Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.
Введение 3-4
Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период. 5-6
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка. 7-8
§3. Формы и методы организации учебной деятельности дочислового периода. 8-12
§4. Нетрадиционные уроки при изучении тем дочислового периода. 13
Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.
§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести». 14-17
§2. Уроки адаптации ребенка к школе. 17-38
Заключение 39
IV. Список литературы 40-41
V. Приложения 42-47
VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).
- Шаг вперед сделает Соня.
- Рядом с ней встанет ее сосед слева. Встаньте в затылок друг другу. Кто стоит впереди тебя? Кто за тобой? Позади тебя?
- Карина, сделай шаг влево.
- Сзади Карины станет Аня, а впереди Миша.
- Все сделайте шаг вперед.
(Дети учатся соотносить слова “влево”, “вправо”, “впереди”, “сзади”.)
Итог урока.
- Что понравилось на уроке?
- Поднимите руки те, кто сегодня хорошо потрудился на уроке.
Урок №4
Математическая экскурсия
Тема “Отношения. Столько же, больше, меньше”.
Цель:
• раскрыть смысл отношений “больше”, “меньше”, “столько же”.
Задачи:
• научить детей выявлять, не пользуясь счетом, в какой из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
• строить предметные модели, моделировать отношения “столько же”;
• упражнять в счете различных предметов;
• развивать внимание, наблюдательность и зоркость
Ход урока
Организационный момент.
- Урок математики проведем на природе во дворе жилого дома.
Формирование новых знаний.
Задание 1.
- Мы сейчас разобьемся
на три группы. Первая группа
собирает камешки, вторая
3 группа - 10 пальцев (10 листиков).
Задание 2.
- Ребята, посмотрите, кто-то
раскидал камешки и ветки.
Дети. Давайте, к
каждому камешку приложим
Учитель. Сделайте вывод о том, чего больше (чего меньше) – камешков или веточек.
Дети. Камешков больше, так как один из них остался лишним. А веток меньше на одну, поскольку одному камешку не хватило веточки.
Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.
Задание 3.
Посмотрите, сколько подъездов вы видите у дома? (5 подъездов.)
Выложите столько
опавших листочков, сколько
Дети составляют
картинку из листиков и
Учитель. Чего больше? Чего меньше? Как определили? Сделайте вывод.
Дети. Скамеек больше, чем подъездов. А подъездов меньше, чем скамеек.
Физкультминутка.
Сколько раз в ладошки хлопнем,
Столько раз дрова разрубим.
Сколько веток будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Наклонитесь столько раз,
Сколько лавочек у нас.
Приседайте столько раз,
Сколько камешков у нас.
Сколько покажу листочков,
Столько сделайте прыжочков.
Задание 4.
Учитель. Посчитайте подъезды. (5 подъездов).
- Посчитайте скамейки. (10 скамеек).
- Рассмотрите, какие деревья растут у подъездов. (Березы, рябины, тополя)
- Выложите столько камушков, сколько видите рябинок у каждого подъезда.
- Что вы заметили?
Что можно сказать о
- Чего больше? Почему так считаете?
- Что можете сказать
о количестве скамеек и
Дети. Рябинок столько, сколько подъездов. Скамеек больше рябинок, значит рябинок меньше чем скамеек.
Учитель. Оглядитесь
вокруг. Найдите вокруг группы
предметов, про которые можно
сказать “столько же”, “больше”
Закрепление. - У меня два пакета с листьями.
Подумайте, как быстро узнать, в каком пакете листьев больше. (Надо вынимать по одному листочку из каждого пакета.)
Рассматриваются различные варианты: (два ученика выполняют действие, а другие наблюдают и хором считают).
1вариант: одновременно кончились листья в двух пакетах. Какой вывод можно сделать?
2 вариант: в одном
пакете листья кончатся, а в
другом останутся. Сделайте
Если занятие проходит в парке или лесу, можно собрать шишки, желуди и организовать парами игру “У кого больше?”, “У кого меньше?”, “Положи в пакет столько же”.
Рефлексия. Кого у нас больше: девочек или мальчиков? Как быстро ответить на этот вопрос? (Дети должны догадаться встать парами.)
Итог.
- Чем занимались на уроке?
- Что сегодня больше всего понравилось на уроке?
Вы хорошо поработали, а теперь стали парами. И парами мы отправимся в свой любимый класс.
Урок № 5
Математическая экскурсия-
Цель: находить математику вокруг себя, везде.
Задачи:
• повторять, закреплять и уточнять пространственные отношения “выше-ниже”, “наверху – внизу”, “шире – уже”, “длиннее – короче”, “ближе – дальше”;
• дать возможность
самостоятельно открывать
• сравнивать реальные предметы по длине (ширине, высоте);
• адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;
• побудить познавательную активность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.
2. Формирование новых знаний и повторение изученного материала.
Урок начнем с игры. Учитель начинает фразу, ученики заканчивают.
Скажу я слово “высоко”,
А ты ответишь … “низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь … “близко”.
- Когда мы в речи используем данные слова? (В то время, когда нам приходиться ориентироваться в пространстве).
- О чем же мы будем говорить и что будем наблюдать на экскурсии?
Вопросы-задания для уточнения понятий “ближе – дальше”
(Логические задания)
- Таня подойди ко мне ближе, чем Катя, а Маша подойди ближе, чем Таня.
- Станьте так. Петя от меня дальше, чем Сережа, а Коля дальше, чем Петя.
Вопросы-задания для уточнения понятий “выше – ниже”
- Что расположено выше – скамейка или дверь подъезда?
- Встаньте на ступеньки так, чтобы Сергей стоял выше, чем Дима, но ниже, чем Наташа.
- Кто стоит наверху,
а кто внизу, если света
- Какой лист висит выше на этой ветке - зеленый или желтый?
- Что ниже расположено - самое нижнее окно этого дома или самый нижний его балкон?
Задание 1. Пусть теперь мальчики нашего класса найдут и назовут то, что находится выше таблички с номером дома и названием улицы, а девочки – все то, что находится ниже таблички.
Задание 2. Разделитесь на группы по четыре человека. Пусть каждая группа подбросит вверх шишку, листочек, камушек и сосновую иголку несколько раз, меняясь предметами. - Что всегда подлетало ниже?
- А что подлетало всегда выше?
Языковые особенности выражения “выше - ниже”.
Учитель. Столб длиннее дерева, а дерево …
Дети. Короче столба.
Учитель. Разве
так говорят? О предметах
Дети. Столб выше, дерево ниже.
Учитель. Я выше вас, а вы …
Дети. Мы ниже вас.
Учитель. Оглянитесь вокруг. А что еще можно сравнивать? Про что можно сказать “выше - ниже”?
Дети. Про деревья, кустарники, травы и т.д.
Физкультминутка.
Мы словно деревья
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
Тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
Учитель. Про что еще можно сказать “выше - ниже”?
Дети. Про дома. (Кирпичный дом выше панельного).
Учитель. А можно ли дома сравнивать по длине?
Дети. Да, кирпичный
дом длиннее, а панельный
Учитель. Докажите. Почему кирпичный дом длиннее панельного? (Визуально)
Дети. У кирпичного 10 подъездов, а у панельного 5 подъездов.
(Учитель раздает детям палочки разной длины).
Учитель (показывая свою палочку). Пусть ко мне выйдут те дети, у которых палочка длиннее, чем моя.
Правильность задания
проверяется. Дети
Учитель. Ребята, а как еще можно сравнивать предметы? Мы сейчас сравнивали по высоте, длине. А как еще можно сравнить?
Дети. По ширине.
Учитель. Да. Про
предмет можно сказать, “шире”
он или “уже”, чем предмет-
Дети. Дорога шире тротуара. Тротуар уже дороги.
Учитель. Про какие еще предметы можно сказать “шире – уже”?
Дети. Про тропинку
и тротуар. Тропинка уже, чем
тротуар. Дорога и тротуар
Про окна домов – на кухне окна уже, чем в зале.
Учитель. Сделайте вывод, о том, когда мы будем говорить про предметы “выше – ниже”?
Дети. Когда предметы вытянуты “снизу – вверх”.
Учитель. А когда мы говорим “короче - длиннее”, “шире – уже”?
Дети. Мы говорим “короче - длиннее”, когда предметы расположены произвольно, сравниваем по длине.
А когда сравниваем по ширине, то говорим “шире – уже”.
“Концовки”
Учитель говорит
предложение, а ученики
1. Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш.. . (по длине равен красному);
2. Если Саша выше Пети, то Петя … (ниже Саши);
3. Если линейка длиннее
карандаша, то карандаш… (
4. Если Маша одного
роста с Наташей, Наташа
Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- А теперь построились по росту девочки, мальчики.
- Чья команда построится быстрее, та и пойдет в класс первой.
Урок № 6
Экскурсия в математический класс
Цель:
• ввести детей в таинственный и прекрасный мир математики.
Задачи:
• попытаться дать ответ, что изучает математика;
• попытаться дать
ответ, для чего изучают
• развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Ход урока
Когда вы пойдете
в пятый класс, то все
Звучит “Песенка
об арифметике”, музыка М.
Чтоб водить корабли, что в небо взлететь,
Надо многое знать, надо многое уметь.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука – а-риф-ме-ти-ка!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Информация о работе Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде