Экономико-математическое моделирование транспортных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В первом разделе курсовой работы необходимо максимизировать прибыль некоторого предприятия, производящего различные виды продукции, используя для этого математическую модель общей задачи линейного программирования (ОЗЛП) и модуль “Поиск решений” программного продукта Excel компании Microsoft.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Общая задача линейного программирования (ОЗЛП)………………4
Транспортная задача линейного программирования (ТЗЛП)………9
Игровые методы принятия решения.…………………...…………….15
Список используемой литературы……………………………………20

Работа содержит 1 файл

ЭММ Неткач Алексей.docx

— 150.16 Кб (Скачать)
 

     Вывод:

        Результатом данного раздела является найденное оптимальное решение. Следовательно, филиалу предприятия выгодно закупать сырье у АО № 2 и 3 в количестве 6,9 и 7,6 тонн соответственно  и общий объём закупок сырья составляет 14,5 тонн.

     При этом максимум прибыли предприятия составит 949,1 тыс. руб., и будут произведены следующие объемы продукции: 1– 3,3 тонн, 2 – 1,8 тонн, 3 – 2,6 тонн, 5 – 2,1 тонн.

   Анализируя отчет по устойчивости, можно сделать вывод о том, что объёмы выпуска 2-го и 3 продуктов на 1,18 и 1,53 тонны (допустимое увеличение). Теневая цена продукта 2 равна 290,91, продукта 3- 163,64 соответственно. Т.к. теневая цена – это двойственная переменная, показывающая изменение целевой функции при изменении данного ресурса, то при увеличении объёма выпуска продуктов 2 и 3 прибыль увеличится и будет равна 949,1+290,91*1,18=1292,4; 949,1+163,64*1,53=1199,5. Увеличивать объёмы выпуска продукции 4 и 5 нецелесообразно, т.к. прибыль от реализации данной продукции не увеличится.

  Рассматривая  столбец «допустимое уменьшение»,  делаем вывод, что при уменьшении объёма выпуска 2-й и 3-й продукции, прибыль предприятия уменьшится и будет равна 949,1-290,91*0,76=728,01; 949,1-163,64*1,40=720.

 
 

II Раздел. Транспортная задача линейного программирования.

 

     Второй  раздел курсовой работы посвящён особенностям постановки и решения некоторой  разновидности общей  задачи линейного  программирования, а именно, транспортной задаче (ТЗЛП). Постановка и модель ТЗЛП представлена ниже:

     Пусть имеется m  пунктов отправления:

     A1, A2,…Am, в которых сосредоточены запасы некоторых однородных грузов (товаров) в количестве a1,a2,…,am.

     Имеется n пунктов назначения:

     B1,B2,…,Bn, имеющих заявки на b1,b2,…,bn  единиц грузов.

     Предполагается, что сумма всех заявок равна сумме  всех запасов:

 

     Известна  стоимость (Cij) перевозки единицы товара от каждого пункта отправления Ai до каждого пункта назначения Bj.

     Матрица стоимостей выглядит следующим образом:

 

      C11     C12     Cn

 

     C21     C22     C2n

     …………………

 

     Cm1    Cm2    Cmn

 
 

     Требуется составить такой план перевозок, при котором все заявки были бы выполнены, и общая стоимость  перевозок была бы минимальная.

     При такой постановке показателем эффективности  плана является стоимость, поэтому  задача называется транспортной по критерию стоимости.

     Особенность задачи заключается в следующем:

     Все коэффициенты при переменных в основных уравнениях задач равны 1.

     А. Суммарное количество грузов должно быть равно запасу:

 

 
 

     Б. Суммарное количество груза должно быть равно заявке:

 
 

     В. суммарная стоимость всех перевозок  должна быть минимальна:

 
 

     Г. Искомые переменные должны быть неотрицательными: Хij³0                                                           

     При выполнении второго раздела курсовой работы следует составить модель ТЗЛП.    Автоматизированное решение  ТЗЛП производится с помощью модуля «Поиск решения».

     Некоторые особенности решения ТЗЛП: необходимо создать две матрицы – для  области изменяемых ячеек Xij и для области удельных затрат на доставку сырья Cjk.

     Клеткам матрицы изменяемых ячеек присваиваются  единичные значения, данные для заполнения матрицы удельных затрат берутся  из таблицы 11.

 

Таблица 11 .

 

Удельные  затраты на доставку сырья Сjk (тыс. руб./т)

 
Номер АО (j) Номер филиала  фирмы(k)
  k=1 k=2 k=3 k=4 k=5
1 1,2 2,3 3,1 1,6 2,7
2 3,1 1,1 4,2 3,8 1,6
3 0,8 3,1 1,5 2,1 4,5
4 4,0 2,9 3,7 4,3 2,8
5 3,1 4,0 3,6 5,2 2,6
6 3,4 2,8 4,1 3,0 3,7
7 4,8 5,6 6,7 4,2 5,8

     Также используем данные таблиц №12 и №13:

Таблица 12.

Объемы  предложения сырья  акционерами общества АО (в тоннах)

 
Объемы  сырья Номер АО (j)
  j=1 j=2 j=3 j=4 j=5 j=6 j=7
Аj 16,2 18,4 28 16,4 17 16,2 18,4

     Таблица 13.

     Потребности филиалов в сырье.

 
Номер филиала Виды  продукции (i)
  I=1 I=2 I=3 I=4 I=5
8 16,2 18,4 28 16,4 17

     Итак, используя данные, приведенные выше, получу следующую матрицу при  решении ТЗЛП с помощью модуля «Поиск решений» (табл.14):

 
 

     Таблица 14.

Поставщики Потребители Имеется V предл. Т.    
1 2 3 4 5 0 ограничение
1 6 0 1 0 0 7 7    
2 0 4 0 0 0 4 4    
3 0 0 11 0 0 11 11    
4 0 0 16 0 0 16 16    
5 0 0 0 0 8 8 8    
6 0 5 0 0 0 5 5    
7 10,2 9,4 0 16,4 9 45 45    
V Спроса 16,2 18,4 28 16,4 17        
Расчетный объем 16,2 18,4 28 16,4 17        
                   
                   
удельные  затраты на доставку сырья Персональные  затраты поставщиков Стоймость перевозки    
1 1,2 2,3 3,1 1,6 2,7 10,3 347,88    
2 3,1 1,1 4,2 3,8 1,6 4,4      
3 0,8 3,1 1,5 2,1 4,5 16,5      
4 4,0 2,9 3,7 4,3 2,8 59,2      
5 3,1 4,0 3,6 5,2 2,6 20,8      
6 3,4 2,8 4,1 3,0 3,7 14      
7 4,8 5,6 6,7 4,2 5,8 222,68      
Персональные  затраты потребителей 56,16 71,04 78,8 68,88 73        
 

     После успешного завершения работы модуля «Поиск решения» в области изменяемых ячеек оказались величины искомых переменных, т.е. оптимальные размеры поставок сырья от АО до филиалов предприятия, а данные отчетов по результатам  предоставят материал для дополнительного экономического анализа полученного оптимального решения (таблицы №15-17).

 

Таблица 15.

 
Целевая ячейка (Минимум)    
  Ячейка Имя Исходное  значение Результат
  $H$15 Стоймость перевозки 347,88 347,88
 
Изменяемые  ячейки    
  Ячейка Имя Исходное  значение Результат
  $B$3 потребители 7 6
  $C$3   0 0
  $D$3   0 1
  $E$3   0 0
  $F$3   0 0
  $B$4 потребители 0 0
  $C$4   4 4
  $D$4   0 0
  $E$4   0 0
  $F$4   0 0
  $B$5 потребители 0 0
  $C$5   0 0
  $D$5   11 11
  $E$5   0 0
  $F$5   0 0
  $B$6 потребители 0 0
  $C$6   0 0
  $D$6   16 16
  $E$6   0 0
  $F$6   0 0
  $B$7 потребители 0 0
  $C$7   0 0
  $D$7   0 0
  $E$7   0 0
  $F$7   8 8
  $B$8 потребители 0 0
  $C$8   5 5
  $D$8   0 0
  $E$8   0 0
  $F$8   0 0
  $B$9 потребители 9,2 10,2
  $C$9   9,4 9,4
  $D$9   0,999999998 0
  $E$9   16,4 16,4
  $F$9   9 9
 
Ограничения        
  Ячейка Имя Значение Формула Статус Разница
  $G$3 Имеется 7 $G$3=$H$3 не связан. 0
  $G$4 Имеется 4 $G$4=$H$4 не связан. 0
  $G$5 Имеется 11 $G$5=$H$5 не связан. 0
  $G$6 Имеется 16 $G$6=$H$6 не связан. 0
  $G$7 Имеется 8 $G$7=$H$7 не связан. 0
  $G$8 Имеется 5 $G$8=$H$8 не связан. 0
  $G$9 Имеется 45 $G$9=$H$9 не связан. 0
  $B$11 Расчетный объем  потребители 16,2 $B$11=$B$10 не связан. 0
  $C$11 Расчетный объем 18,4 $C$11=$C$10 не связан. 0
  $D$11 Расчетный объем 28 $D$11=$D$10 не связан. 0
  $E$11 Расчетный объем 16,4 $E$11=$E$10 не связан. 0
  $F$11 Расчетный объем 17 $F$11=$F$10 не связан. 0
  $B$3 потребители 6 $B$3>=$H$2 не связан. 6
  $C$3   0 $C$3>=$H$2 связанное 0
  $D$3   1 $D$3>=$H$2 не связан. 1
  $E$3   0 $E$3>=$H$2 связанное 0
  $F$3   0 $F$3>=$H$2 связанное 0
  $B$4 потребители 0 $B$4>=$H$2 связанное 0
  $C$4   4 $C$4>=$H$2 не связан. 4
  $D$4   0 $D$4>=$H$2 связанное 0
  $E$4   0 $E$4>=$H$2 связанное 0
  $F$4   0 $F$4>=$H$2 связанное 0
  $B$5 потребители 0 $B$5>=$H$2 связанное 0
  $C$5   0 $C$5>=$H$2 связанное 0
  $D$5   11 $D$5>=$H$2 не связан. 11
  $E$5   0 $E$5>=$H$2 связанное 0
  $F$5   0 $F$5>=$H$2 связанное 0
  $B$6 потребители 0 $B$6>=$H$2 связанное 0
  $C$6   0 $C$6>=$H$2 связанное 0
  $D$6   16 $D$6>=$H$2 не связан. 16
  $E$6   0 $E$6>=$H$2 связанное 0
  $F$6   0 $F$6>=$H$2 связанное 0
  $B$7 потребители 0 $B$7>=$H$2 связанное 0
  $C$7   0 $C$7>=$H$2 связанное 0
  $D$7   0 $D$7>=$H$2 связанное 0
  $E$7   0 $E$7>=$H$2 связанное 0
  $F$7   8 $F$7>=$H$2 не связан. 8
  $B$8 потребители 0 $B$8>=$H$2 связанное 0
  $C$8   5 $C$8>=$H$2 не связан. 5
  $D$8   0 $D$8>=$H$2 связанное 0
  $E$8   0 $E$8>=$H$2 связанное 0
  $F$8   0 $F$8>=$H$2 связанное 0
  $B$9 потребители 10,2 $B$9>=$H$2 не связан. 10,2
  $C$9   9,4 $C$9>=$H$2 не связан. 9,4
  $D$9   0 $D$9>=$H$2 связанное 0
  $E$9   16,4 $E$9>=$H$2 не связан. 16,4
  $F$9   9 $F$9>=$H$2 не связан. 9

Информация о работе Экономико-математическое моделирование транспортных процессов