Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период. 5-6
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка. 7-8
§3. Формы и методы организации учебной деятельности дочислового периода. 8-12
§4. Нетрадиционные уроки при изучении тем дочислового периода. 13
Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.
§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести». 14-17
§2. Уроки адаптации ребенка к школе. 17-38
Заключение 39
IV. Список литературы 40-41
V. Приложения 42-47
VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).

Работа содержит 1 файл

методика обучения математики младших школьников в до числовом периоде.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

- Шаг вперед сделает  Соня.

- Рядом с ней встанет  ее сосед слева. Встаньте в  затылок друг другу. Кто стоит  впереди тебя? Кто за тобой? Позади тебя?

- Карина, сделай шаг  влево. 

- Сзади Карины станет  Аня, а впереди Миша.

- Все сделайте шаг  вперед.

(Дети учатся соотносить  слова “влево”, “вправо”, “впереди”,  “сзади”.)

 Итог урока. 

- Что понравилось  на уроке? 

- Поднимите руки те, кто сегодня хорошо потрудился на уроке.

 

Урок №4

 Математическая экскурсия 

 Тема “Отношения. Столько же, больше, меньше”. 

 Цель:

 • раскрыть смысл  отношений “больше”, “меньше”, “столько  же”. 

 Задачи:

 • научить детей  выявлять, не пользуясь счетом, в какой из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;

 • строить предметные  модели, моделировать отношения  “столько же”; 

 • упражнять в  счете различных предметов; 

 • развивать внимание, наблюдательность и зоркость 

 Ход урока 

 Организационный момент.

- Урок математики  проведем на природе во дворе  жилого дома.

 Формирование новых  знаний.

 Задание 1.

- Мы сейчас разобьемся  на три группы. Первая группа  собирает камешки, вторая группа  соберет листочки, третья группа - веточки. Каждая соберет столько, сколько я покажу осенних листочков (или пальцев). 1 группа - 5 листиков (5 камешков), 2 группа - 4 листика (4 ветки),

3 группа - 10 пальцев (10 листиков).

 Задание 2.

- Ребята, посмотрите, кто-то  раскидал камешки и ветки. Давайте  камешки отложим в одну сторону, а ветки - в другую. Сравните, не определяя количества, не считая чего больше, а чего меньше. Как это можно сделать?

 Дети. Давайте, к  каждому камешку приложим веточку. (Один камешек остался без веточки.)

 Учитель. Сделайте  вывод о том, чего больше (чего меньше) – камешков или веточек.

 Дети. Камешков больше, так как один из них остался  лишним. А веток меньше на одну, поскольку одному камешку не  хватило веточки. 

 Учитель. Молодцы!  Справились с заданием. Идем дальше.

 Задание 3.

 Посмотрите, сколько  подъездов вы видите у дома? (5 подъездов.)

 Выложите столько  опавших листочков, сколько видите  подъездов. Теперь положите столько  палочек у каждого листика,  сколько вы видите скамеек  возле каждого подъезда. Сколько  скамеек у каждого подъезда? (по 2 скамейки)

 Дети составляют  картинку из листиков и палочек.  У каждого из пяти листиков  появляются по две палочки. 

 Учитель. Чего больше? Чего меньше? Как определили? Сделайте  вывод. 

 Дети. Скамеек больше, чем подъездов. А подъездов  меньше, чем скамеек.

 Физкультминутка. 

 Сколько раз в  ладошки хлопнем, 

 Столько раз дрова  разрубим.

 Сколько веток будет  в круге, 

 Столько раз поднимем  руки.

 Наклонитесь столько  раз, 

 Сколько лавочек  у нас. 

 Приседайте столько  раз, 

 Сколько камешков у нас.

 Сколько покажу  листочков, 

 Столько сделайте  прыжочков. 

 Задание 4.

 Учитель. Посчитайте  подъезды. (5 подъездов).

- Посчитайте скамейки. (10 скамеек).

- Рассмотрите, какие  деревья растут у подъездов. (Березы, рябины, тополя)

- Выложите столько камушков, сколько видите рябинок у каждого подъезда.

- Что вы заметили? Что можно сказать о количестве  подъездов и рябинок? 

- Чего больше? Почему  так считаете?

- Что можете сказать  о количестве скамеек и рябинок? 

 Дети. Рябинок столько,  сколько подъездов. Скамеек больше рябинок, значит рябинок меньше чем скамеек.

 Учитель. Оглядитесь  вокруг. Найдите вокруг группы  предметов, про которые можно  сказать “столько же”, “больше”, “меньше”.

 Закрепление. - У меня  два пакета с листьями.

 Подумайте, как быстро узнать, в каком пакете листьев больше. (Надо вынимать по одному листочку из каждого пакета.)

 Рассматриваются различные  варианты: (два ученика выполняют  действие, а другие наблюдают  и хором считают).

1вариант: одновременно  кончились листья в двух пакетах. Какой вывод можно сделать?

2 вариант: в одном  пакете листья кончатся, а в  другом останутся. Сделайте вывод. 

 Если занятие проходит  в парке или лесу, можно собрать  шишки, желуди и организовать  парами игру “У кого больше?”,  “У кого меньше?”, “Положи в пакет столько же”.

 Рефлексия. Кого  у нас больше: девочек или мальчиков?  Как быстро ответить на этот  вопрос? (Дети должны догадаться  встать парами.)

 Итог.

- Чем занимались на  уроке? 

- Что сегодня больше  всего понравилось на уроке? 

 Вы хорошо поработали, а теперь стали парами. И парами мы отправимся в свой любимый класс.

 

Урок № 5

 Математическая экскурсия-прогулка  по теме “Длина предметов” 

 Цель: находить математику  вокруг себя, везде. 

 Задачи:

 • повторять, закреплять  и уточнять пространственные отношения “выше-ниже”, “наверху – внизу”, “шире – уже”, “длиннее – короче”, “ближе – дальше”;

 • дать возможность  самостоятельно открывать новое  для себя математическое знание;

 • сравнивать реальные  предметы по длине (ширине, высоте);

 • адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;

 • побудить познавательную  активность.

 Ход урока 

1. Организационный момент.

 Учитель. Сегодня  мы проведем с вами урок  не в классе, а на пришкольном  участке. 

2. Формирование новых  знаний и повторение изученного материала.

 Урок начнем с  игры. Учитель начинает фразу,  ученики заканчивают. 

 Скажу я слово  “высоко”,

 А ты ответишь  … “низко” 

 Скажу я слово  “далеко” 

 А ты ответишь  … “близко”.

- Когда мы в речи  используем данные слова? (В то время, когда нам приходиться ориентироваться в пространстве).

- О чем же мы  будем говорить и что будем  наблюдать на экскурсии? 

 Вопросы-задания для  уточнения понятий “ближе –  дальше” 

(Логические задания) 

- Таня подойди ко  мне ближе, чем Катя, а Маша подойди ближе, чем Таня.

- Станьте так. Петя  от меня дальше, чем Сережа, а  Коля дальше, чем Петя.

 Вопросы-задания для  уточнения понятий “выше –  ниже” 

- Что расположено  выше – скамейка или дверь  подъезда?

- Встаньте на ступеньки  так, чтобы Сергей стоял выше, чем Дима, но ниже, чем Наташа.

- Кто стоит наверху,  а кто внизу, если света встанет  на поребрик тротуара, Виктор  на тротуар, а Семен стоит  на тропинке.

- Какой лист висит  выше на этой ветке - зеленый  или желтый?

- Что ниже расположено  - самое нижнее окно этого дома или самый нижний его балкон?

 Задание 1. Пусть  теперь мальчики нашего класса  найдут и назовут то, что находится  выше таблички с номером дома  и названием улицы, а девочки  – все то, что находится ниже  таблички.

 Задание 2. Разделитесь на группы по четыре человека. Пусть каждая группа подбросит вверх шишку, листочек, камушек и сосновую иголку несколько раз, меняясь предметами. - Что всегда подлетало ниже?

- А что подлетало  всегда выше?

 Языковые особенности  выражения “выше - ниже”.

 Учитель. Столб  длиннее дерева, а дерево … 

 Дети. Короче столба.

 Учитель. Разве  так говорят? О предметах вытянутых  снизу вверх, лучше говорить  “выше - ниже”. Тогда как нужно  сказать? 

 Дети. Столб выше, дерево  ниже.

 Учитель. Я выше  вас, а вы … 

 Дети. Мы ниже вас. 

 Учитель. Оглянитесь  вокруг. А что еще можно сравнивать? Про что можно сказать “выше  - ниже”? 

 Дети. Про деревья,  кустарники, травы и т.д. 

 Физкультминутка. 

 Мы словно деревья 

 Мы словно деревья  в чаще лесной,

 Ветвями качаем  под ветром зимой.

 Весною мы выше  и выше растем,

 Тянемся к солнышку  ночью и днем.

 А осенью листья  стряхнем постепенно.

 И кружит, и кружит  их ветер осенний. 

 Учитель. Про что  еще можно сказать “выше - ниже”? 

 Дети. Про дома. (Кирпичный  дом выше панельного).

 Учитель. А можно  ли дома сравнивать по длине? 

 Дети. Да, кирпичный  дом длиннее, а панельный короче.

 Учитель. Докажите. Почему кирпичный дом длиннее  панельного? (Визуально) 

 Дети. У кирпичного 10 подъездов, а у панельного 5 подъездов. 

(Учитель раздает детям палочки разной длины).

 Учитель (показывая  свою палочку). Пусть ко мне  выйдут те дети, у которых палочка  длиннее, чем моя. 

 Правильность задания  проверяется. Дети прикладывают  палочки друг к другу и сравнивают  их по длине. 

 Учитель. Ребята, а как еще можно сравнивать предметы? Мы сейчас сравнивали по высоте, длине. А как еще можно сравнить?

 Дети. По ширине.

 Учитель. Да. Про  предмет можно сказать, “шире”  он или “уже”, чем предмет-эталон. Посмотрите на дорогу и тротуар,  Как можете их сравнить?

 Дети. Дорога шире  тротуара. Тротуар уже дороги.

 Учитель. Про какие  еще предметы можно сказать  “шире – уже”?

 Дети. Про тропинку  и тротуар. Тропинка уже, чем  тротуар. Дорога и тротуар шире  тропинки.

 Про окна домов  – на кухне окна уже, чем  в зале.

 Учитель. Сделайте  вывод, о том, когда мы будем  говорить про предметы “выше  – ниже”? 

 Дети. Когда предметы  вытянуты “снизу – вверх”.

 Учитель. А когда  мы говорим “короче - длиннее”, “шире – уже”?

 Дети. Мы говорим  “короче - длиннее”, когда предметы расположены произвольно, сравниваем по длине.

 А когда сравниваем  по ширине, то говорим “шире  – уже”.

 “Концовки” 

 Учитель говорит  предложение, а ученики пытаются  его закончить, при этом концовка  должна быть правильной по  смыслу.

1. Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш.. . (по длине равен красному);

2. Если Саша выше  Пети, то Петя … (ниже Саши);

3. Если линейка длиннее  карандаша, то карандаш… (короче  линейки) 

4. Если Маша одного  роста с Наташей, Наташа одного  роста с Катей, то Маша … (одного роста с Катей; Маша, Катя и Наташа одного роста.)

 Итог.

- Что нового узнали  на уроке? 

- А теперь построились  по росту девочки, мальчики.

- Чья команда построится  быстрее, та и пойдет в класс  первой.

 

Урок № 6

 Экскурсия в математический класс

 Цель:

 • ввести детей  в таинственный и прекрасный  мир математики.

 Задачи:

 • попытаться дать  ответ, что изучает математика;

 • попытаться дать  ответ, для чего изучают математику;

 • развивать интеллектуальные  и творческие способности детей.

 Ход урока 

 Когда вы пойдете  в пятый класс, то все предметы  у вас будут вести разные  учителя. На каждый предмет  вы будете ходить в разные  кабинеты. Сегодня мы с вами  познакомимся с кабинетом математики, совершив экскурсию. Математический  кабинет – это царство чисел, формул, графиков, уравнений. (Дети входят в кабинет.)

 Звучит “Песенка  об арифметике”, музыка М. Вайнберга 

 Чтоб водить корабли,  что в небо взлететь,

 Надо многое знать,  надо многое уметь. 

 И при этом, и  при этом, вы заметьте-ка,

 Очень важная наука  – а-риф-ме-ти-ка!

 Почему корабли  не садятся на мель,

 А по курсу идут  сквозь туман и метель?

Информация о работе Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде