Определение, характеристики и компоненты качества медицинской помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Граждане РФ, привыкшие за последние 10-15 лет к снижению качества товаров и услуг, достаточно болезненно воспринимают низкое качество медицинской помощи, получаемой ими в лечебных учреждениях. Политики и организаторы здравоохранения заняты разработкой различных реформ, цель которых - усилить гарантии социальной защищенности населения в сфере здравоохранения и обеспечить повышение уровня и качества медицинских услуг.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Определение качества медицинской помощи……………… 5-10

Глава 2. Характеристики качества медицинской помощи………… 11-16

2.1 Стандартизация отрасли ………………………………..... 17-24

Глава 3. Компоненты качества медицинской помощи…………..... 25-32

Заключение………………………………………………………………. 33

Список использованной литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

                                                                      

Федеральное агенство по здравоохранению  и социальному  развитию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Сибирский  государственный  медицинский университет»

(ГОУ  ВПО СибГМУ Росздрава)

Факультет экономики и управления в здравоохранении

Кафедра организации здравоохранения  и общественного  здоровья 
 
 

                                   курсовая РАБОТА

Определение, характеристики и компоненты качества медицинской помощи. 

                Выполнил:

                студент группы 7802

                Макарова  Е. С.

                Проверил:

                Калинкин Д.Е. 
                 

                                             

                                          Томск  2010 

                                              

                                           Содержание.

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Определение  качества медицинской помощи……………… 5-10

Глава 2. Характеристики качества медицинской помощи…………  11-16

           2.1 Стандартизация отрасли ……………………………….....  17-24

Глава 3. Компоненты качества медицинской помощи………….....   25-32

Заключение……………………………………………………………….   33

Список использованной литературы …………………………………… 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение.

Граждане РФ, привыкшие за последние 10-15 лет к  снижению качества товаров и услуг, достаточно болезненно воспринимают низкое качество медицинской помощи, получаемой ими в лечебных учреждениях. Политики и организаторы здравоохранения  заняты разработкой различных реформ, цель которых - усилить гарантии социальной защищенности населения в сфере  здравоохранения и обеспечить повышение  уровня и качества медицинских услуг. В настоящее время завершается  период формирования в РФ системы  ОМС. Уже решена значительная часть  организационных задач, созданы  предпосылки для правового и  финансового взаимодействия субъектов  ОМС, но запаздывает формирование необходимой  системы контроля за качеством медицинской  помощи (КМП) застрахованным гражданам.

Если учесть, что в стране отсутствует опыт вневедомственного контроля за КМП, то можно утверждать: создание новой  социальной подсистемы требует развития имеющихся знаний о КМП, а также  подготовки специалистов по оценке представления  гарантий качества в соответствии с  договорными обязательствами.

Определение качества медицинской помощи, как объекта  оценки, необходимо для выбора цели, стратегии, постановки адекватных им задач  и обоснования критериев их реализации.

Федеральный и  территориальные фонды ОМС должны способствовать созданию и развитию системы независимой экспертизы КМП для обеспечения его гарантий застрахованным гражданам.  
 
 

На основании  ст.41 Конституции РФ каждый имеет  право на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Граждане РФ в соответствии с законом РФ "О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации" имеют право на получение  медицинских услуг, соответствующих  по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, который  содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу  а также на предъявление иска учреждениям  здравоохранения и частнопрактикующим врачам, работающим в системе обязательного  медицинского страхования, в том  числе и на материальное возмещение ущерба в случае причинения вреда  здоровью вследствие ненадлежащего  качества оказания медицинской и  лекарственной помощи, а также  условий предоставления медицинской  и лекарственной помощи независимо от того, предусмотрено это в договоре медицинского страхования или нет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

1. Определение  качества медицинской помощи.

Понятие качества товара или услуги в сфере производства и рыночной экономики тесно связано  с их потребительскими свойствами. Они должны быть нужными и полезными  с точки зрения потребителя. Международная  организация по стандартизации, а  затем и Госстандарт бывшего  Союза, определяют качество, как такую  совокупность свойств продукции, которая  придает ей способность удовлетворять  конкретные потребности людей.

При оценке качества товаров и услуг раздельно  рассматриваются две характеристики качества: качество исполнения и качество соответствия. Качество исполнения - характеристика, отражающая степень, в которой товар  или предоставляемые организацией (группой лиц, объединенных одной  целью) услуги фактически удовлетворяют  потребности клиентов. Качество соответствия - характеристика, отражающая степень, в которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствует  внутренним спецификациям товара и  услуги.

Особенностью  категории “качество” в приложении к медицинской помощи является то, что исполнение обследования и лечения  больного в полном соответствии с  видом патологии и спецификацией (категорией) медицинского учреждения не всегда полностью удовлетворяет  пациента в связи с отсутствием  у последнего объективного представления  о возможностях коррекции реального  патологического состояния средствами современной медицины. С учетом этой особенности понятия надлежащего  и ненадлежащего качества медицинской  помощи могут быть сформулированы следующим  образом.  
 
 

Надлежащее качество медицинской помощи - это соответствие оказанной медицинской помощи современным  представлением о ее необходимом  уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.

Ненадлежащее  качество медицинской помощи - это  несоответствие оказанной медицинской  помощи общепринятым современным представлением о ее необходимых уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.

Проблема оценки качества медицинских услуг по мере развития медицинских технологий и  изменения характера заболеваний  все время усложняется. Раньше, когда  преобладали острые заболевания, критерии оценки были проще: выздоровел-умер. Сегодня  превалируют хронические болезни, при которых эффект лечения крайне разнообразный, а, следовательно, оценка качества медицинской услуги стала  делом значительно более сложным. Кроме того, медицинская помощь - это услуга далеко не всегда со знаком плюс. Например, в результате лечения  больного спасли от смерти, но у него остался частичный паралич или  другое инвалидизирующее последствие  болезни. При этом оценка качества помощи будет зависеть от предпочтений потребителей. Таким образом, определение понятия  качества медицинской помощи и ее оценка в современных условиях требуют  новых подходов и критериев.

Выделяют три  составляющие качества медицинской  помощи:

1. структурное  качество (качество структуры);

2. качество технологии (качество процесса); 
 

3. качество результата.

Структурное качество — это составляющая качества медицинской  помощи, описывающая условия ее оказания.

В понятие «условия»  включают: квалификацию кадров, наличие  и состояние оборудования, состояние  зданий и помещений, лекарственное  обеспечение, рациональность использования  всех видов ресурсов, финансирование ЛПУ и т. д.

Структурное качество может определяться на двух уровнях:

1 уровень: по  отношению к медицинскому учреждению  в целом с его материально-технической  базой, кадровым обеспечением, организацией  работы, сервисными условиями. 

Условия оказания медицинской помощи в учреждении могут оцениваться самим ЛПУ, органом управления здравоохранением, субъектами, осуществляющими оплату оказываемых медицинских услуг. Наиболее полная оценка осуществляется в процессе лицензирования и аккредитации медицинских учреждений.

2 уровень: по  отношению к каждому медицинскому  работнику в отдельности.

В этом случае оцениваются  профессиональные качества медицинского работника. Процедура оценки сводится к сдаче экзаменов и зачетов  по окончании прохождения той  или иной формы последипломной подготовки, а также аттестации и сертификации персонала. 
 
 

Качество технологии — это составляющая качества медицинской  помощи, описывающая процесс оказания медицинской помощи.

Качество технологии описывает алгоритм оказания медицинской  помощи от момента постановки диагноза до окончания лечения и характеризует, насколько был оптимален комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному. При этом предполагается, что объем  выполненных манипуляций должен быть не меньше, и не больше оптимального, а последовательность их выполнения строго выдержана. Если на лечение больного было затрачено больше средств, чем  это необходимо, такая помощь не будет признана качественной, даже при достижении хороших результатов  лечения.

Качество технологии оценивается только на одном уровне — по отношению к конкретному  пациенту с учетом клинического диагноза, видов сопутствующей патологии, возраста больного и других биологических  факторов.

Одним из параметров, характеризующих качество технологии, может являться наличие или отсутствие врачебных ошибок.

Врачебная ошибка — это такое действие или бездействие  врача при оказании помощи пациенту, которое способствовало или могло  способствовать увеличению или не снижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновения  нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов и неудовлетворенности  пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой. 
 

Качество результата — это составляющая качества медицинской  помощи, описывающая результат оказания медицинской помощи. То есть - отношение  фактически достигнутых результатов  к планируемым.

В зависимости  от оцениваемого объекта под планируемыми результатами понимают:

1. динамику состояния  здоровья конкретного пациента;

2. результаты  лечения всех больных в ЛПУ  за отчетный период;

3. состояние  здоровья населения территории.

Поэтому качество результата можно оценивать на трех уровнях:

1. По отношению  к конкретному больному — в  этом случае оценивается, насколько,  достигнутые результаты лечения  данного пациента близки к  возможным результатам его лечения  с учетом клинического диагноза, возраста и т.д. 

2. По отношению  ко всем больным, обратившимся  в ЛПУ за какой-либо период (обычно за год). В практике  лечебных учреждений используется  множество параметров, характеризующих  качество результата лечения.  Особое место среди них занимают: летальность, послеоперационная  летальность, частота послеоперационных  осложнений.

3. По отношению  к населению в целом, т.е.  качество результата медицинского  обслуживания населения. Этот  уровень оценки качества результата  характеризуют показатели здоровья  населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости  и т. д.). 
 
 

Все составляющие качества связаны между собой  и оказывают влияние друг на друга:

При низком уровне качества структуры довольно сложно обеспечить приемлемый уровень качества технологии. Нарушение технологии диагностики  и лечения в большинстве случаев  приведет к неблагоприятным результатам  лечения. Высокий уровень структурного качества — только потенциальная, но не всегда реализуемая возможность  иметь высокий уровень качества технологии и результата. Такую взаимозависимость  определяют как «принцип негатива». [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              2.   Характеристики качества медицинской помощи. 

К основным критериям  КМП принято относить следующие  ее характеристики:

Информация о работе Определение, характеристики и компоненты качества медицинской помощи