Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 00:57, реферат
Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными процессами или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Существуют функциональные нарушения голоса периферического и центрального характера.
I этап. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучающиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значительно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность,полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок.
«Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных
тренировках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.
Одновременно
с «дутьем в губную гармошку»
предлагается комплекс
дыхательных упражнений,
которые тренируют направленный
удлиненный выдох.
Комплекс А. Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:
1)вдох и выдох через нос(вдох быстрый, не очень глубокий, вдох продолжительный);
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
8) вдох через нос, выдох через нос толчками
(кратковременно
задерживая дыхание,
выталкивать воздух
маленькими порциями).
Через
7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для
активизации
мускулатуры шеи,
наружных внутренних
мышц гортани. Такой
интервал лучше соблюдать,
чтобы на раннем этапе
восстановления не перегружать
занятия упражнениями.
Последовательное включение
тренировок позволяет
обучающимся полностью
овладеть ранее предложенными
заданиями.
Комплекс Б.Упражнения выполняются сидя:
1) исходное положение — руки в замок на затылке.Отклонен головы назад с легким сопротивлением рук;
2) исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;
3) исходное положение — ладони рук прикрывают уши.
Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;
4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;
5) надувание щек;
6) доставание кончиком языка мягкого нёба;
7)
поднятие мягкого
нёба при зевке.
Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для
самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня 4-5 раз каждое упражнение.
На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными
занятиями
для установления
диафрагмального
типа дыхания в
кабинете лечебной физкультуры.
II этап. Упражнения второго этапа подготавливают голосовой аппарат
к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель,
ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются
слабые
колебательные движения
края парализованной
голосовой складки.
III этап. После этого можно переходить к следующему этапу
работы — голосовым упражнениям для тренировки кинестезии и координации
голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку»
рекомендуется
продолжать до завершения
коррекционного обучения.
Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие согласные и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса (сопротивление). В момент фонации при формировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов полостей и сужений в
ротоглоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний
резонаторов и голосовых складок.
Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального
анатомического строения артикуляционного и голосового аппарата, а также
способа образования звуков, одни звуки всегда имеют больший импеданс, чем
другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого
голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. В этом и состоит постановка
голоса.
Начинается
коррекция голоса
с произнесения звука
м. Выбор этой фонемы
определяется ее лучшей
физиологической основой
для установления правильной
фонации. Она отличается
незначительной напряженностью,
струя воздуха, проходящая
через рот, слаба. Это
звук довольно большого
импеданса.
Упражнение
1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении
гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал
большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок,
длительность
фонации увеличивается
и голос становится
более ясным, звучным.
Как только обучающийся
без затруднений начинает
выполнять это упражнение,
переходят к произнесению
открытых слогов.
Упражнение
2. После длительного произнесения звука м слитно с ним
произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма,
мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всем звонкими согласными
звуками.
Дальнейшее
закрепление кинестезиий
голосоведения происходит
при произнесении пар
слогов с дарением на
втором слоге.
Упражнение
3. Произнести слоги:
ма-ма’
ма-мо’ма-му’ на-на’на-но’
на-ну’ и т. д. и
сочетания слов с
перемещающимися
ударениями.
Упражнение
4. Произнести:
ма’ма-мама’-мамама’;
на’на-нана’-нанана’
и т.д.
При
достижении громкого
полноценного звучания
различных слоговых
сочетаний переходят
к упражнению 5.
Упражнение
5.
Тренировка сочетаний
гласных звуков
с i.
Звук
произносится с незначительным
шумом, голосовые складки
колеблются. Большой
импеданс i и звучание
гласных на твердой
атаке оказывают активизирующее
влияние на смыкание
голосовых складок.
Гласный звук должен
звучать коротко и твердо,
а i — длительно: ай...
яй..., ой... ей..., уй... юй...,
эй... ей...
В
дальнейшем после получения
звучного голоса и закрепления
кинестезий необходима
координация дыхания
и голосообразования.
Для этой цели используется
произнесение гласных
звуков и их сочетаний
по два, три, четыре и
пять на одном выдохе.
Упражнение
6. Произнести гласные звуки и их сочетания:
а,ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.
Сначала
сочетания произносятся
отраженно за логопедом,
затем самостоятельно.
Данный этап занятий
можно считать законченным,
если упражнения выполняются
легко, без напряжения,
нет жалоб на голосовую
утомляемость, а голос
достаточно громкий
и звучный.
IV этап. По завершении работы над звуковыми и слоговыми
упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса.
Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов ма,
мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло
легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия
голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и
прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому
принципу,
а с учетом возраста
и интересов обучающихся.
Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса,
вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной - полутора октав, малой или
первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы;
трезвучия,
затем короткие мелодии
без резких тональных
переходов.
Результаты.
Восстановленным
можно считать громкий
звучный голос при организованном
речевом дыхании и отсутствии
жалоб на утомляемость
и различные неприятные
ощущения в горле. При
оториноларингологическом
обследовании отмечается
смыкание голосовых
складок за счет компенсации
здоровой половины гортани
и появление колебаний
голосовой складки на
пораженной стороне.
Глоттография выявляет
равномерные колебания
голосовых складок с
четко выраженными фазами.
Продолжительность
коррекционно-логопедической
работы 2-4 месяца, в зависимости
от тяжести нарушения
и времени начала занятий.
К восстановлению голоса
необходимо приступать
в ранние сроки с момента
заболевания. Своевременно
начатые тренировки
голосового аппарата
при соблюдении этапов
занятий и строгой дозировке
нагрузок активнее мобилизуют
компенсаторные возможности
организма, предупреждают
образование патологического
навыка голосоведения
и развитие невротических
реакций.
8
Развитие голоса
у детей.
Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов:
дошкольный до 6-7 лет,
домутационный от 6-7 до 13 лет,
мутационный — 13-15 лет и
послемутационный
—15-17 лет.
Мутация голоса (лат. изменение, перемена)наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания.
Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости.
У девочек, как правило, голос меняется, постепенно теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Продолжительность мутации от одного — нескольких месяцев до 2-3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную — пиковую и конечную.