Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:07, реферат
Выставочная деятельность – компас в момент принятия ключевых решений, при выработке политики поведения фирмы, создания ее имиджа, образа и проведения рекламных кампаний. Большую роль в восприятии правильного восприятия фирмы, ее товаров или услуг играет выставочная деятельность. Именно она позволяет использовать все возможные способы для захвата рынка и достижения оптимального результата. Выставочная деятельность в сфере туризма – это очень важное и вероятно, ключевое направление в создании наиболее благоприятных для компании условий бизнеса. Она представляет собой целую отрасль, где порой самые незначительные мелочи могут сильно дискредитировать имя компании, или же наоборот – вывести ее на мировой уровень.
В
1998 году количество россиян, предпочитающих
заграничный отдых, увеличилось
по сравнению с прошлыми годами в
среднем на 25%. Этот факт не был оставлен
без внимания теми иностранными
туроператорами, которые рассматривали
российский рынок как перспективный.
Об этом свидетельствует возросшее
число иностранных компаний-
В таблице 3 показано участие компаний в выставке «ОТДЫХ» в период за 2000-2002 год.
Таблица 3 – Количественное соотношение участников в выставке «ОТДЫХ» за период 2000-2002 год.
Год | Число участников | |
Компании | Заинтересованные лица, тыс. человек | |
2000 | Более 550 фирм из 47 стран мира | Около 900 |
2001 | Более 630 фирм из 47 стран мира | Около 1 млн. |
2002 | Более 700 фирм из 50 стран мира | Около 1,5 млн. |
Как видно из таблицы 3, количественное соотношение участников выставки «ОТДЫХ» меняется в геометрической прогрессии. В выставке "ОТДЫХ-2000" участвовали более 550 фирм из 47 стран: Австралии, Австрии, Андорры, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Боливии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Греции, Египета, Израиля, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Кения, Кипра, Кубы, Латвии, Мальдивы, Мальты, Мексики, Непала, О.А.Е., России, Румынии, St. Vincent and Grenadines, Сингапура, Словакии, США, Таиланда, Танзании, Турции, Уганды, Украины, Финляндии, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, Шри-Ланки, Эквадора и ЮАРА также впервые в выставке принимали участие Национальные Парки России: "Себежский Национальный Парк" (Псков) и Национальный парк "Таганай" (Южно-Уральский регион).
В 2001 этом году свои услуги в сфере туристического бизнеса предлагали более 630 фирм из 47 стран мира. В работе стенда приняли участие: Комитет по туризму Правительства Москвы, музеи Москвы, Аэрофлот, гостиницы Россия и Космос, туристические компании: Интэрс, ИнтАэр, Лагуна, Стелла-Полярис, Якорь, Европа-2000, Тревел-сити, «Чароит-тревел», Международные туристские ярмарки, Международный клуб путешествий. Всего российская делегация состояла из 15 компаний. Общая площадь занимаемая выставочными стендами составила 6500 кв. м. Объединенный стенд Москвы занимал площадь 296 кв. м. Также впервые делегация Псковской области и представители 12 псковских турфирм приняли участие выставке "Отдых-2001".
В 2002 году число экспонентов перевалило за 700, а в 2003 году достигло отметки 859, в том числе 419 зарубежных. На «Отдыхе-2003» побывали около 47 тыс. посетителей. Выставка «Отдых-2004» стала юбилейной, десятой по счету. Динамика ее роста впечатляла своим размахом и увеличением числа экспонентов, так в 2004 году выставка собрала 800 экспонентов из 60 стран. Впервые участвовали офисы по туризму — Польши, Литвы, Норвегии, Филиппин, Перу. По сравнению с 2003 годом в два раза была увеличена площадь стенда представительства по туризму Бразилии. Организаторы постарались максимально расширить рабочие площади выставки на первом этаже. Очень насыщенной была программа параллельных мероприятий, для чего были использованы практически все возможности спорткомплекса «Олимпийский». Это многочисленные презентации участников, круглые столы, мастер-классы. За неделю до начала «Отдыха-2004» прошла пресс-конференция, на которую были приглашены не только журналисты, но и старейшие экспоненты «Отдыха». В рамках программы деловых мероприятий выставки в режиме нон-стоп прошли обучающие семинары Ассоциации содействия туристским технологиям (АСТТ). Презентации своих зимних программ провели компании «Асент Трэвел», «ПАК групп», новая франчайзинговая сеть туристических агентств «101 Отпуск». Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", представительство по туризму при Посольстве Малайзии в Москве и компания "Интерюнион-М" представили новый регулярный рейс Москва – Куала-Лумпур – Москва. Традиционно обширной была вечерняя программа. В канун открытия выставки торжественный прием по случаю официального участия в ней Чешской Республики прошел в Чешском доме в Москве. В зале Церковных соборов храма Христа Спасители состоялся официальный прием по случаю открытия юбилейной выставки «Отдых-2004». В гостинице «Балчуг Кемпински» Национальная организация туризма Кореи провела Вечер дружбы корейского и российского туризма. Выставка «Отдых» является одной из самых популярных ежегодных международных выставок для профессионалов туризма. Проведение выставки осенью обусловлено формированием турпродукта, определением деловой политики между туроператором и турагентом, заключением контрактов на осенне-зимний период, установлением тарифов на авиаперевозки. Выставка "ОТДЫХ/LEISURE" зарекомендовала себя как перспективная, дающая компаниям возможность найти себе новых партнеров, установить деловые контакты, укрепить свои позиции на одном из развивающихся туристических рынков мира [13].
Программа выставки с каждым
годом привлекательна не
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
выставки, как инструмент маркетинговой
деятельности продолжает развиваться
и занимать ведущее место в списке нерекламных
способов продвижения товаров и услуг.
3.2 Российские туристские выставки
Сегодня в России проводится ежегодно до 100 туристских выставок, и с каждым годом продолжают появляться новые. Наряду с престижными международными выставками, такими, как «МIТТ», «Отдых», «Inwetex», проводится много региональных и местных выставок и бирж.
В
2002 году официальную поддержку
Чаще всего туристские выставки проводятся в крупных городах с высоким платежеспособным спросом населения. При выходе на новые рынки многие фирмы с большим эффектом участвуют в региональных выставках. Рассмотрим характеристику выставочной деятельности в основных регионах.
Ситуация на рынке туристских выставок Центрального региона характеризуется тем, что основное количество выставочных мероприятий проводится в Москве: ежегодно более 10 специализированных выставок-ярмарок. Именно эти выставки пользуются наибольшей популярностью. Одной из самых известных и популярных является выставка «MITT», которая в 2003 году состоится в десятый раз. За это время число участников выставки выросло до 3 200, количество представленных стран — до 103. «MITT» ориентирована на выездной туризм, и 60 % экспонентов – это иностранные компании.
Северо-Западный
регион характеризуется высокой
степенью концентрации турбизнеса и
выставочных мероприятий в
Осенняя петербургская выставка «Inwetex-CIS Travel Market» входит в тройку крупнейших туристских ярмарок России и ориентирована в значительной мере на выездной туризм. Выставка «Карелия туристская» в Петрозаводске является региональной туристской выставкой Северо-Западного региона.
Калининградская
область занимает исключительное геополитическое
положение, обеспечивающее ее туристскую
автономность и несомненную
Максимальной концентрацией туристских и санаторно-курортных предприятий отличаются Ростовская область и Краснодарский край. Проходящие здесь многочисленные выставки ориентированы, прежде всего, на потребителя. Краснодарский край – ведущий курортный регион России, тематика всех проводимых здесь туристских выставок затрагивает тему пляжного и лечебного туризма.
Ярмарка «Анапа» посвящена детскому отдыху. Сочинская выставка «Курорты и туризм», открывающая туристский сезон в России в январе, носит более имиджевый характер.
Выставка «Мир впечатлений», посвященная возможностям зимнего отдыха, проводится с 2001 года в Краснодаре.
В Поволжском регионе выделяются три крупных туристских центра — Казань, Самара и Нижний Новгород. Самара – один из лидеров среди российских городов по объему выездного туризма. «СамараЭкспоТур» проходит с 1997 года. Выставка «Туризм. Спорт. Отдых» в Казани, напротив, собирает большое число местных турфирм. В экспозиции активно участвуют также туристские компании, курорты и санатории из соседних регионов – Самарской и Нижегородской областей, Башкортостана, Чувашии, Республики Марий Эл, Удмуртии.
Юг Поволжья представлен выставкой «Индустрия отдыха и развлечений» в Волгограде, проводимой с 1998 года, а с 2001 года также проводится workshop «Калейдоскоп путевок».
Главный центр турбизнеса Уральского региона – Екатеринбург. С 1999 года здесь проводится выставка «Урал. Спорт. Туризм», собирающая представительный состав столичных операторов. В этой ярмарке практически не принимают участия местные компании по причине высокой стоимости выставочной площади.
В
Уральском регионе одной из известных
является пермская выставка «Туризм. Отдых
и развлечение». Она отличается достаточно
высоким уровнем деловой
Туристский бизнес и выставочная деятельность Сибири представлены такими крупными городами, как Новосибирск, Красноярск, Иркутск и др.
В 2000 году в Новосибирске прошла юбилейная 10-я выставка «Турсиб. Спортсиб»; из почти 200 ее участников более 30 компаний составили московские турфирмы, около 50 – местные и еще около 50 – представители других сибирских территорий – Омской, Томской, Иркутской областей, Алтайского края, Тюмени и Хакасии.
Красноярская выставка «Енисей», проводимая с 1999 года, более ориентирована на внутренний туризм. В качестве посетителей выставка привлекает оптовых покупателей – крупные промышленные предприятия края и Тюменской области.
Иркутская
ярмарка «Байкал-Тур» постепенно переориентируется
на въездной и внутренний туризм. В
ней традиционно принимают
В течение восьми лет проводится ярмарка «Российский рынок турпутевок» в Тюмени. Мероприятие в основном ориентировано на внутренний рынок, и московские операторы не принимают в нем активного участия. Новокузнецкая выставка «Интертур. Интерспорт» также рассчитана на потребителя и носит универсальный характер, здесь представлены экспозиции спортивного инвентаря, оборудования, моды и т.п. В Ханты-Мансийском округе первая туристская выставка прошла в 2001 году.
Процесс
проведения новых выставок в России
приобрел во многом стихийный характер.
Каждый регион стремится организовать
свое выставочное мероприятие по
туризму. В итоге сейчас в России
проходит более 50 туристских выставок,
причем многие из них в одни и
те же сроки. Это создает неудобства
для участников рынка и снижает
эффективность самих
Традиционно две профессиональные крупнейшие российские туристские выставки, проходящие в Москве: мартовская «MITT» и октябрьская «Отдых» – выступают ключевыми событиями летнего и зимнего сезонов [14].
Специфика отечественной туриндустрии определяет нетрадиционные для международной практики выставочные даты, а именно выставки проходят обычно непосредственно перед началом сезона. Очевидно, что многие региональные выставки проходят в неудобные сроки. Так, например, иркутские «Байкал-Тур» и «Индустрия гостеприимства» – в декабре, воронежская «Туризм. Спорт. Рыбная ловля. Охота» – в феврале, новосибирская «Турсиб-Спортсиб» – в конце февраля – начале марта, когда продажи программ зимнего сезона уже заканчиваются, а летних цен у операторов еще нет.
Пик
российских туристских выставок приходится
на апрель. В течение этого месяца
проводится более 20 мероприятий. В этой
связи многие туроператоры сталкиваются
с проблемой совмещения участия
в параллельных выставках разных
регионов. Тем не менее, организаторы
выставок, как правило, согласуют
сроки проведения экспозиции со специалистами.
Экспертами выступают администрации
по туризму, местные компании и региональные
отделения Российского союза туриндустрии
(РСТ) и Российской ассоциации туристских
агентств (РАТА).