Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 18:06, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара.
Объектом исследования выступает японская компания Nintendo. Предметом данной курсовой работы является жизненный цикл товара. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определение сущности жизненного цикла товара;
2. изучение этапов жизненного цикла товара;
3. изучение кривой жизненного цикла товара;
4. рассмотрение видов кривых жизненного цикла товара;
5. изучение маркетинговой стратегии на каждом из этапов ЖЦТ;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты теории жизненного цикла товара 5
1.1.Сущность теории жизненного цикла товара 5
1.2.Этапы жизненного цикла товара 8
1.3.Кривая жизненного цикла товара. Виды кривых жизненного цикла товара 18
1.4.Современный жизненный цикл товара 23
Глава 2. Анализ жизненного цикла товара на примере компании Nintendo 24
Глава 3. Рекомендации по разработке маркетинговых стратегий для продления жизненного цикла товара 29
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Кривая продолжительного увлечения. Описывает также популярный товар, однако этот товар по-прежнему предпочитает часть потребителей.
График
8. Кривая сезонности
Кривая
такого товара, который хорошо продается
в течение определенных периодов
времени. Таким товаром может
быть: зимняя или летняя одежда, новогодние
сувениры и многое другое.
График
9. Кривая нового старта
Кривая
нового старта или ностальгии. Спрос
на этот товар падает, но через некоторое
время возобновляется. Примером может
быть возвращение к женским туфлям
на платформе, которые были популярны
в 70-х годах.
График
10. Кривая провала
Кривая
провала характеризует товар, который
почти сразу перестает
График
11. Кривая новых подъемов
Такую
кривую имеют товары, сбыт которых
перестает расти, но после небольшого
усовершенствования и появления дополнительных
полезных свойств компании удается снова
увеличить сбыт (например, жевательная
резинка).
График
12. Кривая неудачного выведения
Такую кривую имеют товары, выведение на рынок которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они получили большой успех.
Продажи любого товара зависят от реакции на них потребителей. Но все покупатели по-разному реагируют на появление на рынке нового товара. Поэтому необходимо выбрать оптимальный момент для выхода с новым товаром на рынок или для внедрения существующего товара на новый рынок. В одно и то же время один товар может находиться на различных рынках, на разных стадиях жизненного цикла. Продолжительность этапов на различных рынках также может быть различна. Лучше всего, чтобы фирма имела одновременно товары, находящиеся на разных этапах ЖЦТ. Необходимо, постоянно вводить новые товары и одновременно поддерживать сбалансированность товаров, находящихся на различных этапах жизненного цикла.
Продолжительность ЖЦТ - строго определенная величина. В большинстве случаев потребительские товары имеют более короткий срок жизни, нежели товары производственного назначения. Однако, в последнее время наметилась устойчивая тенденция сокращения срока жизни товаров.
Современный жизненный цикл товара становится все короче и короче. Многие продукты обновляются с помощью дифференциации и сегментации. Компании все больше проводят переоценку затрат и доходов, связанных с ЖЦТ, из-за сокращения времени, доступного для продажи продукта и возвращения дохода.11
Таким образом, необходимо:
Стратегия научной деятельности на 2011 – 2015 гг. ориентирована на инновационное развитие экономики страны и создание наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Итогом реализации стратегии должны стать разработка и внедрение более 1500 передовых технологий, благодаря которым предполагается создание около 90 новых и модернизация свыше 30 предприятий и производств.12
Поэтому развитие технологий так же уменьшает ЖЦТ. Сегодня это может быть новый товар, а завтра уже старый, т.к. НТП не стоит на месте, и люди хотят видеть новые и усовершенствованные товары.
NES,
известная в у нас в России
под маркой «Dendy», может по
праву считаться самой
Такого понятия, как игровая приставка, тогда еще не существовало. И никто даже представить себе не мог, что когда-то появятся домашние игровые машины. Фирма Nintendo of Japan к тому времени уже имела некоторый опыт производства видео игр. На разработку приставки ушло около года. Эта новая идея делала крайне доступными игровые приставки для конечного потребителя, так как внутренняя начинка не менялась, замене подлежали только картриджи с играми. И вот Pasofami (японское название NES) явилась на суд игровой общественности. Общественность, мягко говоря, несколько опешила.
Для начала надо обрисовать картину рынка видео игр тех времен. С момента появления первого аркадного автомата прошло уже практически пять лет. К тому времени игровые залы стали обыденностью, а автоматы с играми Defender и Galaxian, Guruin и Bubble можно было найти в любой забегаловке, в любом кинотеатре. Но столь громоздкий автомат нельзя было положить в карман и всегда носить с собой. Играть в кинотеатре конечно хорошо, но кто же откажется от своей собственной «машины». Смотря на ажиотаж покупателей к большим автоматам, Nintendo уверен, что спрос будет огромный. Сейчас, оглядываясь назад, мы можем сказать, что спрос покупателей был ошеломительный.
Этап первый – исследование, разработка и внедрение. Цель фирмы на этом этапе – проверить концепцию нового товара на предмет коммерческой реализуемости. Было проведено исследование, нужен ли данный продукт населению, где был получен положительный ответ, так как все люди хотели иметь такую диковинку у себя, заполучить ее первым, чтобы показать, что у них есть. Люди гнались и можно сказать накидывались на новинки. На данном этапе фирма также планирует объем продаж и анализирует потенциальный спрос на продукт. Далее компания переходит ко второму этапу – этапу выведения на рынок. Этап выведения на рынок начинается с первого появления товара на рынке. Поэтому Nintendo в 1982 году выпускает приставку на рынок. Желая производить только качественный товар компания делает акцент на графику и оформление. Так как первыми потребителями станут дети, было решено вырезать все несовершенства компьютера. Для этих целей были подобраны цвета будущей консоли (красный с белым), острые углы были закруглены, а так же были разработаны маленькие, но очень перспективные джойстики.14 За такие совершенства Dendy получает большой плюс. Но завоевание рынка требует времени, поэтому объем продаж при этом растет с невысокой скоростью. Прибыль на этом этапе невысокая, так как продажи еще незначительные и довольно высокие расходы идут на распространение и стимулирование сбыта.
В это же время произошло пополнение ассортимента продукции - Dendy расширяет ряд видео игр, что стимулирует спрос. Это была первая приставка, у которой нужно менять лишь игровые кассеты, не заменяя сам маленький аппарат. Таким образом, компания привлекает внимание покупателей к товару, использует рекламную деятельность для продвижения товара. Данная фирма пользуется преимуществом, так как нет других аналогичных товаров.
Таким образом, на этом этапе у Nintendo:
-
отсутствие конкурентов на
- невысокая цена;
- активная реклама по ТВ;
- рекомендации знакомых
Далее компания проходит этап роста, где объем продаж стремительно растет, так как пользуется спросом у населения. Грамотная маркетинговая политика руководства компании начала приносить положительные результаты. Nintendo имела ошеломляющий успех в Японии - только за 1984 год было продано 2,5 миллиона приставок. Как оказалось, самая успешная фирма в то время —разработки фирмы в итоге заняла 90 % японского рынка.
Но на этом, желая получить прибыль, появляются новые конкуренты. Они придают товару новые свойства и рынок расширяется. Цены остаются теми же или слегка снижаются. Фирма должна считаться с конкурентами. В качестве главного конкурента можно рассматривать Sega Master System и Atari 7800.
В ответ на выпуск товаров конкурентами, Nintendo расширят свой ассортимент. Nintendo выпускает приставку NES в двух различных вариантах. Первый за 249$ - он включал в себя мощный модуль, два джойстика, световой пистолет и ряд игр. Второй вариант продавался за 199$ и имел в комплекте только джойстики и лишь одну игру. Это давало потребителям сделать выбор на основе своих предпочтений, желаний.
Nintendo
делает еще один ход, снижая
цены на старые модели. Приставки
продавались по цене ниже
Приставка имела ошеломляющий успех и вскоре стала самой продаваемой игровой системой, в десять раз превышая продажи всех остальных вместе взятых систем - Sega Master System и Atari 7800.
Грамотная рекламная политика, забота о пользователе и большой объем выпущенных игр сделали свое дело - NES побила все рекорды по продажам и на данный момент, даже на фоне новых 64-битных платформ, денди все еще является рекордсменом по количеству проданных экземпляров. Так, усовершенствуя свой товар, фирма может занять лидирующие позиции на рынке.
Но конкуренты тоже не сидят на месте, поэтому дальше идет замедление роста продаж за счет появления многих производителей и большого количества товара. Наступает этап зрелости. Конкуренты начинают снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и стимулирование сбыта и увеличивают расходы на исследование и разработки с целью поиска лучших моделей рынка. Эти действия приводят к падению прибыли. Поэтому в конце 1980-х годов была развернута рекламная акция по телевизору и в ряде популярных журналов. Так же появляется возможность подписаться на электронные игры по телевизионному каналу и играть в них без картриджа, подключив приставку специальным образом к телевизионной антенне. В 1988 году изменяется внешний вид приставки – корпус более яркий и привлекательный, с различными более качественными изображениями. Таким образом, компания на этом этапе должна модифицировать свой товар, улучшить его свойства, качество и внешнее оформление.
В конце 80-х Nintendo наслаждалась огромной популярностью приставки NES , оставляя далеко позади ближайших конкурентов и играя видную роль в жизнях многих американских и японских подростков. Nintendo управляла своей империей железным кулаком, жестко управляя рекламой, распространением, производством и ценами.
Но продажи большинства товаров и марок падают. Это – этап упадка. Продажи падают по многим причинам, включая технический прогресс, изменение вкусов потребителей и рост конкуренции. При падении продаж многие фирмы уходят с рынка. Для того чтобы остаться на весу, фирмы должны многое сделать: во-первых, снизить цены; во-вторых, придать товару рыночной новизны; в-третьих, поиск новых сфер использования товара и новых рынков.
В начале 1990 года Nintendo ощутила угрозу, исходящую приставок следующего поколения своих конкурентов, но NES все равно оставалась самой продаваемой системой на рынке. Однако, несмотря на это, уже начинал сказываться возраст приставки, и в 1991 году Nintendo объявила, что ее новая система Super NES будет выпущена уже в сентябре.16 К сожалению, новая SNES не была совместима с NES, и владельцы последней задавались тревожным вопросом, будут ли для их любимиц выпускаться новые игры. Но Nintendo не бросила полностью поддержку своей 8-битной системы, что было хорошим ходом, учитывая медленное продвижение SNES. Как ни странно, но в 1992 года разница между стоимостью SNES и NES составляла всего $10, что подталкивало людей отдавать предпочтение SNES. В 1993 году Nintendo выпустила второе поколение NES. Новая приставка стала меньше, более дешевой, по сравнению с оригиналом, и имела корпус похожий на корпус SNES . Кроме того, новая версия приставки имела новый разъем для картриджа. Выпуск системы Nintendo подготовила к наступающему рождеству за 49$, тем самым руководство фирмы хотело привлечь покупателей. Однако выпуск NES был официально прекращен Nintendo в 1995 году. Так же сказывался НТР и предпочтения потребителей, которые все больше отдавали свое предпочтение более новым и современным моделям.