Нарушения голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:57, реферат

Описание работы

Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными процессами или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Существуют функциональные нарушения голоса периферического и центрального характера.

Работа содержит 1 файл

Нарушения голоса.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

публичными  выступлениями, общая  утомляемость, неуверенность  в себе, тревога,

бессонница, пониженное настроение. 
 

34. Методика при хронических  ларингитах.

Лица, страдающие

хроническими  ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления

голоса. Хроническое  течение ларингита с обострениями процесса требует

медикаментозного  и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных

явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что  исключает потребность его

постановки. Оториноларингологи направляют больных к фонопеду, когда изменения

голоса становятся уже весьма значительными, стойкими. Вторая причина —

недостаточно  серьезное отношение к своему заболеванию. Если парезы и параличи

гортани настораживают  людей, угнетают их, то хронические ларингиты не вызывают

у них опасений. Страдающие хроническими ларингитами  должны направляться к

фонопеду независимо от степени голосовой недостаточности.

Правильная

постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и

кровообращение  в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание А при

изменениях нервно-мышечного  аппарата гортани постановка голоса приспосабливает

его к голосовой  нагрузке. На начальных же стадиях  заболевания логопедические занятия

являются профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых

складок.

Логопедическая  работа при хронических

ларингитах начинается с разъяснительной беседы. Следует  объяснить, что при

несоблюдении  гигиенических мер, при нарушении  регулярности лечения и постановки

голоса хронический  процесс угрожает утяжелением. В  период занятий желательно

соблюдать охранительный  голосовой режим: уменьшить голосовую  нагрузку, не

форсировать голос  и избегать эмоционального перенапряжения. Не следует говорить

шепотом, так  как при этом возникает большое напряжение мышц голосового

аппарата.

Работа над  дыханием.

1) Занятия начинаются  с работы над дыханием. Одна  из первоочередных задач —  выработка дыхательной опоры,  сознательного замедления выдоха. Особенностью дыхательной опоры  является то, что при этом принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, являющиеся антагонистами. Дозированное напряжение и тех других мышц обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждению голосового аппарата. Дыхательная опора считается неправильной, если это состояние сопровождается ощущением перенапряжения мышц. Форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату, его утомление, а недобор дыхания ведет к ослаблению мышечного аппарата, снижению качества голоса.

Все обучающиеся  до начала фонопедии направляются в  кабинет лечебной физкультуры.

2) Организация  фонационного

дыхания, нахождение опоры осуществляются на логопедических занятиях.

Начинаются они  с выполнения диафрагмального дыхания  лежа, выдох озвучивается.

Предлагается  лечь на кушетке, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую

на живот для  контроля движения мышц. На вдох передняя стенка живота поднимается,

грудная клетка максимально неподвижна. Выдох замедленный  с произнесением

глухих согласных  звуков с, ш для лиц, имеющих грубое

нарушение голоса. Передняя стенка живота постепенно втягивается. При постановке

голоса без  выраженной дисфонии рекомендуется  произносить на выдохе звонкий

двугубный в. После  того как обучающийся усвоит это  упражнение в положении

лежа, его следует  выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводятся в

дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день продолжительностью 1-2 минуты.

Если позволяют  условия, количество тренировок доводится  до 5-6 раз в день.

3) Для снятия  неприятных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами, при

хроническом ларингите  нужно проводить легкий массаж шеи  в области наружной

поверхности гортани. Начинать его следует в области  корня языка большим и

указательным  пальцами, круговыми движениями спускать вниз. Продолжительность

массажа 2-3 минуты, проводят его 3-4 раза в день.

4) При хроническом  ларингите отмечается

постоянное желание  откашляться, ощущение першения, обусловленное  нарушением

секреторной деятельности слизистой оболочки. При длительных хронических

процессах покашливание приобретает стойкий, упорный характер. Для борьбы с ним

можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук имитируется  на задержанном

дыхании при  закрытом рте с неплотно сжатыми  зубами. При этом в глотке

ощущается небольшое  напряжение. Повторяется прием 2—3 раза. В течение дня к

нему можно  прибегать до 10—12 раз.

Занятие лечебной физкультурой, установление дыхательной  опоры и массаж продолжаются 7-10 дней. После этого: переходят к голосовым  упражнениям.

Принципы постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при парезах и параличах гортани.

Самостоятельные

тренировки обучающиеся  должны проводить дробно, не перенапрягая голосовой

аппарат. Поскольку  при хронических ларингитах афония встречается редко, то

подготовка к смыканию голосовых складок и произнесению первого полнозвучного м

идет значительно  быстрее. А с произнесением громкого, звучного м,

в занятия быстро вводятся последующие слоговые упражнения. 

Трудность восстановления голоса у лиц этой группы состоит в том, что при

малейших простудах, утомлении возникают обострения процесса, в период которых

проводить занятия  запрещается. Восстановление, особенно на первых порах, идет

как бы волнообразно: то голос заметно улучшается и  исчезают все неприятные

субъективные ощущения, то опять наступает ухудшение. Только систематическая работа

по постановке голоса может привести к желаемым результатам 
 
 

39. Функциональные нарушения  голоса. Фонастения  и методика.

Функциональные  нарушения голоса у детей встречаются  в логопедической практике реже, чем у взрослых. В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми

респираторными  инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость

своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики

и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений  голоса логопедическими

упражнениями  не утратила своей актуальности и  в настоящее время.

Наиболее распространенными  и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомичесми изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждение о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма

спорны, так как  первые представляют для специалистов значительные трудности в

связи со сложностью их этиологии и патогенеза.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое

переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и

влияние психических  факторов. Иногда несколько из перечисленных  причин

выступают в  совокупности и определение «пускового»  момента затруднительно.

Длительно протекающие  функциональные изменения могут  вызывать псевдоорганические

наслоения в  виде гиперемии (покраснения) слизистой  оболочки гортани, отечности

и утолщения  голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных

нарушений, которые  могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией,

склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся  фонастения, гипо- и гипертонусные  афонии и дисфонии.

1) Фонастения - нарушение  голоса в ряде случаев, особенно  на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.

Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания  и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет  единой точки зрения на причину возникновения  фонастении. Одни исследователи считают  причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением.

Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные следователи  такого разделения не придерживаются.

2) Гипотонусная дисфония (афония)ь обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 4).

Патология ьголоса  может проявляться от легкой осиплости  до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка грудной клетки.

3) Гипертонусные (спастические) ьнарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным

смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический

грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может  привести к нарушению функции  внутренних мышц гортани в виде гипо- и

гипертонуса.

4) Ринофония  и ринолалия стоят несколько  обособленно среди других голосовых  нарушений, так как их патофизиологический  механизм заключается в неправильной  функции мягкого нёба органического  или функционального характера.  При закрытой

ринофонии носовые  согласные приобретают ротовое  резонирование, гласные

теряют звучность, тембр становится неестественным.

Информация о работе Нарушения голоса