Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа
Цель. Изучение закономерности развития потребительских предпочтений и подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятия "потребительское поведение", "потребительский выбор";
- изучить основные законы поведения потребителей на рынке;
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы потребительского поведения…………………. 5
1.1.Эволюция экономических теорий потребительского поведения…………... 5
1.2.Поведение потребителя в рыночной экономике…………………………….. 7
1.3. Влияние на потребительский выбор цен и дохода………………………… 10
Глава 2. Закономерность развития потребительских предпочтений………….. 14
2.1. Принципы рационального поведения потребителя и потребительские предпочтения…………………………………………………………………….142.2. Бюджетные ограничения, изменение покупательной способности потребителя, условие потребительского равновесия…………………… ……20
Глава 3. Развитие потребительских предпочтений на примере автомобильного предприятия…………………………………………………..32
3.1. Краткая характеристика предприятия …………………………………….32
3.2. Стратегия развития потребительских предпочтений предприятия……...32
Заключение……………………………………………
Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально – вовсе не значит быть прижимистым и мелочно- расчетливым. Не следует думать что человек, истративший свое состояние на “миллион алых роз” для своей любимой, - не рациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремиться достичь максимально возможной степени удовлетворения. Если заменить слово “удовлетворение” более подходящим для данной ситуации термином ”полезность”, то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
Пусть потребителю предстоит
сделать выбор всего из двух
продуктов при ограниченной
Но рациональный потребитель
так, скорее всего, не
2.2. Бюджетные ограничения,
Предпочтения не полностью
Предположим:
I - доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание;
X - количество продуктов, которое может быть приобретено им;
Y - количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим покупателем;
PX - цена единицы продовольствия;
PY - цена единицы одежды.
Тогда:
PX * X - сумма денег, затраченная на питание;
PY * Y - сумма средств, затраченная на приобретение одежды.
Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность может быть описана уравнением:
I = PX* X + PY * Y (*)
Это уравнение принято
Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что:
(I / PX ) - максимальное количество продовольствия, которое может приобрести потребитель;
(I / PY ) - максимальное количество
одежды, которое может приобрести
потребитель.
Выразим из уравнения (*) Y:
Y = I / PY - (PX / PY )* X
-(PX/PY ) - угловой коэффициент бюджетной линии, отрицательное отношение цен товаров.
Приведем пример.
- предположим, доход
- цена товара X составляет PX = 1 тыс. ден. ед.;
- цена товара Y составляет PY = 2 тыс. ден. ед.
Согласно условиям, наш потребитель
имеет покупательную
X +2 Y = 40
Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2.
При этих условиях можно приобрести следующие комбинации потребительских товаров. «Данные приведены в табл. 3.2»
Таблица 3
Доступные потребительские наборы
Ассортиментные
наборы товаров |
Питание (X) |
Одежда (Y) |
A | 0 | 10 |
B | 10 | 15 |
C | 20 | 10 |
D | 30 | 5 |
E | 40 | 0 |
Представим покупательную
Рис. 4. График бюджетная линия потребителя
A, B, C, D, E – ассортиментные наборы товаров
Бюджетная линия
Увеличение дохода увеличивает
покупательную способность,
Рис. 5. График изменения дохода смещает бюджетную линию
I – доходы потребителя
Если изменяется цена одного товара, например, продуктов питания, то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси Х: цена растет в 2 раза, значит отрезок будет меньше в 2 раза; при снижении цены в 2 раза отрезок, отсекаемый на горизонтальной оси бюджетной линией будет в 2 раза больше.
Рис. 6. График изменения цены товара обусловливает вращение бюджетной линии
PX – цены единиц товара
Если изменяются обе цены, все
зависит от соотношения цен.
Если оно неизменно, угол
Оптимальный набор потребителя
должен отвечать двум
- он должен находиться на
- набор товаров должен
Рис. 7. График оптимума потребителя
U1, U2, U3
– кривые безразличия
Потребитель не выберет набор
В, так как это - точка пересечения
бюджетной линии с кривой
В точке А наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Напомним, что наклон бюджетной линии равен -(PX / PY ), а наклон кривой безразличия равен - MRS. Следовательно, в точке оптимума выполняется равенство:
MRS = PX / PY
PX - цена единицы продовольствия;
PY - цена единицы одежды.
Условием равновесия
Вспомним, что предельная норма
замещения показывает
Потребитель, максимизирующий
|
Рис. 8. Зона замещения (субституции)
|
Предельная
норма замещения (marginal rate of
Рис. 9. Предельная норма субституции
Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а на оси ординат — количество единиц блага Y, то отношение — DY/DХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) Y на X
|
или для непрерывного случая
где MRSxy — предельная норма замещения у
на х.
Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является отрицательной величиной, так как сокращению одного блага сооответствует увеличение другого. Предельная норма замещения является положительной величиной, так как равна абсолютному значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской теории полезности те же функции, что и предельная полезность в кар-диналистской теории.
Информация о работе Закономерность развития потребительских предпочтений