Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период. 5-6
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка. 7-8
§3. Формы и методы организации учебной деятельности дочислового периода. 8-12
§4. Нетрадиционные уроки при изучении тем дочислового периода. 13
Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.
§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести». 14-17
§2. Уроки адаптации ребенка к школе. 17-38
Заключение 39
IV. Список литературы 40-41
V. Приложения 42-47
VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).

Работа содержит 1 файл

методика обучения математики младших школьников в до числовом периоде.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

 Учитель. А теперь  поднимите руки все, у кого  желтые листочки. Кто ошибся?

- Красные листочки? Кто  ошибся?

- Зеленые листочки? Кто  ошибся? Никто не ошибся! Молодцы! 

 Задание 2. Учитель  подзывает к себе троих учеников. У всех листочки разного цвета: зеленые, красные, желтые.

 Учитель. Сейчас  мы с вами разобьемся по  группам: по выделенному признаку  – цвету листочков: зеленые,  красные, желтые.

- Посмотрите еще раз,  какого цвета у каждого из вас листочки. Как только я дам команду, каждый бежит в свою группу.

 Посмотрим, какая  группа выполнит задание правильно  и быстрее. 

- Раз, два, три –  беги! (Каждый ученик бежит в  свою группу, либо в группу  с желтыми листочками, либо с  красными или с зелеными).

- По какому признаку  объединялись в группы? (По цвету) 

 Аналогично проводится  игра “Кто быстрее?” при знакомстве  с размером.

 Учитель. Выполняй  мою команду: “На две группы  “Большие и маленькие” разделись!”  (Дети выполняют команду.)

- По какому признаку сейчас разбивались на группы? (По размеру)

 Учитель. А сейчас  мы с вами разделимся по  другому, но для этого вам  надо отгадать загадки. Слушайте:

 Весной зеленела, летом  загорела,

 Осенью надела красный  наряд. 

- Догадались? Это рябина. Посмотрите, какой формы у нее листочки. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в группу.

- Слушайте вторую  загадку: 

 По весне в лесу  высоком, 

 На опушке и в  глуши 

 Всех я вкусным,  сладким соком 

 Угощаю от души.

- Узнали это дерево? Да, это береза. У кого есть листики этого дерева, соберитесь во вторую группу.

- Предлагаю третью  загадку: 

 А когда наступит  осень, 

 Он, красавец молодой, 

 Весь зальется солнцем 

 И станет покорять  своею красотой.

- Угадали, о каком  дереве идет речь? Это клен.

- Посмотрите, какие у  него листочки: резные, красивые. На  что похожи? Верно, листья клена  похожи на звезды. У кого есть  листики этого дерева, соберитесь  в третью группу.

- По какому признаку  объединялись в группы? (По форме) 

- Скажите, по какому  признаку разбивались на группы? Чем наши листики отличались? (Цветом, размером и формой).

 Следует иметь в  виду, что могут остаться дети, у которых листочки другого  цвета или другого размера  и другой формы. Их следует  объединять в отдельную группу: “разный” цвет, “разная” форма, “разный” размер.

 Игру “Ищу свою  группу” можно провести в другом  варианте. Ученик находит листочек  того дерева, название которого  он знает. После того, как все  дети выберут листочки, каждый  ищет свою группу.

 Игра “Кто самый  внимательный?”

- Посмотрите внимательно  на наше школьное здание. Найдите  объекты одинаковой формы и  размера. 

- А что можно сказать  об окнах спортивного зала  и окнах первого этажа? Об  окнах в бассейне и физкультурного  зала на первом этаже? 

- Посмотрите на двери входные и запасные. Что можете сказать?

- Посмотрите на спортивную  площадку. Что вы можете сказать  о воротах на футбольном поле? (Ворота одинакового размера,  цвета и формы.)

 А что можете  сказать о турниках? Шведской  стенке? (Они одинаковой формы,  одинакового цвета, но разного размера.)

 Итог урока. 

 Вы, ребята, меня сегодня  удивили. Вы были на уроке  очень внимательны! 

 Что запомнилось  больше всего? 

 УРОК № 2

 Тема прогулки - наблюдения  “Признаки предметов” 

 Цель: находить математику  вокруг себя, везде.

 Задачи:

 • формировать  у учащихся приемы умственной  деятельности: анализа и синтеза,  сравнения, классификации и обобщения; 

 • изучать свойства  предметов, с помощью которых  выделяются признаки предметов:  цвет, размер и форма; 

 • упражнять в  счете различных предметов;

 • развивать наблюдательность, внимание, память;

 • пробуждать познавательную  активность всех учащихся.

 Ход урока 

1. Организационный момент.

 Урок математики  проведем в скверике возле  школы. 

2. Формирование новых  знаний.

 Учитель. На прошлом уроке мы собрали гербарий, поместили его между страницами старых книг. Но вот…

 Подул осенний ветерок, 

 И листья полетели  вниз.

 Давайте вместе  с вами мы 

 Рассмотрим их внимательно  сейчас.

 Достаю из своей  коллекции лист сирени темно-зеленого цвета, показываю, даю задание.

 Задание первое.

 Учитель. Подойти  ко мне тем детям, у которых  есть лист, отличающийся по цвету  и форме, от моего листа. 

 Подходят дети с  листьями рябины, березы, бересклета.

 Отбираю из группы  тех, у которых в руках листья березы разного цвета: от ярко-желтого до желто-зеленого.

- Назвать признак  сходства листьев, попавших в  одну группу.

 Дети. Резные, с зубчиками  по бокам, кругловатые, как  золотые монетки. 

 Учитель. Листья  в ваших руках по цвету и  размеру различны.

- Что вы можете  сказать о форме? (ФОРМА у них  одинаковая.) Вы безошибочно отличите  ее от формы листочков рябины  или сирени.

 Задание второе.

 Объединитесь в  группы обладателей листьев, относящихся  к одинаковой породе деревьев: клена, тополя, дуба, березы и т.д.

 Каждой группе задать  вопрос: по какому признаку объединились? (По форме) 

 Задание третье.

- Теперь давайте построимся  в ряд, соблюдая такое правило: 

 • ученик с желтым  листочком, другой - с красным,  третий – с зеленым; 

 • продолжаем строиться в ряд, но уже самостоятельно, я буду наблюдать.

- Молодцы! Быстро поняли  задание. 

- По какому признаку  строились? (По цвету) 

 Физкультминутка.  Поупражняемся в счете. Считаем  вместе со мной.

 Один листочек полетел, 

 Кружится голова.

 За ним дружок слететь хотел,

 Теперь их стало  два. 

 Соседям скучно  так висеть,

 Спешат, ты посмотри,

 За ними вслед к земле  успеть – 

 Уже листочков три, 

 Четыре, пять, и шесть, и семь… 

 Земли не вижу я совсем!

 Их стало восемь, девять… 

 Что с осенью нам делать?!

 Задание четвертое. 

 Построиться в ряд по следующим  правилам:

 а) 2 ученика с желтыми листочками, 2 – с зелеными, 2 – с красными;

 б) 1 – с желтым листком, 2 –  с зелеными, 2 – с красными;

 в) 2 - с зелеными листочками, 1 – с желтым, 1 – с красным и т. д.

 Учитель. Проводим игру “Измени”.

- Я поднимаю руку, например, с  кленовым листочком и произношу  слова: “Измени размер и цвет”. 

 Ученики должны показать  соответствующий листик.

 Снова произношу: “Измени  размер и цвет”. 

 Можно провести игру “Измени цвет” или “Измени размер, цвет и форму”.

(Но не следует проводить  игру “Измени форму” или “Измени  форму и цвет”, так как в  этом случае довольно трудно  подобрать листочки разной формы,  но одинакового размера.)

 Игра “Создай фигуру”. 

 Класс делится на три группы. По сигналу каждая группа создает свою геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, круг.

 Следует задание.  “Измени форму”. Дети перестраиваются,  создавая другую геометрическую  фигуру.

 Итог урока. 

- Что понравилось  на уроке больше всего?

- Какое задание было  самым интересным?

 

Урок №3

 Тема прогулки-наблюдения  “Признаки предметов” 

 Цель: находить математику  вокруг себя, везде. 

 Задачи:

 • приучать к  лучшей ориентировке в явлениях  в окружающей действительности;

 • учить уточнению пространственных отношений: слева, справа, за, под, между;

 • развивать наблюдательность, внимание, память;

 • адаптировать  детей к школе и мотивировать  их желание учиться. 

 Ход урока 

1. Организационный момент.

 Урок математики  проведем в скверике возле школы.

2. Формирование новых  знаний.

 Учитель. Послушайте  стихотворение, которое я вам  прочитаю.

 Стоял ученик на  развилке дорог, 

 Где право, где  лево понять он не мог, 

 Но вдруг ученик  в голове почесал 

 Той самой рукою,  которой писал,

 И мячик кидал,  и страницы листал,

 И ложку держал, и полы подметал,

 “Победа!” - раздался  ликуюший крик:

 Где право, где  лево узнал ученик.

- Как вы думаете,  о чем сегодня на уроке мы  будем говорить? (Ответы детей.)

- Да, на уроке мы  сегодня уточним, что находится слева, справа, за, перед школой.

 Мы с вами поиграем  в разные игры, для этого я  предлагаю поделиться на три  команды. 

 Задание №1. Игра  “Будь внимательным”. 

 Три человека из  первой команды встаньте слева  от меня, два человека из второй команды – справа от меня, четыре человека из третьей команды – впереди меня. А теперь по одному человеку из каждой команды встаньте сзади меня. Какая команда лучше всех выполнила задание?

 К сведению.

 В старину солдатам-рекрутам, кто не умел определять лево и право, привязывали к рукам сено и солому. Вместо команды: налево или направо подавали команду: “Сено” или “Солома”. Так они выполняли повороты налево и направо.

 Задание № 2.

 Постройтесь в ряд  так, чтобы: 

 а) перед каждым  мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

 б) между мальчиками  стояла девочка. Кто будет первым  в этом ряду?

 в) за каждым  мальчиком стояла девочка. Кто  будет первым в этом ряду?

 Детям надо сначала  предоставить возможность самостоятельно  выполнить эти задания, а после этого обсудить их.

 Физкультминутка.  Выполнять вслед за учителем.

 Мы ладонь к глазам  приставим, 

 Ноги крепкие расставим. 

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо  тоже 

 Поглядеть из-под  ладошек, И – направо! 

 И еще -

 Через левое плечо

(Повороты туловища  влево, вправо)

 Хватит.

 Выдохнуть, вдохнуть.

 Задание № 3. Игра  “Назови предметы”. 

 Выберем объект  – это наша школа. Назовите  предметы слева от школы, справа  от школы, перед школой, за школой.

 Задание № 4. Игра “Кто больше назовет?”

 Назвать как можно  больше объектов, находящихся рядом  со спортивной площадкой. 

 Задание №5. Игра  “Выбери дорожку”.

 а) Вам необходимо  дойти от школы до светофора.  Перед вами две дорожки. Надо  выбрать такую дорожку, чтобы  кусты, посаженные вдоль этой дорожки, находились слева от вас, а справа проезжая дорога.

 б) На земле раскладывают  кубики разного цвета (например, синие и красные). Надо выбрать  такую дорожку, чтобы красный  кубик находился всегда справа, а синий – слева. 

 В любом месте,  где много объектов, - детская  площадка, жилой двор, перекресток  – ученики отвечают на вопросы  типа: “Что находиться слева от  …?” 

 Задание 6. Игра  “Построение в шеренгу”.

 Ученики строятся  в шеренгу по росту. Учитель  дает следующие задания.

- Кто в классе самый  высокий? 

- Какой по росту  Филипп?

- Кто твой сосед  слева? Справа?

- Между кем и кем  ты стоишь?

Информация о работе Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде