Особенности сестринского процесса в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема. Опорно-двигательный аппарат играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма, он состоит из костей, мышц, связок. Скелет человека насчитывает более 200 костей, составляя 1/5–1/7 части массы тела, и выполняет опорную, защитную и локомоторную функции. Кости скелета служат рычагами, мышцы приводят их в движение, удерживая тело в равновесии, перемещают его в пространстве, меняют взаиморасположение частей тела. К костям прикрепляются связки, мышцы, сухожилия, фасции.

Содержание

введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор литературы по проблеме ухода при травмах опорно-двигательного аппарата………………………………………………………..6 Глава 2. Организация сестринского процесса при травмах опорно-двигательного аппарата в подростковом возрасте ………………………..11
2.1. Особенности течения послеоперационного периода……………………..11
2.2. Особенности сестринского процесса при травмах опорно-двигательного аппарата в детском возрасте…………………………………………………….13
2.3. Выводы……………………………………………………………………….
Глава 3. Анализ роли медицинской сестры в организации лечебных мероприятий в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата……………………………………………….………33
3.1. Результаты анкетирования…………………………………………………33
3.2. Выводы………………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………37
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..4

Работа содержит 1 файл

Опарина2.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

Министерство  здравоохранения Московской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Специальность: 060109.52 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО».

Повышенный  уровень образования 

Тема:

«Особенности  сестринского процесса в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата» 
 
 
 
 

                            Составитель:

                            должность старшая медицинская сестра

                               отделение  травматолого-ортопедическое

                            лечебное учреждение  ГУЗ МОДКТОБ

                            Ф.И.О.  Опарина Галина Анатольевна 

                            Руководитель:

                            преподаватель МосОМК, к.м.н.

                               Ф.И.О.Ливанская Виолетта Владимировна 
 
 

Москва 2011 г.  

Содержание 

введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Обзор литературы по проблеме ухода  при травмах опорно-двигательного  аппарата………………………………………………………..6 Глава 2. Организация сестринского процесса при травмах опорно-двигательного аппарата в подростковом возрасте ………………………..11

2.1. Особенности  течения послеоперационного периода……………………..11

2.2. Особенности  сестринского процесса при травмах  опорно-двигательного аппарата в детском возрасте…………………………………………………….13

2.3. Выводы……………………………………………………………………….

Глава 3. Анализ роли медицинской сестры в организации лечебных мероприятий в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата……………………………………………….………33

3.1. Результаты  анкетирования…………………………………………………33

3.2. Выводы………………………………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………37

СПИСОК  ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..41

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ

     Проблема. Опорно-двигательный аппарат играет важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма, он состоит из костей, мышц, связок. Скелет человека насчитывает более 200 костей, составляя 1/5–1/7 части массы тела, и выполняет опорную, защитную и локомоторную функции. Кости скелета служат рычагами, мышцы приводят их в движение, удерживая тело в равновесии, перемещают его в пространстве, меняют взаиморасположение частей тела. К костям прикрепляются связки, мышцы, сухожилия, фасции.

     Скелет  образует вместилище для жизненно важных органов, защищая их от внешних воздействий. В полости черепа расположен головной мозг, в позвоночном канале – спинной мозг, в грудной клетке – сердце и крупные сосуды, легкие, пищевод и др., в полости таза находятся мочеполовые органы.

       Опорно-локомоторная функция аппарата  движения часто подвергается  воздействиям внешней среды, инфекциям  и т.п., что приводит к различным  патологическим состояниям. Так,  трудовая деятельность и занятия  спортом нередко приводят к  значительным изменениям в локомоторном аппарате.

     Актуальность  темы работы. В последнее десятилетие растёт количество пациентов детского возраста с травмами опорно-двигательного аппарата. Увеличилось число пациентов с тяжёлой формой травм: таза на 18.5 %, бедра на 12% и голени на 20%,ключицы на 10%. Это связано с появлением у детей скутеров и других средств передвижения. Как правило, общее количество травм опорно-двигательного аппарата возрастает до 50 % в весенне-летнее время. В наш центр травматологии и ортопедии поступают пациенты с более сложной формой травм.   

     Все, что связано с операцией и  влиянием обезболивания, принято обозначать как «операционный стресс», а  его последствия как «послеоперационное состояние», или «послеоперационная болезнь». Операционный стресс вызывается операционной травмой, возникает в результате комплекса различных влияний: страха, возбуждения, боли, воздействия наркотических веществ, травмы, образования ран, воздержания от приема пищи, необходимости соблюдать постельный режим и др. С этой точки зрения актуальность исследования, в ходе которого анализируется роль медицинской сестры, в организации помощи пациенту при критических состояниях в ближайшем послеоперационном периоде является наиболее актуальной.

     В современных условиях особо следует  выделить такие функции средних медицинских работников, как оказание первичной медико-санитарной помощи и проведение профилактики заболеваний; обучение населения основам гигиены; сокращение сроков пребывания пациентов в стационаре; расширение объемов помощи на дому; увеличение количества реабилитационных мероприятий; формирование отделений с различной интенсивностью лечения и ухода; оказание паллиативной помощи и т.д. Потребность в этих видах деятельности чрезвычайно велика, особенно в настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья населения.

     Мировая практика показывает, что при рациональном использовании сестринских кадров значительно улучшается качество медицинской  помощи, увеличиваются ее доступность  и экономичность, эффективно используются ресурсы в здравоохранении. Сестринской практике присущи доступность, разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента. Повышение уровня образования средних медицинских работников создает реальные возможности для соблюдения необходимых медицинских технологий, обеспечения гарантий качества лечения, диагностики и ухода, накопления и использования знаний о потребностях больных в сестринской помощи.

     Целью данной работы является анализ особенностей сестринского процесса в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата. 

     Задачи  исследования:

  1. Проанализировать литературу о сущности и основных положениях организации сестринского процесса при критических состояниях в периоперационном периоде.
  2. Рассмотреть психологические особенности больных в до- и послеоперационном периодах.
  3. Провести анализ особенностей сестринского процесса в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата.
  4. Охарактеризовать сестринский процесс у пациентов при травмах опорно-двигательного аппарата.
  5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

    Объект  исследования. Особенности сестринского процесса в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата.

     Предмет исследования. Сестринский процесс в травматологии и ортопедии.

     Методы  исследования   - Статистический

                                                  - Анализ должностной инструкции

                                                  - Метод экспертного контроля

     Единица исследования -13 старших медсестёр

                                                 -17 медсестёр палатных

     Гипотеза  исследования: Предполагаем, что сестринский процесс в периоперационном периоде играет ведущую роль в помощи пациентам при травмах опорно-двигательного аппарата.

Глава 1. Обзор литературы по проблеме ухода при травмах опорно-двигательного аппарата

     Травмы вызывают в органах и тканях анатомические и физиологические нарушения и сопровождаются общей и местной реакцией пострадавшего организма.

     Классификация травм

     1. По видам травмирующего агента: – термические (ожоги, обморожения), – механические (вывихи, растяжения, ушибы, переломы, разрывы, сотрясения, сдавление тканей и внутренних органов), – химические травмы, электротравмы, баротравмы (возникающие вследствие резкого перепада атмосферного давления), лучевые, операционные, родовые и т. д.

     Отдельно  выделяют психическую травму – особый вид травмы, связанный с тяжелыми эмоциональными переживаниями, что может привести к болезненным реакциям в психической и вегетативной сферах (неврозы, депрессии и др.).

     2. По длительности воздействия травмирующего агента:

  • острые травмы (вызываются внезапным воздействием того или иного сильнодействующего агента);
  • хронические травмы (развиваются в результате многократного действия одного и того же травмирующего агента на определенную часть тела).

     Например, хронической травмой можно назвать мозоли, которые развиваются на руках от давления рукоятки инструмента или на ногах от давления обуви.

     В результате хронической профессиональной травмы рабочих, вынужденных работать на коленях, может развиться препателлярный бурсит (воспаление околосуставной сумки) – хроническая профессиональная травма.

     3. По обстоятельствам травмы:

  • непроизвольные (кроме умышленных и родовых);
  • транспортные (железнодорожные, автомобильные, трамвайные и др.);
  • полученные при пешеходном движении;
  • бытовые;
  • спортивные;
  • производственные (промышленные, сельскохозяйственные);
  • умышленные (военные и др.).

     4. По характеру повреждения:

  • открытые (раны, при которых имеется повреждение покровов организма (кожа, слизистые оболочки), что резко увеличивает опасность инфицирования поврежденных тканей), закрытые (кожа и слизистые оболочки остаются неповрежденными);
  • изолированные (в пределах сегмента конечности или в пределах органа), множественные (повреждения нескольких сегментов конечности или нескольких органов в одной полости) и сочетанные (одновременные повреждения опорно-двигательного аппарата и внутренних органов);
  • проникающие в полости (живота, груди, черепа, сустава) и не проникающие;
  • прямые (возникающие в месте приложения травмирующей силы) и непрямые (развившиеся в отдалении от места травмы, например, когда при падении на седалищные бугры повреждается позвоночник);
  • осложненные и не осложненные.1

     Осложнения, развившиеся в момент травмы или сразу после нее, называют непосредственными (шок, коллапс, кровотечение, травма внутренних органов).

     Ранними называют осложнения, развившиеся в течение первого месяца после травмы. Чаще они являются инфекционными (нагноение мягких тканей, плеврит, перитонит, сепсис, анаэробная инфекция, столбняк и др.).2

     В некоторых случаях при закрытых переломах в результате прямой травмы или давления отломков кости изнутри может развиться некроз кожи. В результате, при несвоевременном оказании помощи, через несколько дней закрытый перелом может превратиться в открытый (так называемый вторично-открытый перелом).

     При обширных закрытых повреждениях с нарушением трофики и распадом тканей может развиться травматический шок.

     В острой фазе травматической болезни главным содержанием лечебных действий, естественно, является местное (оперативное) вмешательство по поводу травмы – первичного аффекта болезни. Общее лечение должно обеспечить фон, благоприятный для хирургического лечения, т.е. подчинено достижению главной цели лечения раненого. В периоде выздоровления акценты меняются местами. Местное лечение проводят для функционального восстановления пораженной части тела, что важно для восстановления трудоспособности, но оно уже не определяет общего состояния организма. Поэтому на первый план выходят лечебно-реабилитационные мероприятия общего характера. При этом в данном периоде характер травмы уже не определяет патогенеза болезни, последствия различных видов травмы теряют свою клиническую специфичность, а общебиологические закономерности выходят на первый план. Поэтому и построение комплексов восстановительного лечения зависит уже не столько от вида поражения, сколько от синдромно-патогенетической структуры клинической картины периода реконвалесценции. Этим определяется ее индивидуализация. Этим же определяется и возрастающая роль терапевта в реабилитации раненых в период реконвалесценции. Разумеется, что взаимодействие терапевта и хирурга должно сохраняться и в лечении выздоравливающего больного.

Информация о работе Особенности сестринского процесса в периоперационном периоде при травмах опорно-двигательного аппарата