Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа
Цель. Изучение закономерности развития потребительских предпочтений и подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятия "потребительское поведение", "потребительский выбор";
- изучить основные законы поведения потребителей на рынке;
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы потребительского поведения…………………. 5
1.1.Эволюция экономических теорий потребительского поведения…………... 5
1.2.Поведение потребителя в рыночной экономике…………………………….. 7
1.3. Влияние на потребительский выбор цен и дохода………………………… 10
Глава 2. Закономерность развития потребительских предпочтений………….. 14
2.1. Принципы рационального поведения потребителя и потребительские предпочтения…………………………………………………………………….142.2. Бюджетные ограничения, изменение покупательной способности потребителя, условие потребительского равновесия…………………… ……20
Глава 3. Развитие потребительских предпочтений на примере автомобильного предприятия…………………………………………………..32
3.1. Краткая характеристика предприятия …………………………………….32
3.2. Стратегия развития потребительских предпочтений предприятия……...32
Заключение……………………………………………
Схема - 3.
Функциональный спрос - спрос на товар, обусловленный качествами товара.
Нефункциональный спрос - спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х. Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление).
Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.
Нормальное
поведение потребителя
Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при растущих ценах в условиях инфляции. Важно отметить, что при любом поведении потребителя его главным принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.2
Теория
предельной полезности показывает, что
любой индивидуум, предъявляя спрос
на тот или иной товар, сугубо объективно
оценивает свой бюджет и предельную
полезность единицы товара. Дополнительная
полезность, которую потребитель
получает за счет разницы между тем, что
он готов отдать за приобретаемое благо
и тем, что он отдает в действительности
будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя.
Если же приобретаемый товар оценивается
ниже, чем его стоимость потребитель имеет
проигрыш. Графически такое состояние
потребителя можно показать следующим
образом (Схема 4)
Схема - 4. Выигрыш и проигрыш потребителя
На
поведение потребителя в
Неопределенность - ситуация, для которой характерен. недостаток информации о вероятных будущих событиях.
Риск
- положение, варианты исхода которого
известны, но неизвестно какой из них наступит
точно. Хотя по отношению к риску все люди
делятся на три основные группы: антипатичные
к риску, нейтральные к риску и предпочитающие
риск, большинство потребителей предпочитают
уменьшать его последствия. Способы минимизации
риска показаны на схеме (5)
Схема - 5.
Страхование
- механизм распределения рисков между
теми, кто хотел бы обезопасить
себя от возможных последствий
Стоимость полной информации определяется разницей между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
Диверсификация- распределение капитала и /или видов деятельности по нескольким сферам для уменьшения риска путем перераспределения прибыли из одной сферы для покрытия убытков в другой.
Глава 2. Закономерность развития потребительских предпочтений
2.1. Принципы рационального поведения потребителя и потребительские предпочтения
Рассмотрение
В анализе мы будем опираться на рациональное поведение потребителя, то есть будем считать, что потребитель стремится к максимизации полезности при ограниченном доходе, то есть старается расходовать имеющиеся у него средства самым эффективным способом.
При анализе потребительского поведения нам придется столкнуться с проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами маржиналистского направления. В исследованиях маржиналистов важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности. В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности экономисты разделились на два основных направления: кардиналистов (сторонников поиска абсолютных показателей измерения полезности: У. Джевонс, А. Маршалл и др.) и ординалистов, считавших достаточным сопоставление благ по их полезности. Взгляды последних сегодня являются более признанными и сформулированы как порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.
Вслед за ординалистами мы
делаем следующие
- Предпочтения сформированы: потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности);
- Предпочтения транзитивны (
- Предпочтение всегда отдается
большему количеству любого
Для примера возьмем следующие комбинации благ. Данные приведены в табл. 1
Таблица 1
Наборы потребительских товаров
Ассортиментные
наборы благ |
Количество
продуктов питания |
Количество
одежды |
А | 20 | 30 |
B | 10 | 55 |
C | 40 | 20 |
D | 30 | 45 |
E | 10 | 20 |
F | 10 | 45 |
При анализе будем
Рис. 1. График кривой безразличия
A, B, C, D, E, F - ассортиментные наборы благ; I, II, II, IV – области
В нашем примере набор А
более предпочтителен, чем набор
Е (по трем предпосылкам
Можно соединить плавной
Кривая безразличия – кривая, показывающая совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью для потребителя.
Исследуя потребительские
Карта безразличия – множество
кривых безразличия, которые
Рис. 2. График карта безразличия потребителя
U1, U2, U3 – кривые безразличия
Кривые безразличия, отстоящие
дальше от начала координат,
характеризуют наборы с
Свойства кривых безразличия:
- Нисходящий характер. Для сохранения
того же уровня полезности
увеличение потребления одного
блага должно компенсироваться
сокращением потребления
- Кривые безразличия не могут пересекаться;
- Кривые безразличия являются
вогнутыми. Это связано с
Предельная норма замещения (
Рис. 3. График убывания предельной нормы замещения
A, B, C, D, E - ассортиментные наборы благ
MRS = - DY / DX (U = const)
В формуле исчесления
Предельная норма замещения
Экономическая теория
Информация о работе Закономерность развития потребительских предпочтений