Нарушения голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:57, реферат

Описание работы

Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными процессами или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Существуют функциональные нарушения голоса периферического и центрального характера.

Работа содержит 1 файл

Нарушения голоса.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

15. Структура дефекта при удалении гортани.

К периферическим органическим нарушениям относятся  дисфонии и афонии при

хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления

опухолей.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после  их удаления. Доброкачественные опухоли  встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология  при локализации опухоли на голосовых  складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Удаление  гортани влечет за собой целый ряд  патологических изменений - человек лишается возможности общения  с окружающими, изменяется дыхание, возникают  психологические  изменения. Люди, перенёсшие такие операции, становятся инвалидами, отходят  от трудовой деятельности и активной социальной жизни. Восстановление голоса возвращает утраченную Ф коммуникативную функцию, часто позволяет вернуться к труду, ускоряет процесс психологической и социальной реабилитации, что делает проблему весьма актуальной. 
 

КНИГА! 
 

25 гипо и гипертонусные  состояния. Методика  работы 

Функциональные

нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у

взрослых. В последнее  время возросло число детей с  функциональными нарушениями

голоса, что связано  с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми

респираторными  инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость

своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики

и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений  голоса логопедическими

упражнениями  не утратила своей актуальности и  в настоящее время.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое

переутомление, плохая постановка голоса, различные  инфекционные заболевания и

влияние психических  факторов. Иногда несколько из перечисленных причин

выступают в  совокупности и определение «пускового»  момента затруднительно. 

К периферическим функциональным нарушениям относятся  фонастения, гипо- и гипертонусные  афонии и дисфонии.

Гипотонусная  дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 4).

Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка грудной клетки.

 Гипертонусные  (спастические)

нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием

тонического спазма в момент фонации. Причины возникновения  полностью не

изучены, но развиваются  спастические дисфонии и афонии у  лиц, форсирующих голос.

Гипертонус

может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос

или не возникает  совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда

наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным

смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический

грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка

голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации

может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и

гипертонуса. 

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нарушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания, при гипотонусных расстройствах голоса можно провести упражнения комплекса Б, активизирующие внутренние мышцы гортани, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.  

При гипертонусных  нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она

помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные

упражнения комплекса  А с озвучиванием.

Исходное  положение — сидя на стуле.

1) вдох через нос,  выдох через нос,  имитация стона;

2) вдох через нос,  выдох через рот  со звуком о;

3) вдох через рот,  выдох через нос, имитация стона;

4) вдох через нос,  удлиненный выдох  через нос, имитация

стона с усилением в  конце;

5) вдох через нос,  выдох через неплотно  сжатые губы с  произнесением двугубного, слегка оглушенного  звука в;

6) вдох через нос,  выдох через нос  толчками, имитация прерывистого стона.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвучного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования ясного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная тренировка, каждое упражнение требует более длительной отработки. 
 

27. Органические нарушения  голоса

Патология голоса, возникающая вследствие анатомических  изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается ОРГАНИЧЕСКОЙ.

К ьпериферическим  органическим нарушениям относятся  дисфонии и афонии при

хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления

опухолей.

Степень дефекта  голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом

из указанных  заболеваний наряду с афонией  может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной

невозможности выполнять голосовую нагрузку.

Нарушения голоса, обусловленные периферическими  парезами и параличами гортани,

возникают при  травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или

возвратного, нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения

(рис. 3). Положение  голосовой складки на пораженной  стороне может быть срединным

(медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания.

Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным  парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются  при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после  их удаления. Доброкачественные опухоли  встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология  при локализации опухоли на голосовых  складках развивается постепенно по мере ее роста.

Множественные папилломы чаще наблюдаются у  детей, они могут распространяться

по всей гортани  и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и

рубцовые изменения  после многократных операций вызывают тяжелые нарушения

дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного  заболевания до

настоящего времени  не раскрыты. Ранний папилломатоз с  нарушением дыхательной и

голосовой функций  может отрицательно влиять на формирование всей речи и

личности ребенка.

Недостаточность голосового аппарата появляется после  самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной  опухоли лишает человека голоса и  резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с  глоткой.

Все вышеописанные нарушения голоса относятся к хроническим и самостоятельно не

исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая  патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи.

Это иногда наблюдается  у детей с множественными папилломами  и рубцовыми

стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи. 

Многократные  операции, нарушение  дыхания через  естественные  пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые  независимо от степени  дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно

выделить  несколько причин, определяющих остроту  этих переживаний. Одна из них —

особенности личности. У лиц  с лабильной нервной  системой более подавленное

настроение, неверие в возможность  преодоления дефекта. Второй причиной является

неправильная  оценка своего состояния. Многие считают, что  паралич и следствия

удаления  опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей  причиной бывает

длительность  расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного

лечения. Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой

деятельности. Длительное нарушение  голоса создает угрозу профессиональной

непригодности, которая при некоторой  предрасположенности  и астенизирующих

факторах  приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед

Информация о работе Нарушения голоса