Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:31, курсовая работа
Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.
Введение 3-4
Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период. 5-6
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка. 7-8
§3. Формы и методы организации учебной деятельности дочислового периода. 8-12
§4. Нетрадиционные уроки при изучении тем дочислового периода. 13
Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.
§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести». 14-17
§2. Уроки адаптации ребенка к школе. 17-38
Заключение 39
IV. Список литературы 40-41
V. Приложения 42-47
VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).
Курсовая работа
по методике математического развития:
Тема: «Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде»
Вологда 2013 год
Содержание
Введение 3-4
Глава I. Методика изучения основных тем дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период. 5-6
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка. 7-8
§3. Формы и методы
организации учебной
§4. Нетрадиционные уроки при изучении тем дочислового периода. 13
Глава II. Примеры конспектов уроков дочислового периода.
§1. Конспект урока по теме «Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, одинаковые по тяжести, равные; такой же тяжести». 14-17
§2. Уроки адаптации ребенка к школе. 17-38
Заключение 39
IV. Список литературы 40-
V. Приложения 42-47
VI. Дополнение. Примерное тематическое планирование: математика (только на дочисловой период).
Введение.
Главная цель изучения курса математики в начальной школе состоит в том, чтобы сформировать у детей полноценную концепцию действительного числа, основой которого является понятие величины. Именно это понятие и доминирует в основном содержании дочислового периода. К концу дочислового периода у учащихся складывается содержательное расчлененное представление о величинах, их свойствах, операциях над ними (сравнение, сложение, вычитание), и свойствах этих операций (свойства равенства, неравенства, сложения), формируется умение решать задачи и задачи в буквенно-знаковой форме. До усвоения понятия числа ребенок может фиксировать результаты разностного сравнения предметно представленных величин с помощью буквенных формул, производить преобразования, опираясь на свойства отношений.
Овладение тем или иным понятием начинается с решения учебно-практической задачи, с опорой на ранее приобретенные умения. Задумываясь над основанием собственных умений, ребенок овладевает обобщенными способами действия, лежащими в основе этого умения, и тем самым он приобретает необходимые знания, которые может конкретизировать при решении целого класса частных задач.
Актуальность. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Целью данной курсовой работы является методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.
Задачи:
Предмет исследования: использование форм и методов для математического развития младших школьников при изучении вопросов дочислового периода.
Объект исследования: Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде.
Глава I. Методика изучения основных вопросов дочислового периода.
§ 1. Методика обучения математике в дочисловой период.
Центральным вопросом в начальном курсе математики является нумерация целых неотрицательных чисел. Это вопрос об образовании, чтении, записи натуральных чисел, об их сравнении и десятичном составе. Главным вопросом нумерации является принцип образования чисел в натуральном ряду. Основная цель учителя – сформировать теоретические знания, вычислительные навыки, умение решать арифметические задачи. Материал изучается по концентрам – десяток, сотня, тысяча, многозначные числа.
Первым этапом обучения математике в начальной школе является дочисловой период. Обучение в дочисловой период строится на жизненном опыте ребенка. Изучению темы «Числа от 1 до 10» предшествуют несколько подготовительных уроков, на которых учитель выясняет уровень математических представлений учащихся, с которыми они пришли в школу. В этот период уточняются представления детей о количественном и порядковом числе; выясняется знание последовательности слов-числительных при счете; формируется умение пересчитывать предметы; разъясняются понятия больше, меньше, столько же.
Задачи дочислового периода:
Обогатить жизненный опыт ребенка, связанный
Важно создать прочную основу для формирования представлений о числе и о действиях над числами и с числами.
Развивать понятийное мышление, умение выразить свои знания, мысли на основе работы с предметами, моделями, учебником, тетрадью.
Формировать у учащихся умения и навыки, необходимые для создания комфортных условий первоклассникам.
Особенности детей.
Основные формы работы в дочисловой период:
§ 2. Методика изучения чисел первого десятка.
Причины выделения нумерации
«Десяток» в отдельный
Задачи изучения темы:
В соответствии с задачами
строится изучение темы. Последовательно
рассматриваются отрезки
Применяются следующие виды работ:
§3. Формы и методы
организации учебной
Главная задача обучения математике в первом классе – научить детей, опираясь на их опыт, ориентироваться в предмете так, чтобы самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, учить их рассуждать и самостоятельно мыслить.
Задания в учебнике «Математика» для первого класса подобраны так, что учитель может создать на уроке ситуации, стимулирующие самостоятельное открытие учениками математических фактов, их обоснований, закономерностей, решений задач. Задания зоны актуального развития выполняются как правило детьми самостоятельно; задания зоны открытия предусматривают проведение учителем беседы эвристического характера, в ходе которой дети индуктивным путем приходят к открытиям. Задания зоны ближайшего развития готовят детей к изучению дальнейших тем как в первом классе, так и в последующих, и выполняются под непосредственным руководством учителя.
Для достижения необходимого развивающего эффекта набор заданий и методика работы с ними предусматривает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по их приобретению, способам рассуждений, которые применяются в математике.
Основной метод работы в первом классе — дидактическая игра.
Перечислим основные игры.
Игра 1. Найди нужную дорожку.
Цели: 1) развитие внимания и наблюдательности;
2) развитие пространственных
представлений, определение
3) развитие комбинаторных способностей.
Игра 2. Конструктор.
Цели: 1) закрепление представлений о геометрических фигурах;
2) формирование умения разложить сложную фигуру на знакомые фигуры.
Игра 3. Узнай друга.
Цели: 1) упражнение детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой.
Игра 4. Найди закономерность.
Цели: 1) развитие внимания и наблюдательности;
2) нахождение общих и отличительных признаков у предметов.
Игра 5. Заполни пустые клетки.
Цели: 1) закрепление представлений о геометрических фигурах;
2) обучение осуществлению
зрительно-мысленного анализа
3) закрепление умений
сопоставлять и сравнивать две
группы фигур, находить
Игра 6. Вырасти дерево.
Цели: 1) формирование классифицирующей деятельности (классификации фигур по цвету, форме, величине);
2) ознакомление детей
с правилами (алгоритмами), которые
предписывают выполнение
Игра 7. Игра с одним обручем.
Цели: 1) формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не»;
2) обучение классификации предметов по одному свойству.
Игра 8. Игра с двумя обручами.
Цели: 1) формирование логической операции, обозначаемой союзом «и»;
2) обучение классификации предметов по двум свойствам.
Игра 9. Примеров много – ответ один.
Цели: 1) изучение состава чисел;
2) формирование навыков сложения и вычитания.
Игра 10. Кто в этом домике живет?
Цели: 1) упражнение детей в умении определять направление движения;
2) закрепление умения сравнивать числа.
Игра 11. Цепочка.
Цели: 1) тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания.
Информация о работе Методика обучения математики младших школьников в дочисловом периоде