Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Значение физических упражнений в жизни ребёнка дошкольника

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования физических упражнений как средство профилактики плоскостопия

1.1. Значение физических упражнений в жизни ребёнка дошкольника

1.2. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

1.3. Понятие плоскостопия, виды, причины и профилактика

1.4. Формы работы по физическому воспитанию, используемые в профилактике плоскостопия Глава 2. Содержание практической работы по профилактике плоскостопия

1. Диагностика состояния стопы у детей.
2. Содержание педагогической деятельности по профилактике и коррекции плоскостопия.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     Профилактика  плоскостопия у детей дошкольного возраста

План–содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы проблемы использования физических упражнений как средство профилактики  плоскостопия

1.1. Значение физических  упражнений в жизни ребёнка дошкольника

1.2. Анатомо-физиологические  особенности детей старшего дошкольного  возраста

1.3. Понятие плоскостопия, виды, причины и профилактика

1.4. Формы работы  по физическому воспитанию, используемые  в профилактике плоскостопия Глава 2. Содержание практической работы по профилактике плоскостопия

1. Диагностика состояния стопы у детей.

2. Содержание педагогической деятельности по профилактике и коррекции плоскостопия.

Заключение    

 

     Глава 1. Теоретические основы проблемы использования физических упражнений как средство профилактики  плоскостопия 

     1. Значение физических упражнений в жизни ребёнка дошкольника 

     Стопа является дистальным (дальним) сегментом  нижней конечности, при стоянии и  ходьбе выполняет опорную или  толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

     В обеспечении рессорной функции  кроме стопы участвуют суставы, подвздошно – крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо – физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

     Нормальная  здоровая стопа имеет один поперечный и два продольных свода. Поперечный свод стопы образован тремя клиновидными костями, кубовидной костью и основаниями плюсневых костей, которые принимают участие в образовании свода стопы, его выпуклая часть обращена кверху, вогнутая книзу. Поперечный свод расположен от подошвенной поверхности 1 – й плюсневой кости.Продольные своды. Внутренний(медиальный) свод образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Расположен от подошвенной поверхности и пяточной кости до подошвенной поверхности 1 – й плюсневой кости. Высота свода составляет 5 – 7 см. внутренний продольный свод стопы выполняет рессорную функцию.

     Наружный (латеральный) свод образован пяточной, кубовидной и двумя 

     Наружными плюсневыми костями. Расположен между  подошвенными поверхностями пяточной кости и 5 –й плюсневой кости. Высота свода около 2 см. наружный продольный свод стопы выполняет опорную функцию.

     Стопу образуют кости, мелкие суставы и  мышечно - связочный аппарат. Основными мышцами, формирующими свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, общий сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца.

     Возрастные  особенности детской стопы по сравнению со взрослой стопой.

  1. Стопа более короткая.
  2. В пяточной области стопа сужена.
  3. Пальцы расходятся(у взрослого плотно налегают друг на друга)
  4. На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.
  5. Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно – связочного аппарата. В и.п. стоя разгибание стопы составляет 15 – 25 градусов, сгибание – 45 – 50 градусов, отведение и приведение – по 12 градусов, пронация (вращение стопы, при котором внутренний край опускается, а наружный поднимается) и супинация (вращение стопы, при котором наружный край опускается, а внутренний поднимается) в пределах 13 градусов.

     У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.

  1. Стопа ребёнка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.
  2. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). При указанных нагрузках свод стопы несколько уплощается после нагрузки, под действием активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается её внутренний свод и развивается плоскостопие.

     Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

     Плоскостопие  достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

     При плоскостопии, в результате снижения высоты свода стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

     Если  ребенок стоит, то область внутреннего  свода касается поверхности опоры  и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

     Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

     При движении ударяя стоп о поверхность  земли передаются вверх почти  без изменений и, достигая головного  мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут  жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.Общий результат всего этого - нарушение сна.

     Наиболее  распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно – связочного аппарата стопы и голени.

     По  происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В  свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

     Врождённое  плоскостопие.

     Врождённая  деформация стопы встречается у 3 % детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы: ------ признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9 – 10 недель; ------- значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17 – 20 недель;----- величина свода стопы у плода превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; - у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехода ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у мальчиков, и у девочек в 2 – 3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 – 5 лет.

     Таким образом, до 4,5 – 5 –летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.

     Приобретённое плоскостопие.

  1. Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольноговозраста на фоне остаточных явлений2 – 3 степенейрахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно – связочного аппарата.
  2. Паралитическое плоскостопие.Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга – при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.
  3. Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.
  4. Статическое плоскостопие. Самый распространённый видплоскостопия составляет 82 – 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.
 

 

     2. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

     Внешний осмотр стопы: - определение длины пальцев: второй палец самый длинный (греческий тип стопы) первый палец самый длинный (египетский тип стопы) – оба типа свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию: промежуточный тип при котором все пальцы одной длинны; - оценка положения стоп в исходном положении стоя. Осмотр осуществляется спереди, сзади, с внутренней стороны, со стороны подошвы. – оценка положения стоп в ходьбе.

     Подометрия (прямой метод) – объективный метод исследования высоты внутреннего свода стопы с помощью циркуля. К косвенным методам относятся плантография и рентгенография.

     Плантография  – это один из самых информативных методов диагностики ранних стадий плоскостопия. Метод получил наибольшее распространение в спорте и лечебной физической культуре. По определению Н. Н. Ефименко, плантография – это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе – плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом, а также с соответствующими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений (отклонений).

     Для получения плантограмм необходимо иметь:

  1. Плантограф, представляющий собой деревянную рамку размером не меньше 30Ч40 см и высотой 1 – 2 см, обтянутую полихлорвиниловой плёнкой:
  2. Валик для нанесения красителя:
  3. Типографскую краску (штемпельную):
  4. Скипидар или касторовое масло для разведения краски и чистки плёнки после работы:
  5. Канцелярские принадлежности – карандаши, угольники, транспортир, линейки:
  6. Бумагу для плантограмм формата А – 4 (пористую):
  7. Ростовой стул. Высота стула должна быть такой, чтобы у сидящего ребёнка углы в тазобедренном и коленном суставах равнялись 90˚

     Техника получения плантограмм.

  1. Подготовка плантографа: на внутреннюю сторону плёнки плантографа наносятся 2 – 3 капли штемпельной краски, смешанной с касторовым маслом, и равномерно раскатываются валиком по всей поверхности плёнки до образования тонкого слоя. На гладкой поверхности пола или специальной подставке расстилается лист бумаги и накрывается рамкой. Подкрашенная поверхность обращена вниз, к бумаге.
  2. Подготовка исследуемого ребёнка: рядом с плантографом ставится ростовой стул, ребёнок садится по центру стула ближе к краю, аккуратно ставит ноги на плантограф всей подошвенной поверхностью стоп, встаёт с помощью обследующего, выпрямляется, смотрит перед собой и стоит в таком положении несколько секунд. Вес тела должен быть распределён равномерно на обе стопы. После этого ребёнок поднимает обе ноги. Рамку поднимают, проверяют качество отпечатков и при необходимости повторяют процедуру 2 – 3 раза.

     Обработка плантограмм.

     В настоящее время существуют несколько взаимодополняющих друг друга методик определения наличия плоскостопия по плантограмме.

  1. Методика В. А. Яралова – Яралянца с соавторами, удобная для массовых обследований детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Методика определения степени плоскостопия. В отличие от предыдущей методики, констатирующей наличие или отсутствие плоскостопия у ребёнка, данная методика позволяет дифференцировано определить не только плоскостопие, но и его степень.
  3. Методика определения степени плоскостопия по Чижину.
  4. Методика Г. Г. Потихановой, С. Ф. Годунова, И. П. Черниной является более точной из всех перечисленных. Это графико – расчётный метод, основан на математических вычислениях.
  5. Методика Н. Н. Ефименко (1999) – топографическая диагностика плантограммы. Этот метод интегрирует в себе элементы предшествующих методик и позволяет углублённо исследовать взаимосвязь изменений на плантограмме с неврологическим статусом ребёнка (человека).

Информация о работе Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста