмечены в докладе американских юристов и психиатров, изучивших истории 27 болезней на лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности по ранее действовавшим ст. 70 УК РСФСР за призывы к насильственному изменению политического строя и распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй. В 24 случаях из 27 был поставлен пациентам диагноз шизофрения, в трех – психопатия. Ко времени проверки, проведенной членами американской делегации, 12 из 27 госпитализированных лиц были выписаны, а в 9 случаях госпитализации между американскими и советскими психиатрами не было серьезных разногласий.30
Дальнейшее развитие институт принудительного лечения лиц, совершивших предусмотренные уголовным законом деяния, получил в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Разработчики Основ сформировали самостоятельный раздел VII под названием «Принудительные меры медицинского характера», отделив его от принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних. В новом разделе были определены цели применения принудительных мер медицинского характера: предупреждение общественно опасных деяний со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами, охрана их личности и лечение (ст. 55), а также основания применения этих мер к психически больным, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или заболевшим до или после совершения преступления (ст. 56), к лицам, совершившим преступления в состоянии ограниченной вменяемости (ст. 57) и больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим преступления (ст. 58).
В качестве основания принудительного лечения психически больных, совершивших деяния, предусмотренные уголовным законом, признавалась общественная опасность таких лиц, критериями которой выступали характер совершенного деяния и психическое состояние, а в отношении ограниченно вменяемых, алкоголиков, наркоманов и токсикоманов основанием применения принудительных мер признавалась необходимость их лечения. При отсутствии оснований, указанных в законе, суду предоставлялось право передать психически больного органам здравоохранения для решения вопроса о лечении на общих основаниях либо направить в учреждение социального обеспечения. В случае выздоровления лиц, заболевших после совершения преступления, предусматривался зачет времени применения принудительной меры медицинского характера в срок наказания.
Несомненной заслугой Основ 1991 г. является включение норм, регулирующих применение принудительных мер медицинского характера, в самостоятельный раздел, впервые были сформулированы цели таких мер, введено понятие ограниченной вменяемости, а в число лиц, подвергаемых принудительному лечению, включены токсикоманы и предусмотрена возможность применения принудительного лечения наряду с наказанием в отношении ограниченно вменяемых, хронических алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, совершивших преступления.
Несмотря на то, что этот законодательный акт не вступил в силу из-за распада СССР, он отразил концептуальные достижения ведущих советских криминалистов и предложения авторов Модельного уголовного кодекса и тем самым подготовил нормативную основу для разработки Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 г., в надлежащей мере отразил базовые положения Закона о психиатрической помощи в уголовно-правовых нормах о невменяемости (ст. 21), об уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22), об освобождении от наказания в связи с болезнью (ст. 81), о принудительных мерах медицинского характера (ст. 97—104), о незаконном помещении в психиатрический стационар (ст. 128).
Введение в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации и применение норм, регламентирующих назначение и применение принудительных мер медицинского характера, вызвало необходимость дальнейшего совершенствования положений Закона о психиатрической помощи, касающихся принудительного лечения психически больных, совершивших общественно опасные деяния и преступления.
Закономерным результатом этого процесса явилось появление крупных ведомственных и межведомственных правовых актов. Среди них важнейшими являются:
– совместный приказ Минздрава РФ и МВД РФ от 30 апреля 1997 г. № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» и утвержденная им Инструкция «Об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами»;
– Методическое письмо Минздрава России от 23 июля 1999 г., согласованное с Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ «О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния (статья 21 и часть 1 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации)», в котором разработана методика практического применения основных положений Закона о психиатрической помощи и Уголовного кодекса 1996 г., касающихся осуществления принудительного лечения психически больных, совершивших общественно опасные деяния.
Несмотря
на то что Методическое письмо Минздрава
России о порядке применения принудительных
и иных мер медицинского характера
в связи с указанием Минюста
РФ от 2 апреля 2001 г. № 07/3213-ЮД утратило
силу официального документа, однако до
настоящего времени изложенные в нем методические
рекомендации не потеряли своего значения
и могут быть в полной мере использованы
в практической деятельности не только
сотрудниками судебно-психиатрических
учреждений, но и правоохранительных органов.
2.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА
В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1 Виды принудительных мер медицинского характера и их применение
Уголовный кодекс РФ предусматривает более разнородные виды принудительных мер медицинского характера, чем ранее действовавшее уголовное законодательство РСФСР. В соответствии с УПК РСФСР, психически больные лица, совершившие преступление помещались в психиатрические больницы, которые классифицировались следующим образом,:
В
соответствии с УПК РФ этим мерам
соответствуют три вида принудительного
лечения в психиатрических
Закон (ст. 99 УК) предусматривает четыре вида принудительных мер медицинского характера, которые суд вправе назначить лицам, совершившим общественно опасные деяния либо преступления и нуждающимся в принудительном психиатрическом лечении. Классификация принудительных мер медицинского характера являются:
1.
амбулаторное принудительное
2.
принудительное лечение в
3. принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
4.
принудительное лечение в
Уголовный
кодекс РФ предусматривает сравнительно
новый тип принудительного
Информация о работе Применение принудительных мер медицинского характера