Определение, характеристики и компоненты качества медицинской помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Граждане РФ, привыкшие за последние 10-15 лет к снижению качества товаров и услуг, достаточно болезненно воспринимают низкое качество медицинской помощи, получаемой ими в лечебных учреждениях. Политики и организаторы здравоохранения заняты разработкой различных реформ, цель которых - усилить гарантии социальной защищенности населения в сфере здравоохранения и обеспечить повышение уровня и качества медицинских услуг.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Определение качества медицинской помощи……………… 5-10

Глава 2. Характеристики качества медицинской помощи………… 11-16

2.1 Стандартизация отрасли ………………………………..... 17-24

Глава 3. Компоненты качества медицинской помощи…………..... 25-32

Заключение………………………………………………………………. 33

Список использованной литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

Действующая в  ряде стран система клинико-экономических  стандартов включает методику комплексной  оценки КМП по критериям минимизации  ошибок и оптимального использования ресурсов . Другими словами, медицинская помощь надлежащего качества оказывается квалифицированным врачом в соответствии с территориальными стандартами медицинской помощи и выражается в отсутствии врачебных ошибок.

Таким образом, стандарт медицинской помощи — это  нормативный документ, устанавливающий  требования к процессу оказания МП при конкретном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений  о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и  возможностей конкретной системы медицинской  помощи, обеспечивающий ее надлежащее качество.

Исходя из общего определения понятия под термином “стандарт качества медицинской  помощи” следует понимать нормативные  документы, устанавливающие требования к качеству медицинской помощи при  данном виде патологии (нозологической форме) с учетом современных представлений  о необходимых методах диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и  возможностей конкретного медицинского учреждения.  
 

Стандартизация  уходит своими корнями в глубокую древность. Тысячи лет назад при  строительстве жилищ, изготовлении предметов домашней утвари, инструментов, снаряжения и т.д. люди, выделяя лучшие образцы сделанного, наиболее удачные  приемы работы, многократно повторяли  их, запоминали и передавали из поколения  в поколение. Лопата, жернов, сложная  колодка - все это первые стандарты, закрепившиеся в опыте и традициях. Первый пример применения единой технологической  нормы в международном масштабе - это введение в 1841 г. винтовой резьбы, разработанной Витвортом.

Сегодня стандартизация позволяет обеспечить:

- предельную  экономию человеческих и материальных  ресурсов при производстве;

- выбор оптимального  решения;

- защиту интересов  потребителя на основе стабильного  обеспечения требуемого уровня  качества товаров и услуг;

- охрану здоровья  населения и безопасность труда;

-создание средств  выражения идей и общения между  заинтересованными сторонами. 

Чтобы служить  перечисленным выше целям стандарты  должны:

- объективно  отражать действительность;

- содержать оптимальное  решение задачи;

- быть практически  выполнимыми; 

- быть стабильными  и одновременно динамичными;  
 

- обладать организующей  ролью; 

- обеспечивать  преемственность при организации  процесса производства.

В современном  мире стандартизация проникла во все  сферы общественной жизни, в том  числе в здравоохранение.

Стандартизация  распространялась на сферу оказания медицинских услуг, начиная с  конца XIX - начала XX века. Однако, особую активность деятельность по разработке и использованию стандартов в  сфере медицинской помощи приобрела  во второй половине XX века. Это было связано с процессами специализации  в медицине и бурным ростом медицинских  технологий. Сегодня среди стран  наибольшей активностью отличается деятельность по стандартизации в США, Японии. В большинстве стран созданы  национальные институты по стандартизации, которые тесно взаимодействуют  с соответствующими профессиональными  объединениями медиков и медицинскими учебными заведениями.

В 1963 году Международная  организация стандартов учредила специальный  технический комитет, координирующий деятельность национальных организаций  по стандартизации в стоматологии.

Результатом активной деятельности по стандартизации в сфере  здравоохранения стали разработка и внедрение сотен и даже тысяч  разнообразных стандартов медицинской  помощи.

По обязательности выполнения различают:

- рекомендательные  стандарты;

- законодательные  стандарты.  
 

По уровню в  общей иерархии и области применения различают: локальные, региональные, национальные, международные стандарты.

По видам: стандарты  на ресурсы здравоохранения; стандарты  организации медицинской службы и учреждений; технологические стандарты; стандарты программ медицинской  помощи; медико-экономические стандарты; комплексные стандарты.

Стандарты на ресурсы  здравоохранения содержат требования к квалификации специалистов-медиков, к недвижимости и оборудованию медицинских  учреждений, к используемым медикаментам и материалам, а также требования к их изготовлению, хранению, подготовке, использованию и т.д. Примером таких  стандартов являются квалификационные требования к специалистам, программам их обучения и аттестации.

Организационные стандарты содержат требования к  системам организации, эффективного и  безопасного использования ресурсов здравоохранения. Они касаются систем управления, организации лечебного  процесса, информационного обеспечения, программы контроля качества и т.д.

Технологические стандарты регламентируют процесс  оказания медицинской помощи. Несмотря на строго индивидуальный характер этого  процесса, в нем можно выявить  некоторые более или менее  постоянные основные компоненты:

- сбор анализа  - физикальное исследование больного;

- ряд диагностических  и лечебных процедур;

- услуги по  уходу и реабилитации и т.д.  
 
 

Каждая из перечисленных  составляющих является как бы технологической  единицей процесса оказания медицинской  помощи и выполняется в соответствии с установленными традициями или  письменными правилами.

Стандарты программ медицинской помощи регламентируют проведение комплекса медицинских  мер, осуществляемых для определенных групп пациентов, объединенных по характеру  заболевания, возрасту, полу, социальному  статусу, профессии и т.д.

В последние  годы к программам обслуживания стали  проявлять большой интерес страховщики, заинтересованные в организации  системы контроля за ростом цен на медицинские услуги.

Комплексные стандарты - это набор структурно-организационных, технологических стандартов и стандартов конкретных программ, регламентирующий деятельность определенной медицинской  специальности или службы.

При проверке качества медицинской помощи часто используют стандарт качества. Основу стандарта  качества медицинской помощи составляют три основных блока.

1. Набор мероприятий,  характеризующих объем обследования  больного.

2. Набор параметров  и мероприятий, характеризующих  объем лечебно-реабилитационных  мер. 

3. Набор параметров  и критериев, характеризующих  должное состояние больного при  выписке.  
 
 

Основные требования, предъявляемые к стандарту Стандарт качества лечения и диагностики  должен:

- быть единым, принятым на территории региона;

- быть единым  для поликлиники и стационара;

- характеризовать  на фактическое состояние медицинской  помощи, а максимально достигнутый  уровень медицинской помощи при  современном развития науки и  практики;

- характеризовать  степень соответствия лечения  конкретного больного его состоянию  и течению болезни;

- разрабатываться  на основе либо синдрома, либо  состояния больного;

- быть достоверным;

- давать возможность  ранней постановки диагноза на  его основе;

- иметь необходимый  и достаточный объем исследований;

- быть экономичным.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       

                            3. Компоненты  качества медицинской помощи.

Исследовательская группа ВОЗ предлагала рассматривать  этот вопрос системно, выделив три  основные компонента качества медицинской  помощи:

- адекватность;

- экономичность;

- научно-технический  уровень. 

Адекватность. Эксперт  ВОЗ Х. Вуори определяет адекватность как показатель соответствия фактически оказанной технологии обслуживания потребностям и ожиданиям населения, относящимся к медицинским проблемам.

Так как главная  потребность заболевшего - получить помощь, которая ведет к излечению, а если это невозможно, то облегчит страдания и поможет добиться приемлемого “качества жизни”, то считается, что адекватность может  быть оценена конечной пользой от применения конкретной процедуры. Причем не “вообще”, а с точки зрения ее влияния на качество последующей  жизни.

Иногда вместо термина “адекватность” используют термин “результативность”, хотя понятие  “адекватность” существенно шире. По мнению многих авторов, оно включает и характеристики доступности помощи, которая понимается как возможность  получения потребителем необходимой  ему помощи в нужное время, в удобном  для него месте, в достаточном  объеме и в умеренных и приемлемых затратах. Результативность же оценивает  только конечный итог.  
 

Экономичность. Экономическую эффективность часто  определяют соотношением затрат к достигнутым  результатам.

Научно-технический  уровень. Современность применяемых  методов лечения, диагностики, профилактики также является важным компонентом  качества. Она позволяет ответить на вопрос, насколько полно при  оказании помощи были учтены современные  достижения в области медицинских  знаний и технологий.

Европейское бюро ВОЗ в своем отчете, посвященном  формированию принципов обеспечения  качества медицинской помощи указало  на необходимость при решении  данной проблемы учитывать четыре ее элемента:

1) квалификацию  специалиста; 

2) оптимальность  использования ресурсов;

3) риск для  пациента;

4) удовлетворенность  пациента от взаимодействия с  медицинской подсистемой. 

Учитывая это, разработано и используется следующее  определение: “Качество медицинской  помощи - это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его  способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания  и возникновения нового патологического  процесса, оптимально использовать ресурсы  медицины и обеспечивать удовлетворенность  пациента от его взаимодействия с  медицинской подсистемой”.  
 
 

Экономические стимулы повышения качества Переход  отечественного здравоохранения к  бюджетно-страховой модели финансирования медицинской помощи направлен на решение главной задачи реформы  здравоохранения - повышение качества оказываемых населению лечебно-диагностических  услуг. Недостаточное финансирование здравоохранения и связанное  с этим сокращение количества закупаемого  медицинского оборудования, снижение уровня оплаты труда медицинских  работников, отток из отрасли работников привели к снижению качества медицинской  помощи.

В создавшихся  условиях принимаются экономические  методы, такие как контроль за обоснованностью  страховых выплат и направленностью  расходования средств, полученных лечебным учреждением. Это важная задача СМО, но никак не единственная. Наиболее перспективным направлением является введение дифференцированной оплаты труда  медицинских работников.

Предпосылки для  этого, зависящие от СМО, уже существуют. Технология учета медицинской помощи, оказанной по программе ОМС, позволяет  объективно оценить личный вклад  каждого медицинского работника, принявшего участие в лечебно-диагностическом  процессе.

Информация о работе Определение, характеристики и компоненты качества медицинской помощи