Плоскостопие

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Нормальная стопа человека имеет два свода - продольный и поперечный, обеспечивающие её рессорность, т.е. способность амортизировать сотрясение тела при ходьбе, беге, прыжках и повышающие выносливость к осевой нагрузке. Уменьшение высоты сводов стопы носит название “плоскостопие". При плоскостопии одновременно с уменьшением высоты сводов происходит скручивание стоп, поэтому осевая нагрузка прихо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОСКОСТОПИЙ
1.2. ВИДЫ ПЛОСКОСТОПИЙ
1.3. ПРИЧИНЫ ПЛОСКОСТОПИЯ
1.4. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ
1.5. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СТОПЫ
1.6. КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СТЕПЕНЯХ И ВИДАХ ПЛОСКОСТОПИЯ
1.7. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ ПЛОСКОСТОПИЯ + исследование
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ коррекция стопа
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 452.59 Кб (Скачать)

В педиатрической практике специальный  массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением  рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет  достаточной подготовки), то можно  ограничиться массажем спины и ног. Надо быть внимательным при обращении  к специалистам (особенно платным) –  массаж только ног мало эффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделении спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области [11].

В зависимости от возраста и, следовательно, роста и веса ребенка, а так  же объема массажа, сеанс занимает от десяти минут до получаса.

Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, черезо день или ежедневно. Эффективным  считается повторение курса 3-4 раза в  год. Однако, если ребенок пожаловался  на боль и усталость ног после  длительной прогулки или оживленной игры, не откладывайте делайте массаж «по необходимости».

Массировать ребенка можно на столе (если он там помещается), на жесткой  кушетке или на полу. В любом  случае у лежащего должна быть хорошая  опора. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть достаточно энергичный массаж. Масла и кремы  лучше не использовать, так как  они увеличивают скольжение рук  и, следовательно, снижают интенсивность  воздействия [13].

 

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ коррекция стопа

Оценка степени распространенности плоскостопия мною проводилась по методу плантографии, который состоит в получении и обработке отпечатков стоп (плантограмм).

Для получения отпечатков берется  чистый лист бумаги, который кладется на пол. Ступни мажут цветной гуашью, и испытуемый встает на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп. Плантограммы собирались в медицинском кабинете гимназии №1имени Ф.Я.Перца г.Пинска.

Обработка плантограмм велась по методу Штритера (рис.1.)., который состоит в том, что к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы проводится касательная линия (АБ), из середины которой (точка В) восстанавливается перпендикуляр, пересекающий медиальный край в точке Г, а материальный – в точке Д

 

Рис.1. Обработка плантограммы по методу Штритера

 

Состояние продольного  свода стопы определяется по формуле

 

I = -ГД\ВД  х 100

и оценивается следующим образом (Хабибуллина, Тупиев, 2006):

- от 0 до 36 % - высокосводчатая стопа,

- от 36,1 до 43 % - повышенный свод

- от 43,1 до 50 % - нормальный свод,

- от 50,1 до 60 % - уплощение свода,

- от 60,1 до 70 % - плоскостопие

Для выявления причин возникновения  плоскостопия проводился анализ медицинских  карт учащихся и беседы с испытуемыми.

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в  гимназии №1имени Ф.Я.Перца г.Пинска

Наблюдения велись в медицинском  кабинете гимназии. Было обследовано 64 ученика 1-3 класса, из которых 29 мальчиков  и 35 девочек (рис.2.). По возрасту ученики  были распределены поровну.

 

Рис.2. Распределение испытуемых по полу

 

3.2. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ  ПЛОСКОСТОПИЯ  

   В результате анализа полученных плантограмм мы получили следующую картину (рис.3.): среди обследованных ребят нормальный свод стопы имеют 18 человек (т.е. 28 %). Оставшиеся ученики имели различные отклонения от нормы: У 8 учащихся (13% от общего количества обследованных) обнаружено плоскостопие, 12 учеников (19%) имеют высокосводчатую стопу и еще 13 учеников (20%) имеют повышенный свод.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Распределение показателей индекса  Штритера

 

Повышенный свод наблюдается при  повышенном тонусе мышц. При этом так  же нарушается амортизационная функция  стопы, рассчитанной на работу под нагрузкой, равной весу «перевозимого» груза (массе  тела). Такая жесткая "рессора" – высокосводчатая стопа - передает на скелет все удары не хуже распластанной, которая наблюдается при плоскостопии.

Среди учащихся, страдающих плоскостопием, пять мальчиков и три девочки.

При анализе видов плоскостопия я выявила, что у одного ребенка  оно является врожденным, а у оставшихся приобретенным, статическим по происхождению. Основная масса из опрошенных ребят со статическим плоскостопием жаловалась на неудобную, тесную обувь.

 

 

ВЫВОДЫ

1. Среди обследованных ребят  нормальный свод стопы имеют  18 человек (28 %). Оставшиеся ученики  имели различные отклонения от  нормы.

2. Плоскостопие обнаружено у  8 человек, среди которых 3 девочки  и 5 мальчиков.

3. У одного ребенка плоскостопие  является врожденным, а у семи  – приобретенным, статическим  по происхождению.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для профилактики плоскостопия я рекомендую:

1. Включить в комплекс физических  упражнений на уроках физкультуры  и в летнем лагере упражнения  для стоп (приложение 2).

2. Поскольку «заработать» плоскостопие  легче, если ходить в тесной неудобной обуви, носить высокие каблуки, много бегать, долго стоять, необходимо чаще давать отдых ногам — регулярно делать массаж стоп и ванночки , а так же следить за правильностью подбора обуви (приложение 3).

3. Учителям начальных классов  и родителям необходимо следить,  чтобы при чтении и другой  работе за столом ребенок сидел,  поставив стопу на наружный  край. Еще лучше совместить эту  пассивную позу с активной  гимнастикой: во время сидячей  работы и занятий пусть малыш  как бы сгребает подошвами  в кучку воображаемый песок.  Поскольку трудно держать под  рабочим столом вашего ребенка  кучу песка, положите ему туда  круглую скалку, мячик из твердой  резины - пусть катает эти предметы  вдоль сводов стоп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дубровский,  В. И. Реабилитация в спорте / В. И.Дубровский. - М.:ФиС, 1991, - С. 168-170.
  2. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарат человека / В.М. Зациорский, А.С. Аруин, В.Н. Селуянов // – М.: ФиС, 1981 г. – C. 19 – 23.
  3. Как вырастить здорового ребенка / под ред. В.П. Алферова //  – Л.: Медицина, 1991 г. – C. 89 – 97.
  4. Лечебная физкультура при заболевания в детском возрасте / под ред.  С.М. Иванова. – М.: Медицина. 1975 г. – С.77-82.
  5. Лечебная физическая культура: справочник / под ред. В. А. Епифанова. - М.: Медицина, 1987, - С. 407-424.
  6. Маркс В.О. Ортопедическая диагностика. – Минск: Наука и механика, 1978 г. – С.3-8.
  7. Матвеев С.В. Херодинов Б.И. Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль / С.В. Матвеев, Б.И. Херодинов  // – СПб.: Сотис. 1999. – С.137-142.
  8. Попов, С. Н. Организационно-методические основы реабилитации / С. Н Попов С., Н. М. Валеев // Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физической культуры; под общ.ред. С. Н. Попова. -Ростов н/Д: Феникс, 1999, - С. 15-91.
  9. Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М.И. Фонарева// – Л.: Медицина. 1983 г. C. 22-29.
  10. Травматология и ортопедия / под ред. Г.С. Юмашева // – М.: Медицина. 1990 г. – C. 137-140.

11.Травматология и ортопедия:  учебник для студентов медВУЗов / под ред. X. А Мусалатова., Г. С. Юмашева - М.: Медицина, 1995, - С. 488- 498.

  1. Хухлаева Д.В. Теория и методики ОРВ детей дошкольного возраста. М.:Медицина. 1978 г.- С. 61-70.
  2. Юмашев Г.С., Репкер К. Основы реабилитации / Г.С. Юмашев, К. Репкер// М.: Медицина .1973 г.- С.88-91.
  3. FoxMargaretG. RelationshipofAbdominal Strength to Selected Posture Faults / Research Quarterly-  22, May 2009 – p. 141-144.
  4. Johnson Barry L., Nelson Jack K. Practical Measurements for Evaluation in Physical Education /Johnson Barry L., Nelson Jack K. -  Burgess Publishing Company, 2006. -  p. 420-432.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Рис.1. Пример плантограммы нормальной стопы

 

 

Рис.2. Пример плантограммы стопы с плоскостопием

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Гимнастика  для ног

1. При исходном положении ноги  врозь, носки "смотрят" внутрь, делайте попеременные повороты  корпуса вправо и влево с  поворотом соответствующей стопы  на наружный край.

2. Затем несколько минут походите  на носках.

3. Потом такое же время походите  на пятках.

4. Немного походите с поджатыми  пальцами ног.

5. Потом походите с поднятыми  пальцами.

6. Несколько раз в день по 10-15 минут ходите на наружных  краях стопы, как "мишка косолапый". Такое положение компенсирует  распластывание стопы и как бы собирает стопу "в кулак".

7. Попытайтесь несколько раз  поднять с пола пальцами ног  какой-нибудь мелкий предмет:  карандаш, платок, костяшки домино.

8. Развороты стоп выполняются  сначала сидя на стуле, затем  стоя. Стопы следует разворачивать  перпендикулярно друг другу: сначала  пятка к пятке, потом носок  к носку.

9. Сидя на стуле, поставьте  стопы на ширину плеч и поворачивайте  параллельно одна другой вправо  и влево; то же самое надо  выполнять стоя, держась за спинку  стула.

11. Сидя на стуле, а затем  на полу поднимитесь на ноги, опираясь на наружные края  стоп. При подъеме с пола можно  помогать себе руками.

12. Стоя на носках, переминайтесь  с ноги на ногу.

13. Сидя на стуле, как можно  выше поднимайте поочередно то  одну, то другую выпрямленную  ногу.

14. То же самое делайте обеими  ногами вместе.

15. Присядьте и, "волоча" ноги  по полу, сделайте 30- 50 шагов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

НАРОДНЫЕ  РЕЦЕПТЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НОГ

В этом приложении мы представляем рецепты  некоторых успокаивающих и снимающих  напряжение ванн для ног, взятые с  сайта http://www.pozvonok.ru

1. Ванна из отвара  дубовой коры

100 граммов дубовой коры смешать  с 0,5 литра воды, кипятить в  течение получаса. Потом отвар  процедить и добавить в ванну.  Ванна из листьев и цветов  шалфея 100 граммов шалфея настоять  около часа в 2 литрах кипятка  и приготовить ванну с этим  отваром.

  • 2. Настойка из цветов бессмертника
  • Бессмертник растет на сухих лесных опушках, около проселочных дорог. Собирают его соцветия с июля по октябрь, до полного отцветания, обрезают вместе с двухсантиметровой ножкой. Потом бессмертник высушивают, пока цветки после сжатия в руках перестанут слипаться. Настаивают на спирте в течение нескольким дней.

    3. Настой из мяты перечной

    100 грамммов сухой мяты залить крутым кипятком так, чтобы он покрыл ее полностью. Настаивать 30 минут. Потом 15-20 минут подержать ноги в теплой ванне, приготовленной с этим настоем.

    4. Настой из мяты и  липового цвета

    Из 100 граммов смеси мяты и липового цвета, взятых в равных пропорциях, приготовить настой, как сказано  в предыдущем рецепте. Такая ванна  хорошо снимает усталость ног.

    Когда стопа распарится, снова помассируйте ее, "вылепливая" своды стоп и  как бы собирая стопу "в кулачок". После такой процедуры и дети, и взрослые хорошо спят: сказывается  успокаивающее влияние ванн через  рефлексогенные зоны подошвы. Эта процедура  не только снимает усталость, стресс, она и важна для гигиены  ног.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    ПРАВИЛА ПОДБОРА ОБУВИ

     

    1. Обязательно - кожаный верх. Желательно  и кожаная подошва.

    2. каблук невысокий, у детской  обуви он должен занимать но длине не менее трети подошвы, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода; носок широкий.

    3. Хорошее качество кожи: отсутствие  неприятного запаха, осыпании наружного слоя, трещин. Хорошо выделанная и окрашенная кожа не пачкает руки, когда ее выбирают, и носки, когда се надевают. Она не вызывает аллергии, потертостей и, как ни странно, ортопедических болезней: плохая кожа плохо поддерживает стопу.

    4. Подошва гибкая, это значит, что  не только мама в силах ее  согнуть при покупке, но и  малыш при ходьбе. Никаких

     


    Информация о работе Плоскостопие