Аборт в подростковом возрасте как практическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Веками всякое посягательство на зарожденную жизнь считалось преступным делом. Иоанн Златоуст считал плодоизгнание даже «хуже убийства, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие… » [5,с.47].
Исследуя проблему необходимости включения эмбриона в правоотношения и в свете наличия у него целого набора прав (и даже одной обязанности), первейшим из которых является право на жизнь, нельзя не затронуть такой актуальный и чрезвычайно противоречивый вопрос, как искусственное прерывание беременности у подростков, или попросту аборт. Ни для кого не секрет, что данной вопрос сейчас остро стоит для России в целом, а для самой русской нации — просто катастрофически остро.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................6
1.1. Сущность понятия аборта в подростковом возрасте
как практической проблемы.................................................................................6
1.2. Содержание современных дискуссий о прерывании беременности
в подростковом возрасте....................................................................................12
1.3. Методы предотвращения абортов в подростковой среде........................17
2. ПРОФИЛАКТИКА АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУ «ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ
И ДЕТЯМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ».........................................22
2.1. Цели и задачи МУ «Центра социальной помощи семье и детям» ..........22
2.2. Содержание направлений профилактики абортов
в подростковом возрасте в деятельности
МУ «Центр социальной помощи семье и детям».............................................30
Заключение...........................................................................................................39
Список использованной литературы.................................................................42

Работа содержит 1 файл

Аборт в подростковом возрасте.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти Самарской  области (филиал РГСУ в г.Тольятти) 
 
 

Кафедра социальной работы, педагогики и социального  права 

Специальность «Социальная работа» 

Форма обучения заочная 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

Дисциплина: Технология социальной работы 

Тема: «Аборт в подростковом возрасте как практическая проблема» 
 
 
 
 

                                                                                 

                                                                   Студентка 4 курса группы С/08

                                                                   Ягафова И.Г.

                                                                   Научный руководитель: д.с.н., проф.

                                                                   Щукина Н.П.

                                                                   Подпись руководителя______ 
 
 
 
 

Тольятти 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
 

Введение………………………………………………………………………….3 

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ  АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................6

1.1. Сущность понятия аборта в подростковом возрасте

как практической проблемы.................................................................................6

1.2. Содержание  современных дискуссий о прерывании  беременности

 в  подростковом возрасте....................................................................................12

1.3. Методы предотвращения абортов в подростковой среде........................17 

2. ПРОФИЛАКТИКА  АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУ «ЦЕНТРА  СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ 

И ДЕТЯМ  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ».........................................22

2.1. Цели  и задачи МУ «Центра социальной  помощи семье и детям» ..........22

2.2. Содержание  направлений профилактики абортов 

в подростковом возрасте в деятельности

МУ «Центр социальной помощи семье и детям».............................................30 

Заключение...........................................................................................................39

Список  использованной литературы.................................................................42

Приложения 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы исследования. Веками всякое посягательство на зарожденную жизнь считалось преступным делом. Иоанн Златоуст считал плодоизгнание даже «хуже убийства, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие… » [5,с.47].

     Исследуя  проблему необходимости включения  эмбриона в правоотношения и в свете наличия у него целого набора прав (и даже одной обязанности), первейшим из которых является право на жизнь, нельзя не затронуть такой актуальный и чрезвычайно противоречивый вопрос, как искусственное прерывание беременности у подростков, или попросту аборт. Ни для кого не секрет, что данной вопрос сейчас остро стоит для России в целом, а для самой русской нации — просто катастрофически остро.

     Актуальность  темы прослеживается в свете принятия в августе 2003 г. нового постановления  Правительства РФ о перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности, а также все больше проявляющейся тенденции расширения рамок понятия правоспособности и включения в круг правоспособных субъектов и человеческого эмбриона.

      Но, проблема подростковой беременности и абортов актуальна не только в нашей стране. Сегодня в мире рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять, вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как аборт в подростковом возрасте [34,с.114].

      Степень изученности проблемы. Правовая легализация аборта основывается на ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» [1]. Вместе с тем проблема производства абортов в подростковом возрасте и в настоящее время остается актуальной. Этой проблеме посвящены труды многих ученых и практиков - юристов, медиков, философов, а также религиозных и общественных деятелей [23,с.131].

      Отметим, что в разное время изучением  такого явления как прерывание беременности в подростковом возрасте занимались различные ученые многих стран. Поток зарубежных и отечественных исследований в области прерывания беременности в подростковом возрасте отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов, множественностью культурных и индивидуальных вариантов. Среди них можно отметить Д.Анда, Р.М.Бесера, Э.Биллингсли, А.Дж.Канн, К.С.Шильман, а также С.В.Скутневу, Т.И.Шульга, В.И.Жукова, Л.И. Савинова, Т.Н.Поддубную, Т.В.Корнилову, Д.Игнатьеву, М.Южную и др.

      Особенности разрешения подростковой беременности представлены в работах Е.В. Андрюшиной, К. Блюм, В.И. Брутмана, Ю.А. Гуркина С.Н. Ениколопова, Р.К. Игнатьевой, И.П. Катковой, Л.Клерман О.И.Лебединской, Р.Миллер, Р.Ж. Мухамедрахимова, М.Ньюкомб, М.С.Радионовой, С.Филд, М.Б.Хамошиной, А.В.Черникова, А.Элстер, В.К.Юрьева. Однако в этих работах подростковая беременность и ее прерывание, в большинстве случаев, рассматривается как девиация. Не изучены причины, побуждающие девочек-подростков делать аборты и психологические процессы, которые приводят к такому несвоевременному решению. Вместе с тем, знание  причин, детерминирующих аборты несовершеннолетних, является важным для разработки и реализации комплексных программ помощи подросткам.

      Таким образом, проблемная ситуация нашего исследования состоит в необходимости комплексного анализа проблемы абортов в подростковом возрасте, изучении влияния на решение юной беременной относительно исхода наступившей беременности, где ведущее влияние оказывают такие факторы, как: семейное положение, образовательный уровень, наличие работы, жилищно-бытовые условия, психологическая и экономическая поддержка со стороны родителей и отца ребенка, а также отношение общества к подростковому материнству в целом для разработки и реализации комплексных программ оказания помощи подросткам в решении данной проблемы.

      Целью работы является изучение явления абортов в подростковом возрасте как практической проблемы.

    Объект  исследования – беременные подростки.

    Предмет исследования – аборт в подростковом возрасте.

    Для реализации поставленной цели планируется решение следующих задач:

1. уточнить  понятия «подростковый возраст», «практическая проблема», «аборт», «подростковая беременность»;

2.изучить содержание современных дискуссий  о прерывании беременности в подростковом возрасте;

3. рассмотреть методы предотвращения беременности в подростковой среде;

4.раскрыть цели и задачи деятельности МУ «Центра социальной помощи семье и детям»;

5. проанализировать содержание основных направлений профилактики абортов в подростковом возрасте  в деятельности МУ «Центра социальной помощи семье и детям».

    Методологическую  основу исследования, понимаемую нами как совокупность методов сбора и обработки информации, составил метод анализа организационных и отчетных документов МУ «Центра социальной помощи семье и детям» (Устава организации, Программ «Основы здорового образа жизни», «Основы семейного благополучия», «Школа сознательного материнства» и др.). Мы выбрали этот метод, как наиболее доступный и позволяющий составить представление о деятельности МУ «Центра социальной помощи семье и детям».

      Структура курсовой работы определена  в соответствии с целью, основными  задачами  и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. 
 

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АБОРТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Сущность понятия аборта в подростковом возрасте

как практической проблемы 

      В сегодняшней России наблюдается  снижение порога материнства, что исторически достаточно закономерно - в сложные периоды социально-экономического развития ожидается что дети "взрослеют" раньше. С одной стороны, это - положительное явление, с другой, - часто выпадает то обстоятельство, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать просвещение подростков, юношей и девушек по многим вопросам, включая их правовое сознание, а также создание служб помощи для адаптации их к взрослой жизни, просвещения по следующим вопросам: несовершеннолетнее материнство - плюсы и минусы; основные причины ранней рождаемости; отношение общества к несовершеннолетним матерям; способы профилактики ранней рождаемости и абортов среди подростков, что стало настоящей практической проблемой современного общества[34,с.114].

      Прежде  всего, отметим, что подростковый возраст - это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием. Большинство исследователей и теоретиков считают таким возрастом промежуток от 12 до 18—19 лет. Этот период подразделяется на фазы, соответствующие возрастным группам, из которых наиболее типичными являются: предподростковая, раннеподростковая, среднеподростковая, или истинно подростковая, и позднеподростковая [4,с.227].

      Сексуальное развитие подростков является результатом взаимодействия биологических, психических и социально-культурных факторов. Психологические изменения во время полового созревания оказывают влияние на личность в социальном контексте, с учетом личных оценок своих намерений. В ранней юности к сексуальному поведению могут побуждать стимулы неэротического характера. С наступлением полового созревания подросток вынужден проявлять свою половую индивидуальность через такой элемент, как секс. Успех психосексуального развития и сопутствующего сексуального поведения зависит от двух факторов и их взаимодействия: 1) индивидуального психического прошлого личности и 2) социальной обстановки. Индивидуальная психическая жизнь личности относится к факторам, влияющим на эротизацию событий, атрибутов, взаимоотношений и т. д. Что касается социальной обстановки, то она отображает существующие в обществе взгляды и ограничения в сфере сексуальности, которые разнятся в зависимости от пола и различных возрастных групп личностей. В этой связи такие группы подростков могут иметь существенно отличающиеся друг от друга сценарии поведения[4,с.230].

      Возросший интерес к сексуальной активности подростков вызван в первую очередь подростковой беременностью и ее прерыванием как практической проблемы.

      Необходимо отметить, что проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности того или иного социального института, не всегда выливается в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме, о поиске способов приложения старых знаний и уже имеющихся средств. Особенностью решения практических проблем является получение нового знания, причем в этих проблемах, как правило, сочетается практический аспект с научным. Единство научного и практического подходов к исследованию находит свое воплощение в постановке центральных вопросов проблемы [29,с.113].

      Следовательно, решить практическую проблему - значит получить новое знание, создать научную модель, объясняющую то или иное социальное явление. На основе этого знания вырабатываются рекомендации для решения социальных проблем [29,с.113].

Информация о работе Аборт в подростковом возрасте как практическая проблема