Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.
Введение 3-4
Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период. 5-6
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка. 7-8
§3. Формы и методы организации учебной деятельности дочислового периода. 8-12
§4. Нетрадиционные уроки при изучении тем дочислового периода. 13
Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.
§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести». 14-17
§2. Уроки адаптации ребенка к школе. 17-38
Заключение 39
IV. Список литературы 40-41
V. Приложения 42-47
VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).
Учитель. А теперь поднимите руки все, у кого желтые листочки. Кто ошибся?
- Красные листочки? Кто ошибся?
- Зеленые листочки? Кто ошибся? Никто не ошибся! Молодцы!
Задание 2. Учитель подзывает к себе троих учеников. У всех листочки разного цвета: зеленые, красные, желтые.
Учитель. Сейчас
мы с вами разобьемся по
группам: по выделенному
- Посмотрите еще раз, какого цвета у каждого из вас листочки. Как только я дам команду, каждый бежит в свою группу.
Посмотрим, какая
группа выполнит задание
- Раз, два, три – беги! (Каждый ученик бежит в свою группу, либо в группу с желтыми листочками, либо с красными или с зелеными).
- По какому признаку объединялись в группы? (По цвету)
Аналогично проводится
игра “Кто быстрее?” при
Учитель. Выполняй
мою команду: “На две группы
“Большие и маленькие”
- По какому признаку сейчас разбивались на группы? (По размеру)
Учитель. А сейчас
мы с вами разделимся по
другому, но для этого вам
надо отгадать загадки.
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красный наряд.
- Догадались? Это рябина. Посмотрите, какой формы у нее листочки. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в группу.
- Слушайте вторую загадку:
По весне в лесу высоком,
На опушке и в глуши
Всех я вкусным, сладким соком
Угощаю от души.
- Узнали это дерево? Да, это береза. У кого есть листики этого дерева, соберитесь во вторую группу.
- Предлагаю третью загадку:
А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем
И станет покорять своею красотой.
- Угадали, о каком дереве идет речь? Это клен.
- Посмотрите, какие у него листочки: резные, красивые. На что похожи? Верно, листья клена похожи на звезды. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в третью группу.
- По какому признаку объединялись в группы? (По форме)
- Скажите, по какому признаку разбивались на группы? Чем наши листики отличались? (Цветом, размером и формой).
Следует иметь в виду, что могут остаться дети, у которых листочки другого цвета или другого размера и другой формы. Их следует объединять в отдельную группу: “разный” цвет, “разная” форма, “разный” размер.
Игру “Ищу свою
группу” можно провести в
Игра “Кто самый внимательный?”
- Посмотрите внимательно на наше школьное здание. Найдите объекты одинаковой формы и размера.
- А что можно сказать
об окнах спортивного зала
и окнах первого этажа? Об
окнах в бассейне и
- Посмотрите на двери входные и запасные. Что можете сказать?
- Посмотрите на спортивную площадку. Что вы можете сказать о воротах на футбольном поле? (Ворота одинакового размера, цвета и формы.)
А что можете сказать о турниках? Шведской стенке? (Они одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера.)
Итог урока.
Вы, ребята, меня сегодня удивили. Вы были на уроке очень внимательны!
Что запомнилось больше всего?
УРОК № 2
Тема прогулки - наблюдения “Признаки предметов”
Цель: находить математику вокруг себя, везде.
Задачи:
• формировать
у учащихся приемы умственной
деятельности: анализа и синтеза,
сравнения, классификации и
• изучать свойства
предметов, с помощью которых
выделяются признаки предметов:
• упражнять в счете различных предметов;
• развивать наблюдательность, внимание, память;
• пробуждать познавательную активность всех учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок математики проведем в скверике возле школы.
2. Формирование новых знаний.
Учитель. На прошлом уроке мы собрали гербарий, поместили его между страницами старых книг. Но вот…
Подул осенний ветерок,
И листья полетели вниз.
Давайте вместе с вами мы
Рассмотрим их внимательно сейчас.
Достаю из своей
коллекции лист сирени темно-
Задание первое.
Учитель. Подойти ко мне тем детям, у которых есть лист, отличающийся по цвету и форме, от моего листа.
Подходят дети с листьями рябины, березы, бересклета.
Отбираю из группы тех, у которых в руках листья березы разного цвета: от ярко-желтого до желто-зеленого.
- Назвать признак сходства листьев, попавших в одну группу.
Дети. Резные, с зубчиками по бокам, кругловатые, как золотые монетки.
Учитель. Листья в ваших руках по цвету и размеру различны.
- Что вы можете сказать о форме? (ФОРМА у них одинаковая.) Вы безошибочно отличите ее от формы листочков рябины или сирени.
Задание второе.
Объединитесь в
группы обладателей листьев,
Каждой группе задать
вопрос: по какому признаку
Задание третье.
- Теперь давайте построимся
в ряд, соблюдая такое правило:
• ученик с желтым листочком, другой - с красным, третий – с зеленым;
• продолжаем строиться в ряд, но уже самостоятельно, я буду наблюдать.
- Молодцы! Быстро поняли задание.
- По какому признаку строились? (По цвету)
Физкультминутка.
Поупражняемся в счете.
Один листочек полетел,
Кружится голова.
За ним дружок слететь хотел,
Теперь их стало два.
Соседям скучно так висеть,
Спешат, ты посмотри,
За ними вслед к земле успеть –
Уже листочков три,
Четыре, пять, и шесть, и семь…
Земли не вижу я совсем!
Их стало восемь, девять…
Что с осенью нам делать?!
Задание четвертое.
Построиться в ряд по
а) 2 ученика с желтыми листочками, 2 – с зелеными, 2 – с красными;
б) 1 – с желтым листком, 2 – с зелеными, 2 – с красными;
в) 2 - с зелеными листочками, 1 – с желтым, 1 – с красным и т. д.
Учитель. Проводим игру “
- Я поднимаю руку, например, с
кленовым листочком и
Ученики должны показать соответствующий листик.
Снова произношу: “Измени размер и цвет”.
Можно провести игру “Измени цвет” или “Измени размер, цвет и форму”.
(Но не следует проводить
игру “Измени форму” или “
Игра “Создай фигуру”.
Класс делится на три группы. По сигналу каждая группа создает свою геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, круг.
Следует задание.
“Измени форму”. Дети перестраиваются,
создавая другую
Итог урока.
- Что понравилось на уроке больше всего?
- Какое задание было самым интересным?
Урок №3
Тема прогулки-наблюдения “Признаки предметов”
Цель: находить математику вокруг себя, везде.
Задачи:
• приучать к
лучшей ориентировке в
• учить уточнению пространственных отношений: слева, справа, за, под, между;
• развивать наблюдательность, внимание, память;
• адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок математики проведем в скверике возле школы.
2. Формирование новых знаний.
Учитель. Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево понять он не мог,
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал,
“Победа!” - раздался ликуюший крик:
Где право, где лево узнал ученик.
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Ответы детей.)
- Да, на уроке мы сегодня уточним, что находится слева, справа, за, перед школой.
Мы с вами поиграем в разные игры, для этого я предлагаю поделиться на три команды.
Задание №1. Игра “Будь внимательным”.
Три человека из первой команды встаньте слева от меня, два человека из второй команды – справа от меня, четыре человека из третьей команды – впереди меня. А теперь по одному человеку из каждой команды встаньте сзади меня. Какая команда лучше всех выполнила задание?
К сведению.
В старину солдатам-рекрутам, кто не умел определять лево и право, привязывали к рукам сено и солому. Вместо команды: налево или направо подавали команду: “Сено” или “Солома”. Так они выполняли повороты налево и направо.
Задание № 2.
Постройтесь в ряд так, чтобы:
а) перед каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?
б) между мальчиками
стояла девочка. Кто будет
в) за каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?
Детям надо сначала
предоставить возможность
Физкультминутка. Выполнять вслед за учителем.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек, И – направо!
И еще -
Через левое плечо
(Повороты туловища влево, вправо)
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть.
Задание № 3. Игра “Назови предметы”.
Выберем объект
– это наша школа. Назовите
предметы слева от школы,
Задание № 4. Игра “Кто больше назовет?”
Назвать как можно больше объектов, находящихся рядом со спортивной площадкой.
Задание №5. Игра “Выбери дорожку”.
а) Вам необходимо дойти от школы до светофора. Перед вами две дорожки. Надо выбрать такую дорожку, чтобы кусты, посаженные вдоль этой дорожки, находились слева от вас, а справа проезжая дорога.
б) На земле раскладывают
кубики разного цвета (
В любом месте, где много объектов, - детская площадка, жилой двор, перекресток – ученики отвечают на вопросы типа: “Что находиться слева от …?”
Задание 6. Игра “Построение в шеренгу”.
Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает следующие задания.
- Кто в классе самый высокий?
- Какой по росту Филипп?
- Кто твой сосед слева? Справа?
- Между кем и кем ты стоишь?
Информация о работе Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде