Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.

Содержание

Введение 3-4
Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период. 5-6
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка. 7-8
§3. Формы и методы организации учебной деятельности дочислового периода. 8-12
§4. Нетрадиционные уроки при изучении тем дочислового периода. 13
Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.
§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести». 14-17
§2. Уроки адаптации ребенка к школе. 17-38
Заключение 39
IV. Список литературы 40-41
V. Приложения 42-47
VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).

Работа содержит 1 файл

методика обучения математики младших школьников в до числовом периоде.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Курсовая работа

по методике математического развития:

Тема: «Методика  обучения математики младших школьников в дочисловом периоде»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда 2013 год

Содержание

Введение           3-4

Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.

§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период.   5-6

§ 2. Методика изучения чисел  первого десятка.     7-8

§3. Формы  и методы организации учебной деятельности дочислового периода.           8-12

§4. Нетрадиционные уроки  при изучении тем дочислового периода. 13

Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.

§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести».           14-17

§2. Уроки адаптации ребенка к школе.      17-38

Заключение           39

IV. Список литературы         40-41

V. Приложения          42-47

VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Главная цель изучения курса математики в начальной школе состоит в том, чтобы сформировать у детей полноценную концепцию действительного числа, основой которого является понятие величины. Именно это понятие и доминирует в основном содержании дочислового периода. К концу дочислового периода у учащихся складывается содержательное расчлененное представление о величинах, их свойствах, операциях над ними (сравнение, сложение, вычитание), и свойствах этих операций (свойства равенства, неравенства, сложения), формируется умение решать задачи и задачи в буквенно-знаковой форме. До усвоения понятия числа ребенок может фиксировать результаты разностного сравнения предметно представленных величин с помощью буквенных формул, производить преобразования, опираясь на свойства отношений.

Овладение тем или  иным понятием начинается с решения  учебно-практической задачи, с опорой на ранее приобретенные умения. Задумываясь  над основанием собственных умений, ребенок овладевает обобщенными  способами действия, лежащими в основе этого умения, и тем самым он приобретает необходимые знания, которые может конкретизировать при решении целого класса частных задач.

Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.

Задачи:

  1. Изучения основных вопросов дочислового периода.
  2. Проанализировать формы и методы организации учебной деятельности дочислового периода.
  3. Привести примеры конспектов уроков в дочисловом периоде.

Предмет исследования: использование форм и методов для математического развития младших школьников при изучении вопросов дочислового периода.

Объект исследования: Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Методика изучения основных вопросов дочислового периода.

§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период.

Центральным вопросом в начальном курсе математики является нумерация целых неотрицательных чисел. Это вопрос об образовании, чтении, записи натуральных чисел, об их сравнении и десятичном составе. Главным вопросом нумерации является принцип образования чисел в натуральном ряду. Основная цель учителя – сформировать теоретические знания, вычислительные навыки, умение решать арифметические задачи. Материал изучается по концентрам – десяток, сотня, тысяча, многозначные числа.

Первым этапом обучения математике в начальной школе является дочисловой период. Обучение в дочисловой период строится на жизненном опыте ребенка. Изучению темы «Числа от 1 до 10» предшествуют несколько подготовительных уроков, на которых учитель выясняет уровень математических представлений учащихся, с которыми они пришли в школу. В этот период уточняются представления детей о количественном и порядковом числе; выясняется знание последовательности слов-числительных при счете; формируется умение пересчитывать предметы; разъясняются понятия больше, меньше, столько же.

Задачи дочислового  периода:

Обогатить жизненный  опыт ребенка, связанный

  • со сравнением предметов по разным признакам (цвет, форма, размер),
  • уточнением пространственных представлений (слева, вверху, сзади),
  • направлением движения (вверх, налево, вперед)
  • простейшими временными представлениями (вчера, раньше)

Важно создать прочную  основу для формирования представлений  о числе и о действиях над  числами и с числами.

Развивать понятийное мышление, умение выразить свои знания, мысли  на основе работы с предметами, моделями, учебником, тетрадью.

Формировать у учащихся умения и навыки, необходимые для  создания комфортных условий первоклассникам.

Особенности детей.

  • не развита мелкая мускулатура руки,
  • низка сопротивляемость утомлению,
  • неустойчиво внимание,
  • невысок уровень восприятия, слабо развита мыслительная деятельность, способность к обобщению и конкретизации.

Основные формы работы в дочисловой период:

  • Анкетирование, выявление дошкольной математической подготовки,
  • Формирование понятия числа (в процессе счета, измерения, путем арифметических действий)
  • Отрабатывается умение считать (нельзя пропускать и повторять, результат не зависит от порядка счета, порядковая и количественная формы счета)
  • Сравнение численностей множеств: пересчетом, путем установления взаимно однозначного соответствия с последующим выводом: чего больше?
  • Преобразование неравночисленных множеств в равночисленные 2 способами
  • Работа с величинами: длина, масса, емкость, время, глубина и др.
  • Формирование пространственных представлений
  • Подготовка к письму
  • Знакомство с учебными принадлежностями, правилами посадки и поведения на уроке.

 

 

§ 2. Методика изучения чисел  первого десятка.

Причины выделения нумерации  «Десяток» в отдельный концентр:

    • числа 1 – 10 образуются в результате счета простых единиц,
    • для каждого числа существует новое название и обозначение на письме,
    • сложение и вычитание пределах 10 табличное, т.е. заучивается наизусть,
    • формируются понятия равенство, неравенство, действия + и – на числах 1 – 10 ,
    • счет в пределах 10 – основа овладения счетом вообще.

Задачи изучения темы:

    1. Продолжить работу, начатую в подготовительный период.
    2. Разъяснить учащимся принцип образования натурального ряда чисел, осознанно усвоить получение каждого числа в ряду 1 –10.
    3. Свободно владеть последовательностью чисел 1 – 10.
    4. Уметь считать предметы и устанавливать порядковый номер каждого предмета в данной группе при указанном порядке счета.
    5. Уметь читать цифры и соотносить каждую цифру с соответствующим числом предметов, познакомить учащихся с числом и цифрой 0, знать место числа 0 в натуральном ряду чисел.
    6. Познакомить учащихся с математической символикой, со знаками >,<,=,+,-- и показать возможность их использования.
    7. Уточнить представление детей о геометрических фигурах на уровне узнавания, используя эти фигуры в качестве дидактического материала.
    8. Проводить целенаправленную работу по усвоению состава чисел 1 десятка.
    9. Читать простейшие математические записи вида: 1 + 2, 3 – 1, соотносить их с конкретной ситуацией, уметь на основе наглядности решать задачи и записывать решение с помощью карточек с цифрами в кассе.

В соответствии с задачами строится изучение темы. Последовательно  рассматриваются отрезки натурального ряда чисел: 1,2,; 1,2,3; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5; 1,2,3,4,5,6; 1,2,3,4,5,6,7; 1,2,3,4,5,6,7,8; 1,2,3,4,5,6,7,8,9; 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. каждое новое последующее число в натуральном ряду рассматривается в тесной связи с предыдущим. Получение каждого нового числа записывается с помощью знаков + и -- , что предварительно разъясняется на наглядном материале. Такой подход позволяет учащимся осознать принцип образования натурального ряда чисел и готовит их к изучению арифметических действий сложения и вычитания. На этапе изучения нумерации в данном концентре учащиеся пользуются терминами прибавить, увеличить, отнять и уменьшить. С числом и цифрой нуль учащиеся знакомятся после рассмотрения натурального ряда чисел от 1 до 10. число 0 выступает как характеристика пустого множества, и соответственно определяется его месть в ряду Z+.

Применяются следующие  виды работ:

  • образование чисел с помощью присчитывания и отсчитывания,
  • образование числовых последовательностей,
  • решение задач по иллюстрациям,
  • знакомство с печатной и письменной цифрой,
  • сравнение чисел с опорой на множества,
  • образование чисел путем прибавления и вычитания 2,3,4.

 

§3. Формы  и методы организации учебной деятельности дочислового периода.

Главная задача обучения математике в первом классе – научить  детей, опираясь на их опыт, ориентироваться  в предмете так, чтобы самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, учить их рассуждать и самостоятельно мыслить.

Задания в учебнике «Математика» для первого класса подобраны  так, что учитель может создать  на уроке ситуации, стимулирующие  самостоятельное открытие учениками  математических фактов, их обоснований, закономерностей, решений задач. Задания зоны актуального развития выполняются как правило детьми самостоятельно; задания зоны открытия предусматривают проведение учителем беседы эвристического характера, в ходе которой дети индуктивным путем приходят к открытиям. Задания зоны ближайшего развития готовят детей к изучению дальнейших тем как в первом классе, так и в последующих, и выполняются под непосредственным руководством учителя.

Для достижения необходимого развивающего эффекта набор заданий  и методика работы с ними предусматривает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по их приобретению, способам рассуждений, которые применяются в математике.

Основной метод работы в первом классе — дидактическая  игра.

Перечислим основные игры.

Игра 1. Найди нужную дорожку.

Цели: 1) развитие внимания и наблюдательности;

2) развитие пространственных  представлений, определение направления  движения;

3) развитие комбинаторных  способностей.

Игра 2. Конструктор.

Цели: 1) закрепление представлений  о геометрических фигурах;

2) формирование умения  разложить сложную фигуру на  знакомые фигуры.

Игра 3. Узнай  друга.

Цели: 1) упражнение детей  в анализе групп фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой.

Игра 4. Найди  закономерность.

Цели: 1) развитие внимания и наблюдательности;

2) нахождение общих  и отличительных признаков у  предметов.

Игра 5. Заполни  пустые клетки.

Цели: 1) закрепление представлений  о геометрических фигурах;

2) обучение осуществлению  зрительно-мысленного анализа способа  расположения фигур;

3) закрепление умений  сопоставлять и сравнивать две  группы фигур, находить отличительные  признаки.

Игра 6. Вырасти  дерево.

Цели: 1) формирование классифицирующей деятельности (классификации фигур по цвету, форме, величине);

2) ознакомление детей  с правилами (алгоритмами), которые  предписывают выполнение практических  действий в определенной последовательности.

Игра 7. Игра с  одним обручем.

Цели: 1) формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не»;

2) обучение классификации  предметов по одному свойству.

Игра 8. Игра с  двумя обручами.

Цели: 1) формирование логической операции, обозначаемой союзом «и»;

2) обучение классификации  предметов по двум свойствам.

Игра 9. Примеров много – ответ один.

Цели: 1) изучение состава  чисел;

2) формирование навыков  сложения и вычитания.

Игра 10. Кто  в этом домике живет?

Цели: 1) упражнение детей  в умении определять направление  движения;

2) закрепление умения  сравнивать числа.

 

Игра 11. Цепочка.

Цели: 1) тренировка детей  в выполнении действий сложения и  вычитания.

Информация о работе Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде