Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Здоровый ребенок уже с четвертого месяца старается схватить любой предмет и, кроме ощупывания, потрогать его губами и языком. Следовательно, у него возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, величине, толщине, весе, температуре и даже вкусе различных предметов. Страдающий церебральным параличом получает ничтожную долю этой информации, поэтому у него задерживается развитие тактильной и температурной чувствительности.

Работа содержит 1 файл

Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    При мозжечковой форме наблюдаются  различные варианты атаксических расстройств, парезы спастического напряжения артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры. Отмечаются замедление темпа, дискоординация всех движений, включая речевые. И здесь имеется прямой параллелизм между характером патологии скелетной и артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры.

    Общим для всех форм псевдобульбарного  паралича является усугубление вегетативной и псевдобульбарной симптоматики при всех видах активного движения и скелетной, и артикуляционной мускулатуры: нарастание спастичности артикуляционных мышц, учащение и дизритмия пульса, гипергидроз, иногда изменение окраски кожи лица, отчетливое усиление гиперсаливации, учащение и нарушение ритма дыхания, усугубляющее недостаточность слабо развитой речевой функции.

    Все эти явления затрудняют анализ поступающих  речевых сигналов, что препятствует возможности закрепления речевых  условно-рефлекторных связей.

    Морфологически  при псевдобульбарном параличе обнаруживается замедленное развитие моторной зоны коры и пирамидного пути. Эта же причина лежит в основе функциональной недостаточности тех корковых систем, сосредоточенных в премоторной зоне, с которыми, как говорилось выше, связана функция денервации речевых синергий и автоматизации определенных групп речевых движений, что создает плавность речи, автоматизм речевых процессов.

    Недостаточность некоторых гностических функций  у этих детей связана в основном с патологией ядерного отдела двигательно-кинетического анализатора, но усугубляется и слабой возбудимостью самих проприоцепторов.

    Патология кинестезии лежит в основе симптоматики, указывающей на недостаточность  ретроцентральных зон у детей  преимущественно со спастическими  и гиперкинетическими формами. У них наблюдается апраксия языка, нарушение некоторых сложных форм кинестетического чувства языка и пальцев. Этот момент, несомненно, препятствует появлению и закреплению условнорефлекторных речевых связей.

    У многих детей существуют оральные автоматизмы, которые в силу легкости подавления возбуждения в речедвигательном анализаторе также могут явиться препятствием к развитию речи по механизму подавления слабого очага возбуждения (в коре) более сильным, локализующимся в стволе.

Методы  коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом

Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Развитие  пространственных представлений 

  1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях.
  2. Название основных пространственных отношений на сюжетной картине.
  3. Развитие конструктивного праксиса.
  4. Развитие пространственных отношений в изобразительной деятельности ребенка.
  5. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве. Тренировка следовых проб конструктивного праксиса.

Упражнения  по развитию осязания

  1. Тренировка по определению фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе.
  2. Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного показа.
  3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел:
    1. одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);
    2. одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие);
    3. одинаковой величины и толщины, но разной формы.

    Развитие  этой способности формируется поэтапно:

      1. Узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного зрительного ознакомления с фигурой.
      2. Узнавание объемных фигур одинаковой фактуры без предварительного показа.
      3. Узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления.
      4. Узнавание плоских фигур на ощупь без показа.
      5. Узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но разных по фактуре после предварительного их осмотра.
      6. Узнавание формы и фактуры предмета на ощупь без предварительного осмотра.
      7. Различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине на ощупь.

Развитие  временных представлений

  1. Определение последовательности времени года, уточнение на картинках и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона.
  2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных моментах.
  3. Отработка понятий “старше – младше”.

    Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения методом исключения.

  1. Перед ребенком раскладывают 4 предмета, которые объединены между собой определенными свойствами.
  2. Исключение лишних предметов по картине.

    Для развития понимания причинно-следственных отношений используется игра-отгадывание. В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи.

    Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.

Программа коррекционной работы с подготовительного  по 3 класс специальных  школ для детей, страдающих церебральным параличом

    Первые  годы функционирования школ для детей  с церебральным параличом показали, что учащиеся, страдающие этим заболеванием, встречаются с серьезными трудностями  при овладении программным материалом, причем эти затруднения качественно  отличаются от тех, с которыми сталкиваются здоровые дети.

    В основу восстановительной работы были положены следующие принципы:

  • соблюдение последовательного стадийного развития процессов познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе;
  • опора на комплексную работу анализаторных систем;
  • использование в процессе занятий сохраненной или уже восстановленной функции;
  • словесный анализ предметов, явлений и действий.

    Коррекционная программа рассчитана на 4 года начальной  школы (подготовительный класс, 1, 2 и 3).

    Данная  программа по коррекции нарушенных функций у детей с церебральными  параличами включает следующие разделы:

  • развитие зрительного восприятия формы и цвета;
  • коррекция пространственных представлений;
  • компенсация временных представлений;
  • воспитание фонематического слуха и анализа;
  • обучение способности к обобщениям и дифференцировкам в связи с развитием устной речи.

    В каждом разделе выделяются: название темы, содержание работы, виды коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при прохождении данной темы.

    В подготовительном классе учащихся следует  научить дифференцировать основные цвета спектра и их оттенки, подбирать  идентичные геометрические фигуры, учитывая признак формы, цвета, величины.

    В первом классе дети должны уметь дифференцировать эти фигуры и различные типы многоугольников, различать тела по принципу объемности.

    Во  втором классе приводится анализ различий при сопоставлении по признаку величины и объемности и занятия по построению различных геометрических фигур.

    В третьем классе у учащихся вырабатывается умение построить с помощью линейки и угольника четырехугольник и углы различного типа.

    При развитии пространственных представлений  в подготовительном классе обращается внимание на умение ученика ориентироваться  в схеме собственного тела и напротив сидящего человека, на способность правильно соотносить предметы в окружающем пространстве.

    Большое внимание уделяется развитию конструктивного  праксиса и тренировке памяти на пространственные представления.

    В 1-м классе продолжается работа по развитию конструктивного праксиса и тренировке памяти на пространственные представления; кроме того, уделяется внимание синтезированию целого из частей и устному описанию различных планов и схем пути.

    Во 2-м классе проводятся упражнения по развитию конструктивного праксиса и конструированию.

    В 3-м классе — черчение различных  планов и схем пути.

    В тему “Временные представления” в  подготовительном классе входит уточнение  и расширение представлений о  временах года, времени суток, их признаках и порядке следования. Детей учат определять на циферблате время (только круглый час).

    В 1-м классе дети должны уметь узнавать время на циферблате и правильно  соотносить общественные события с  фактами своей биографии и  жизни родителей.

    Во 2-м классе требуется умение определять на циферблате время с точностью до минут, секунд; дается представление о веке.

    В 3-м классе при занятиях по этой схеме  ученики должны уметь определять временную последовательность при  чтении статей по истории.

    В разделе “Развитие фонематического слуха и анализа” программа подготовительного класса построена таким образом, чтобы подготовить ребенка к овладению навыками письма и чтения, особое внимание уделяется анализу предложения, слова, слога и выделению звука. Коррекционная работа начинается с развития фонематического слуха, проводится целый ряд упражнений по выделению и дифференцировке звуковых параллелей на слух: гласные – согласные, шипящие – свистящие, звонкие – глухие.

    В 1-м классе продолжается анализ предложений, слов и слогов, а также обращается внимание на выделение ударного слога и на интонационное оформление предложений в зависимости от их типа.

    Работа  по развитию речи проводится на всех уроках, на уроках коррекции особое внимание уделяется расширению пассивного и активного словаря, умению определять логические связи, пониманию фраз с переносным смыслом, составлению рассказов.

    В подготовительном классе уделяется  внимание развитию навыков обобщения, дифференцирования и расширению словаря, связанного с пространственными и временными представлениями.

    В 1-м классе выполняются упражнения по определению логических связей в  прочитанном тексте, анализируется  смысл пословиц и поговорок, подбираются  оценочные эпитеты к указанным  предметам и явлениям и проводятся творческие работы.

    Во 2-м классе идет обогащение словаря, связанного с эмоциональным состоянием людей и явлениями природы. Новым  видом работы является знакомство с  многозначностью слов, синонимами, омонимами, антонимами и знакомство с образными выражениями, метафорами, а также различение жанров (проза и стихи, сказка и рассказ).

    В 3-м классе проводится много творческих работ (описание виденного или слышанного, самостоятельное придумывание сказок, рассказов на заданную тему).

    Проведение  коррекционной работы по этой программе позволяет скомпенсировать нарушенные процессы познавательной деятельности у детей с церебральным параличом и дает возможность учащимся успешно овладеть учебным материалом.

Выводы 

    Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

    Детские церебральные параличи возникают в  результате:

  • инфекционных заболеваний матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.);
  • сердечно-сосудистых и эндокринных нарушений у матери;
  • токсикозов беременности;
  • иммунологической несовместимости крови матери и плода;
  • перенесенных во время беременности психических и физических травм;
  • асфиксии;
  • внутриутробной травмы;
  • менингита;
  • энцефалита;
  • менингоэнцефалита;
  • черепно-мозговых травм.

Информация о работе Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики