Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить влияние культурологического фактора на поведение потребителей.
Задачи курсовой работы:
- Определить основные факторы, влияющие на поведение потребителя.
- Подробно рассмотреть культуру, как внешний фактор воздействия на поведения потребителя.
- Провести сравнительный анализ влияния обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителей различных стран.
- Рассмотреть особенности влияния культуры на принятие решения о покупке в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Глава 6
1.1 Основные факторы, влияющие на поведение потребителей. 6
1.2 Сущность и содержание фактора «культура». 14
2 Глава
2.1 Сравнительный анализ влияния обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителей отдельных стран. 28
2.2 Особенности влияния культурного фактора на принятие решения о покупке российского потребителя. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Соотношение
влияний мужа и жены колеблется в
широких пределах в зависимости
от товарной категории. Жена традиционно
выступает в качестве главного закупщика
для семьи продуктов питания,
хозяйственных мелочей и
Мнение мужа: страхование жизни, автомобили, телевидение.
Мнение жены: стиральные машины, ковры, мебель, за исключением мебели для гостиной, кухонные принадлежности.
Общее решение: мебель для гостиной, проведение отпуска, выбор жилья, развлечения вне дома.
Влияние ситуаций.
Поведение потребителей формируется под влиянием пяти основных ситуационных факторов: физическое окружение (географическое положение, оформление, звуки, запахи, освещение, внешний вид товара), социальное окружение (присутствие или отсутствие других людей в данной ситуации), время (временные характеристики, связанные с моментом покупки), задача потребителя (то, чего человек должен достичь в данной ситуации), предшествующее состояние (настроение или условия, с которыми потребитель входит в ситуацию: беспокойство, приятное расположение духа, количество денег, усталость).
Культурные факторы.
Культура
оказывает важнейшее влияние
на запросы и поведение человека.
Поведение человека во многом зависит
от воспитания. Воспитываясь в обществе,
ребенок воспринимает основные ценности,
модели восприятия, потребности и
стереотипы поведения - в семье и
различных социальных институтах. Для
человека важнейшим обычно являются
следующие ценности: достижение цели
и успех, активная жизненная позиция
и участие в общественной жизни,
работоспособность и
Подробно о факторе культура будет рассказано в пункте 1.2 данной курсовой работы, а пока рассмотрим внутренние факторы влияния на поведение потребителей.
2) Внутренние факторы. К внутренним или ненаблюдаемым факторам, влияющим на поведение потребителя, относятся:
Типы поведения потребителей и представления человека о себе.
Каждый человек обладает уникальным набором личностных характеристик, влияющих на его покупательское поведение. Существует тесная взаимосвязь между личностными переменными и видами поведения потребителей: покупка, выбор средств информации, выбор продукта, риск, отношение. Наиболее удобную классификацию типов личности предложил К. Юнг. Он рассматривал человека, как систему по восприятию и переработке информации, с помощью психических функций ощущения, интуиции, мышления и чувств. Юнг выделил два основных типа восприятия информации - экстравертивный (происходит накопление непереваренного материала извне) и интровертивный (контролирует выбор информации, легче сосредотачивается на главном). Внутри этих групп индивиды отличаются процессами восприятия и переработки информации. В дополнение к экстраверсии и интроверсии Юнг выделил следующие типы: мыслительный - чувствующий, сенсорный - интуитивный. В зависимости от принадлежности к тому или иному психологическому типу, покупатели по-разному ведут себя при принятии решения о покупке. Кроме типа личности маркетологами используется такое понятие, как самовосприятие (представление человека о самом себе). Суть этого понятия заключается в том, что все, чем человек владеет, отражает его индивидуальность и в то же время влияет на нее. Например, основатель и директор лидирующей компании по продаже книг в США считает, что люди покупают книги для поддержания собственного представления о самих себе, а также для того, чтобы заявить о своих вкусах, образовании и культуре.
Персональные ценности.
В
современных маркетинговых
Личные характеристики.
В персональные характеристики, влияющие на поведение потребителя, входят:
-
Возраст. С возрастом
-
Род занятий и экономическое
положение индивида. Определенное
влияние на характер
-
Стиль жизни. Стиль жизни - это
образ жизни человека, включающий
в себя его интересы, мнения, виды
предпочитаемой деятельности. Он
формируется под влиянием как
индивидуальных характеристик
Познавательные процессы.
Ежедневно
потребитель воспринимает огромное
количество информации. Ее воздействие
проявляется в процессах
Мотивация.
Мотивация - это совокупность соображений, интересов, которыми потребитель руководствуется, принимая решение о предпочтительности товара, о целесообразности его потребления.
Основополагающие мотивы:
- Выгода, желание разбогатеть.
- Снижение риска, желание чувствовать себя уверенно.
- Признание, повышение имиджа.
- Свобода, потребность в самостоятельности, независимости.
Мотивация может быть внешней и внутренней.
Внутренняя
мотивация характеризует
Внешняя
мотивация возникает при
Существует множество концепций мотивации человека, я перечислю основные из них: «Психологическая теория мотивации Фрейда»,» «Маслоу и теория иерархии мотивов», «Теория Клейтона Альдерфера», «Теория мотивации Мак - Клелланда», «Теория психологических мотивов Мак - Гира», « Теория двух факторов Герцберга» и т.д.
Перечислив основные, на мой взгляд, факторы внешнего и внутреннего влияния, можно сказать, что они в разной степени влияют на каждого отдельного потребителя, так как любой индивид обладает своими особенностями в плане психологии, характера, предпочтений, вкусов, а так же различий во влиянии извне, таких как влияние семьи, культуры, референтных групп, экономических, климатических и политических факторов. Но все же маркетолог может сгруппировать покупателей по схожим признакам в отдельные сегменты, и строить предложение исходя из их предпочтений и особенностей.
1.2 Сущность и содержание фактора «Культура».
Культура
потребления рассматривает
Для производства и продаж культура потребления становится опознавательным знаком общественного положения, говорящим окружающим на специальном языке, кому мы принадлежим или на кого хотим походить. Чтобы оценить влияние культуры, достаточно просто столкнуться с другой. Каждая культура имеет свои собственные понятия по поводу общепринятого поведения в виде «норм». Влияние культуры прослеживается в различии социальных норм и ценностей, сказывается на том, какие роли играют люди.
Для
того чтобы лучше понять и рассмотреть
культуру в целом, но содержательно
и лаконично, на рисунке 1 представлена
структура культуры потребления.
Рисунок
1: Структура культуры
потребления 3
Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, нормы которой заметно отличаются от господствующей культуры, хотя и не обязательно противоречат ей, называется субкультурой, а субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры - контркультура. Субкультуры и контркультуры - необходимый элемент общества. «Монолитность» культуры, отсутствие в ней субкультур и контркультур, есть признак стагнации развития и предпосылка умирания культуры и общества.
Культура потребления как
Для
человека важнейшим обычно являются
следующие ценности: достижение цели
и успех, активная жизненная позиция
и участие в общественной жизни,
работоспособность и
Информация о работе Влияние обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителя