Определение, характеристики и компоненты качества медицинской помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Граждане РФ, привыкшие за последние 10-15 лет к снижению качества товаров и услуг, достаточно болезненно воспринимают низкое качество медицинской помощи, получаемой ими в лечебных учреждениях. Политики и организаторы здравоохранения заняты разработкой различных реформ, цель которых - усилить гарантии социальной защищенности населения в сфере здравоохранения и обеспечить повышение уровня и качества медицинских услуг.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Определение качества медицинской помощи……………… 5-10

Глава 2. Характеристики качества медицинской помощи………… 11-16

2.1 Стандартизация отрасли ………………………………..... 17-24

Глава 3. Компоненты качества медицинской помощи…………..... 25-32

Заключение………………………………………………………………. 33

Список использованной литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 59.21 Кб (Скачать)

1. Доступность  медицинской помощи — это свободный  доступ к службам здравоохранения  вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых  барьеров.

Доступность медицинской  помощи, декларируемая в конституциях различных стран, регламентируется национальными нормативно-правовыми  актами (НПА), определяющими порядок  и объемы оказания бесплатной медицинской  помощи, и обусловлена рядом объективных  факторов: сбалансированностью необходимых  объемов медицинской помощи населению  с возможностями государства, наличием и уровнем квалификации медицинских  кадров, наличием на конкретных территориях  необходимых медицинских технологий, возможностью свободного выбора пациентом  лечащего врача и медицинской  организации, имеющимися транспортными  возможностями, обеспечивающими своевременное  получение медицинской помощи, уровнем  общественного образования по проблемам  сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

Таким образом, доступность медицинской помощи является важнейшим условием оказания медицинской помощи населению во всех странах мира, отражающим как  экономические возможности государства  в целом, так и возможности  конкретного человека. Нигде не обеспечивается всеобщий, равный и неограниченный доступ ко всем видам медицинских  услуг. Считается, что выходом из такой ситуации является сокращение расходов на неэффективные виды медицинских  вмешательств и концентрация усилий на предоставлении равного доступа  гражданам к самым эффективным  

медицинским услугам. Этот подход к справедливому использованию  ограниченных ресурсов называется рационированием  и практикуется в разной степени  во всех государствах мира. В бедных странах рационирование открытое и  повсеместное, затрагивает почти  все виды медицинской помощи, в  экономически богатых странах оно  обычно ограничено дорогостоящими видами помощи или отдельными группами граждан. Кроме того, во многих государствах имеется скрытое рационирование: очереди, из-за которых невозможно получить лечение в разумные сроки, бюрократические  препоны, исключение отдельных видов  лечения из списка бесплатных услуг  и др.

Готовность общества повышать доступность медицинской  помощи во многом зависит от экономического состояния страны. Но ни одна страна не может расходовать на здоровье граждан более 15% ВВП, так как эти  расходы негативно отразятся  на ценах производимых товаров, которые  могут потерять конкурентоспособность. Поэтому признание ограниченности ресурсов, используемых для оказания медицинской помощи, является фундаментальным  для понимания возможностей медицины в обществе [3]. Важно, чтобы рационирование при распределении средств в системе оказания медицинской помощи было эффективным, справедливым, профессиональным и гарантировало возможность получения качественной МП.

Механизмом, в  значительной степени реализующим  право на доступность медицинской  помощи, является ее стандартизация. Медицинские  стандарты (протоколы ведения больных) составляются с пониманием ограниченности средств и особенностей оказания помощи в различных лечебно-профилактических организациях, поэтому в них закладывается  минимальный уровень необходимой  помощи.  

Иногда это  входит в противоречие с целью  оказания технологически «современной»  помощи. По мнению В. В. Власова [3], доступность  медицинской помощи может реализоваться  путем разделения требований на минимальные (обязательные) и требования оптимальной  помощи, выполняемые по мере необходимости (медицинским показаниям) и включающие дорогостоящие виды помощи. Однако второй путь, закрепляющий в рекомендациях (стандартах) дорогостоящие высокотехнологичные  виды медицинской помощи, снижает  ее доступность.

2. Адекватность. По мнению экспертов ВОЗ , адекватность медицинской помощи — показатель соответствия технологии медицинского обслуживания потребностям и ожиданиям населения в рамках приемлемого для пациента качества жизни. По мнению ряда авторов [2], адекватность включает характеристики доступности и своевременности медицинской помощи, которая понимается как возможность получения потребителем необходимой ему помощи в нужное время, в удобном для него месте, в достаточном объеме и с приемлемыми затратами.

3. Преемственность  и непрерывность медицинской  помощи – это координация деятельности  в процессе оказания пациенту  медицинской помощи в разное  время, различными специалистами  и лечебными учреждениями. Преемственность  при оказании медицинской помощи  в значительной степени обеспечивается  стандартными требованиями к медицинской документации , техническому оснащению, процессу и персоналу. Такая координация деятельности медработников гарантирует стабильность процесса лечения и его результата .

4. Эффективность  и действенность — соответствие  фактически оказанной медицинской  помощи оптимальному для конкретных  условий результату. Эффективное  здравоохранение должно обеспечивать  оптимальную (при  

имеющихся ресурсах), а не максимальную медицинскую помощь, т. е. соответствовать стандартам качества и нормам этики. Согласно определению  ВОЗ, оптимальная медицинская помощь – это должное проведение (согласно стандартам) всех мероприятий, которые  являются безопасными и приемлемыми  в смысле затраченных средств, принятых в данной системе здравоохранения .

5. Ориентированность  на пациента, его удовлетворенность  означает участие пациента в  принятии решений при оказании  медицинской помощи и удовлетворенность  ее результатами. Этот критерий  отражает права пациентов не  только на качественную медицинскую  помощь, но и на внимательное  и чуткое отношение медперсонала  и включает необходимость информированного  согласия на медицинское вмешательство  и соблюдение других прав пациентов.

6. Безопасность  процесса лечения — критерий  гарантии безопасности для жизни  и здоровья пациента и отсутствия  вредных воздействий на больного  и врача в конкретном медицинском  учреждении с учетом санитарно-эпидемиологической  безопасности.

Безопасность  и эффективность лечения конкретного  пациента в значительной мере зависят  от полноты информации, которой располагает  лечащий врач. Поэтому безопасность процесса лечения, как и другие критерии, зависит от стандартизации процесса лечения и подготовки врача. Например, в США в программу обучения врачей, медицинских сестер и фармацевтов  включены тренинг по предотвращению медицинских ошибок, ориентация на оказание качественной медицинской  помощи, а также тестирование специалистов здравоохранения на уровень их профессионализма [1]. 
 
 

7. Своевременность  медицинской помощи: оказание медицинской  помощи по мере необходимости,  т.е. по медицинским показаниям, быстро и при отсутствии очередности.  Своевременность оказания помощи  конкретизирует и дополняет критерий  ее доступности и в значительной  степени обеспечивается высокоэффективными  диагностическими процедурами, позволяющими  своевременно начать лечение,  высоким уровнем подготовки врачей, стандартизацией процесса оказания  помощи и установлением требований  к медицинской документации.

8. Отсутствие (минимизация)  врачебных ошибок, затрудняющих  выздоровление или увеличивающих  риск прогрессирования имеющегося  у пациента заболевания, а также  повышающих риск возникновения  нового. Эта составляющая качественной  медицинской помощи напрямую  зависит от уровня подготовки  врача, использования современных  диагностических и лечебных технологий, а также установления критериев  квалификации на конкретном рабочем  месте в форме инструкций, лицензий, аккредитаций и обеспечения санитарно-гигиенических  и метрологических требований.

9. Научно-технический  уровень. Важнейшим компонентом  качества медицинской помощи  является научно-технический уровень  применяемых методов лечения,  диагностики и профилактики, что  позволяет оценить степень полноты  оказания помощи с учетом современных  достижений в области медицинских  знаний и технологий. Эта характеристика  КМП иногда включается в критерий  адекватности.

Несмотря на закрепленное в конституциях многих стран право на доступную и  качественную медицинскую помощь, механизмы  реализации этого права в разных государствах различаются, что во многом зависит от типа действующей системы  здравоохранения. В большинстве  стран основными механизмами, обеспечивающими  доступность и надлежащее качество  

медицинской помощи, являются нормативно-правовая база отрасли, регламентирующая оказание, управление и контроль медицинской помощи; стандартизация отрасли, осуществляемая посредством  нормативно-технических документов, и система экспертизы.

Очевидно, что  эффективное управление качеством  медицинской помощи невозможно без  создания нормативно-правовой базы, регламентирующей МП на всех уровнях ее оказания. Нормативно-правовая база отрасли – это система  взаимоувязанных НПА от закона до нормативно-технического документа, обязательных к исполнению всеми учреждениями здравоохранения независимо от формы  собственности и регламентирующих правовые основы оказания медицинской  помощи, ее качества, доступности и  контроля. В каждой стране нормативно-правовая база отрасли формируется с учетом национальных традиций оказания медицинской  помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          2.1 Стандартизация отрасли.

Анализ зарубежного  опыта свидетельствует об эффективности  использования медицинских стандартов в сфере медицинских услуг  как нормативного обеспечения гарантий качества и основного ресурсосберегающего  инструмента, обеспечивающего качество медицинской помощи и защиту прав пациентов. Стандарты выступают  в качестве важнейшего научно обоснованного  механизма, позволяющего принимать  решения об общедоступности или  ограничении доступности тех  или иных медицинских вмешательств. За последние 10—15 лет в экономически развитых странах созданы соответствующие  отраслевые нормативно-правовая база и организационные структуры, обеспечивающие деятельность учреждений здравоохранения  и медицинских работников в рамках профессиональных стандартов и доказательной  медицины.

 Мировое признание  получил подход к обеспечению  и оценке качества медицинской  помощи, основанный на триаде A. Donabedian [4]:

1) ресурсы (или  структура), включающие оценку стандартов  ресурсной базы (кадров, оборудования  и медицинской техники; материально-технические  условия пребывания больных и  работы медицинского персонала);

2) процесс (или  технологии), включающий стандарты  технологий лечения, диагностики,  профилактики;

3) результаты (или  исходы), включающие стандарты результатов  лечения, профилактики, диагностики,  реабилитации, обучения и т.д. 
 
 
 

В конечном итоге  системная стандартизация в сфере  здравоохранения направлена на создание и совершенствование нормативного регулирования отрасли, обеспечивающего  доступность и гарантию высокого качества медицинской помощи по следующим  основным направлениям стандартизации:

—        медицинские технологии;

—        санитарно-гигиенические технологии;

—        образовательные стандарты;

—        организационные и управленческие технологии;

—        информационные технологии;

—        технологии обращения лекарственных  средств;

—        технологии, регламентирующие вопросы  метрологии и медицинской техники.

Основой создания системы обеспечения, оценки и контроля качества медицинской помощи во всех странах является стандартизация организации  лечебно-диагностического процесса. Создание и внедрение в каждом ЛПУ системы, обеспечивающей надлежащий уровень  медицинских услуг, включает следующие  основные этапы: внедрение стандартов оказания медицинской помощи; лицензирование медицинской деятельности; сертификация медицинских услуг; лицензирование и аккредитация медицинских организаций; аттестация и сертификация специалистов; создание материально-технической  базы, позволяющей выполнять стандарты  медицинской помощи. 
 

Разработка непрерывно обновляющихся стандартов в сфере  медицины во всем мире осуществляется на основе баланса «затраты / эффективность», исходя из реальной ситуации, поэтому  клинико-экономические исследования являются важнейшей составляющей современной  системы управления качеством медицинской  помощи, определяющей тенденции развития рынка медицинских услуг и  позволяющей оптимизировать планирование ресурсного обеспечения здравоохранения.

Информация о работе Определение, характеристики и компоненты качества медицинской помощи