Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:32, реферат
Внешние и внутренние факторы меняют клеточные циклы здорового человека. В результате образуются аномальные (чужеродные, или синтезированные не так, как свои собственные) молекулы и клетки. Специальные клетки крови и других тканей продуцируют и поддерживают достаточную концентрацию фиксированных на клетках и свободных молекул, которые распознают, связывают (преобразуют) и выводят из организма аномальные молекулы и клетки.
Перераспределение частиц и клеток, "иммунного надзора" во все ткани организма происходит через крово- и лимфоток, а также транспорт через гистогематические барьеры.
Иммунитет (от лат. immunis) дословно означает свободный от чего- либо. Организм здорового человека непрерывно освобождается от веществ и структур, в том числе болезнетворных, как попадающих в него извне, так и образующихся внутри организма.
Источниками внешних (экзогенных) веществ и структур являются компоненты пищи, химические примеси воздуха и капельки жидкости, микроорганизмы, попадающие на кожу, в легкие, желудочно-кишечный тракт. Эндогенными (возникающими в самом организме) веществами, нарушающими постоянство внутренней среды и выводимыми с помощью иммунных механизмов, являются аномальные (мутантные) клетки и их компоненты, появившиеся при делении клеток, внутриклеточном синтезе веществ, метаболиты (шлаки) и др.
Тело человека состоит примерно из 1012-1013генотипически похожих клеток. Если принять, что при делении клеток каждая миллионная клетка подвергается мутации, то в любой момент в организме человека есть примерно 10 млн. аномальных клеток.
Благодаря иммунитету организм опознает, связывает, разрушает и выводит вещества и структуры. Вещества, отличающиеся по происхождению от собственных структур, называют чужеродными.
1. Понятие «иммунитет»
2. Иммунная система
3. Лимфоциты и макрофаги
4. Гуморальный и клеточный иммунитет
5. Виды иммунитета: видовой, абсолютный и относительный; приобретенный иммунитет и его подвиды; противовирусный иммунитет; антитоксический и антибактериальный
6. Учение о фагоцитозе
Противовирусный
иммунитет. Отличие противовирусного
иммунитета от других видов иммунитета
связано со своеобразием структуры
и размножения вирусов, особенностями
патогенеза вирусных инфекций. Наблюдается
широкая индивидуальная вариабельность
в способности организма
Повышение
невосприимчивости к вирусным инфекциям
достигается, в первую очередь, вакцинацией.
Продолжительность
Интерфероны, иммуномодуляторы и химиопрепараты используют в тех случаях, когда вакцины отсутствуют или их применение поздно (заражение уже произошло). Они оказывают выраженное активизирующее влияние на систему иммунитета и, как правило, эффект лечения ими тем выше, чем раньше оно начато. Поэтому перечисленные препараты следует вводить при появлении первых признаков вирусного заболевания. Одновременно назначают общеукрепляющую терапию (витамины) и симптоматическую (обильное питье, отхаркивающие препараты).
Иммунитет
при паразитарных заболеваниях. Различают
частичный видовой и абсолютный
иммунитет. Абсолютный иммунитет (полная
невосприимчивость) известен у населения
определенных зон тропической Африки
к возбудителю трехдневной
Приобретенный иммунитет при паразитарных заболеваниях может привести к полному освобождению от паразита (стерильный иммунитет) или оказывать частичный эффект. Это выражается в изгнании части паразитов, нарушении цикла их развития и т.д. Т.е. защитные факторы приобретенного иммунитета избирательно специфичны для определенной стадии развития возбудителя, а не для всех паразитов в организме хозяина. Цикл развития простейших и гельминтов — важнейшее биологическое приспособление паразитов к выживанию в неблагоприятных условиях внутренних сред хозяина. Приспособление паразита к выживанию не исчерпывается циклом развития, а включает непосредственное воздействие на иммунную систему (угнетение системы иммунитета, нарушение процессов иммунного контроля.)
Молекулярные
факторы, обеспечивающие видовой иммунитет
при паразитарных заболеваниях, активно
изучаются, но во многом неизвестны. Иммунопрофилактика
при паразитарных болезнях находится
в стадии разработки. Выбор антигена
и конструирование вакцин осуществляют
с учетом стадийной специфичности
иммунитета.
Учение о фагоцитозе
Фагоцитоз — биологический феномен, заключающийся в поглощении клеткой каких-либо инородных частиц. Такими частицами могут быть другие клетки или продукты их распада, микроорганизмы, различные инородные тела. Фагоцитами мо-гут быть не только мезенхимные, но и эпителиальные, нервные клетки. Особенное распространение фагоцитоз получил в органах ретикуло-эндотелиальной системы — в печени, селезенке, лимфатических узлах, в костном мозгу, а также в эндотелии кровеносных и лимфатических сосудов.
В особых условиях, когда во внутренней среде организма оказываются трудно рассасываемые инородные тела (шелковые нити, частицы марли, одежды, денатурированные собственные ткани и т.д.), часто возникает особый вид фагоцитов, так называемые гигантские клетки со специфически направленной деятельностью их ферментов.
При вирусных заболеваниях, например при гигантоклеточных бронхиолитах (Sheddon и Emery, 1965), наличие вируса в цитоплазме гигантских клеток определяется иммуноморфологически.
Гигантские клетки обладают высокой концентрирующей способностью, благодаря чему в протоплазме их нередко обнаруживаются кристаллические («астероидные») образования.
Целый
ряд физиологических функций
осуществляется посредством фагоцитоза:
очищение крови и тканей внутренней
среды от посторонних примесей, переработка
с помощью внутриклеточных
Направленное движение фагоцитов, например лейкоцитов, эмигрировавших из сосудов, обусловлено, по мнению И. И. Мечникова, химиотаксисом, т.е. привлечением лейкоцитов определенными химическими веществами. И. И. Мечников (1917) сводил к химиотаксису и весь процесс эмиграции лейкоцитов при воспалении.
Menkin (1940) выделил из экссудата полипептид, названный им лейкотаксином, ввиду его свойства привлекать лейкоциты. Однако последующие наблюдения показали, что лейкотаксин значительно уступает по химиотаксическим свойствам многим другим веществам, в частности некоторым продуктам нуклеинового обмена, образующимся в очаге воспаления. В дальнейшем было показано, что лейкоциты двигаются по направлению к бактериям с такой же скоростью, как и в противоположном на-правлении. Движение это зигзагообразно.
Механизм фагоцитоза не сводим к чисто физическим или физико-химическим закономерностям; эти закономерности играют более значительную роль при фагоцитозе, воспроизводимом искусственно, например in vitro или в специальных камерах, где испытывается движение лейкоцитов к тому или иному объекту. Была показана существенная разница между опытами in vitro и in vivo; гранулоциты не привлекаются продуктами тканевого распада в опытах in vitro, что указывает на роль целого ряда условий, которые благоприятствуют фагоцитозу и которые существуют лишь in vivo.
Подчеркивается, что в основе химиотаксиса (или хемотропизма) лежит электрический феномен, обусловленный миграцией отрицательно заряженного лейкоцита к частицам сосудистой стенки, заряженным положительно. В числе условий выдвигается значение сывороточного белка, достаточная его концентрация. В отсутствие сыворотки фагоцитоз вообще трудно осуществим. Вот почему, вещества, хорошо абсорбирующие сыворотку, например уголь, во много раз лучше фагоцитируются, чем вещества, не абсорбирующие сыворотки, например кварц.Это одна из причин, почему угольный пигмент в легких, лимфатических узлах бывает обычно фагоцитирован. Абсорбция белка на поверхности фагоцитируемого объекта меняет его электрический потенциал. Подчеркиваются изменения поверхностного натяжения тела фагоцита, в силу чего последний становится липким («краевое состояние»), а контуры его — неровными («псевдоподии»). Это ведет к передвижению всего тела фагоцита от одного уча-стка с относительно высоким поверхностным натяжением к другому, где поверхностное натяжение понижено, т. е. по направлению к центру очага воспаления. И самый факт фагоцитоза связывается с тем, что фагоцитируемые частицы или микробы понижают поверхностное натяжение цитоплазмы, т.е. разжижают тело фагоцита в точке соприкосновения с ним.
Физико-химические факторы, а именно изменения в поверхностном натяжении, лежат, по-видимому, в основе массового внедрения одних клеточных формаций в другие. Так, иногда можно наблюдать массовую иммиграцию полиморфноядерных лейкоцитов в печеночные клетки, в поперечнополосатые мышечные волокна при их некробиозе.
В отношении микробов подчеркивается значение адекватных антител, хотя дви-жение фагоцитов по направлению к бактериям идет с одинаковой скоростью как в иммунном, так и в неиммунном организме.
Фагоцитоз нередко влечет за собой гибель и распад фагоцита, но такой распад наблюдается и при фагоцитозе различных веществ, например жира, угля. Освобождающиеся при «фаголизе», т.е. распаде фагоцитов, ферменты могут оказывать свое действие, на чем особенно настаивал И. И. Мечников (1917). Учение о фагоцитозе, развитое в трудах И. И. Мечникова и его учеников, еще при своем зарождении встретило значительную оппозицию как со стороны отечественных, так и иностранных ученых. Это было связано с рядом причин принципиального и частного порядка, поскольку накопление новых фактов в области изучения воспаления, иммунитета создавало непреодолимые трудности в истолковании этих проблем по преимуществу или исключительно с позиции «фагоцитаризма». Н. Ф. Гамалея (1899) даже отметил, что благодаря целому ряду открытий (бактерицидные свойства крови, обнаружение антитоксинов и т.п.) «фагоцитаризм» был поставлен «вне всякого научного интереса».
Являясь, по словам И. И. Мечникова, «одной из отраслей целлюлярной патологии» Вирхова, «фагоцитологическая теория воспаления» в какой-то мере развивала ошибку Вирхова, приглашавшего врача «мыслить микроскопически». Правильнее полагать, что как движения фагоцита, так и фагоцитоз не являются целеустремленными движениями одноклеточного организма, направленными на уничтожение вредного начала.
Приписывая определенной «системе» клеток роль своеобразных носителей «целебных сил природы», роль «терапевтических органов нашего тела», «роль системы терапевтического (пожалуй, профилактического) пищеварения», помимо «обыкновенных органов пищеварения», И. И. Мечников не только преувеличивал роль фагоцитов, указывая, что «все другие средства защиты организма играют второстепенную роль», но и недооценивал значения тех местных и общих реакций — нервных, сосудистых, гормональных, которые являются важнейшими слагаемыми в общем комплексе, характеризующем воспаление. Позднее было показано также, что фагоцитоз не имеет прямого отношения к иммунитету: у иммунных и у неиммунных животных фагоци-оз протекает приблизительно одинаково. Фагоцитированные микроорганизмы, в частности вирусы, хорошо противостоят действию антител.
Вряд ли поэтому можно согласиться с И. И. Мечниковым, когда он, выдвигая положение —«нет воспаления без фагоцитоза», стремился вытеснить им другое положение —«нет воспаления без сосудов».
Требовала оговорок также идея И. И. Мечникова о чисто «целебном» и «защитном» действии фагоцитов. Еще в 70-х и 80-х годах прошлого столетия (В. К. Высокович; см. X. X. Планельес, 1953 и др.) указывалось, что фагоцитоз не обязательно сопровождается перевариванием «поглощенных» микробов, а, наоборот, часто их сохранением и размножением,. являясь выражением симбиотического состояния, т.е. биологического сосуществования видов. Внутриклеточное расположение и размножение многих видов микроорганизмов (лепрозная, туберкулезная, туляремийная, тифозная палочки, гонококк, лейшмании, риккетсии, вирусы и пр.) иллюстрируют такой симбиоз, предохраняющий микроорганизмы от случайных воздействий, например антибиотиками и химиотерапевтическими веществами, вводимыми в организм хозяина.
Многочисленные исследования, касающиеся фагоцитоза тифозных бацилл, бацилл инфлюэнцы, стафилококков и пр., показали, что фагоцитированные микробы не убиваются лейкоцитами и что последние иногда даже участвуют в переносе микроорганизмов в различные органы тела. На этом основано гнойное (септическое) размягчение тромба: микроорганизмы, фагоцитированные лейкоцитами тромба, освобождаются и своими ферментами способствуют его расплавлению. Была внесена и другая поправка в трактовку фагоцитоза, если иметь в виду реальные факты растворения, т.е. «переваривания», микробных тел: как правило, это фагоцитоз мертвых или маложизнеспособных бактериальных тел. При введении в кровь даже большого количества живых микробов фагоцитоза их лейкоцитами не наблюдается (В. К. Высокович, 1885, 1886; см. X. X. Планельес, 1953). Впоследствии оказалось также, что ферменты лейкоцитов не убивают микробов и что их основным физиологическим отправлением является ферментативное расщепление мертвог о субстрата.
Сказанное выше не опровергает принципиального положения И. И. Мечникова, согласно которому лейкоциты и другие клетки мезенхимы способны выделять вещества, обладающие свойствами ферментов, и тем самым расщеплять те или иные органические соединения, т.е. как бы «переваривать» их. Изучение процессов обмена веществ при воспалении с очевидностью об этом свидетельствует. Однако сводить воспаление, как и иммунитет, к фагоцитозу или к фагоцитолизу неправильно. На фагоцитоз следует смотреть не как на «защиту» организма от внешних факторов, а как на важное биологическое приспособление к этим факторам, позволяющее, с одной стороны, производить перманентную очистку тела от всего ему чуждого, утилизировать отбросы тканей внутренней среды и, с другой стороны, устанавливать симбиотические отношения с миром микробов на той или иной иммунологической основе.