Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:18, курсовая работа
Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.
Большой недостаток вертикальной интеграции состоит в том, что она замыкает фирму внутри отрасли. Хотя действия компании охватывают большинство этапов отраслевой цепочки ценностей и создают конкурентное преимущество, к такому стратегическому движению следует подходить с осторожностью.
Таким образом, у стратегии вертикальной интеграции могут быть как сильные, так и слабые стороны. Какое направление и какой масштаб интеграции выбрать, зависит от следующего:
Вертикальная интеграция имеет стратегический смысл, только если она усиливает конкурентное преимущество компании за счет сокращения издержек или усиления дифференциации.
Отказ от вертикальной интеграции, если недостатки (увеличение инвестиций, повышенные риски, более сложное и замедленное обновление технологий, меньшая гибкость при внесении изменений в товар) превосходят достоинства (лучшая координация производственных потоков и передача ноу-хау от звена к звену, специализация в технологии, внутренний контроль над всеми операциями, большая экономия на масштабах, приближение производства к продажам и рынку), вполне возможен, хотя существуют пути достижения преимуществ от вертикальной интеграции, позволяющие избежать ее недостатков.
Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с предприятиями, производящими аналогичную продукцию. Это интеграция предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг.
Горизонтальная интеграция позволяет минимизировать упущенную выгоду, а иногда свидетельствует о монопольных устремлениях ее участников.
Горизонтальная интеграция может быть однотипной, то есть состоять из предприятий одного типа, или комбинированной.
Если торговая фирма имеет более десяти магазинов, она считается цепной. Главным признаком, объединяющим цепные супермаркеты, является принадлежность их одному и тому же владельцу; кроме того, все они обычно имеют одинаковый облик и применяют одинаковые методы торговли. Цепные торговые фирмы внесли первое крупное изменение в существовавшую много лет систему товародвижения при торговле продовольственными товарами.
Существует
несколько причин, по которым предприятие
может участвовать в
Горизонтальная
интеграция – стремление получить
своих конкурентов в
Формами горизонтальной интеграции являются:
В
этих случаях некоторые вопросы
интегрированные предприятия
Для характеристики особенностей горизонтальной интеграции необходимо отметить ее роль в экономике. Большинство экономистов отмечают противоречивый характер данного процесса.
С одной стороны, горизонтальная интеграция дает ряд преимуществ:
С другой стороны, горизонтальная интеграция противоречит сущности рыночной экономики:
В
случае, когда отрасль
Стратегия горизонтальной интеграции имеет плюсы и минусы для функционирования предприятия.
Плюсы горизонтальной интеграции
Минусы горизонтальной интеграции
Использование стратегии горизонтальной интеграции позволяет сэкономить в среднесрочной перспективе, а в краткосрочной привести к некоторому спаду производства. Для увеличения доли рынка при подьеме отрасли необходимо использовать стратегии вертикальной интеграции, в противном случае, когда ситуация на рынке стабилизировалась или же рынок на спаде, то использование горизонтальной интеграции приведет к уменьшению издержек в среднесрочной перспективе.
Основная цель интеграции предприятий заключается в приобретении дополнительных конкурентных преимуществ, что позволит реализовать основные стратегические цели:
При использовании данных стратегий предприятие может занять лидирующие позиции в ряде областей: объем продаж, минимизация издержек, качество продукции, новизна, сервис, управленческие технологии.
Лидерство в объемах продаж достигается за счет объединения суммарных выпусков участников объединения. Ввиду аккумулирования опыта лидерство в объемах продаж ведет к лидерству по удельным издержкам.
Минимизации издержек способствует также разделение между участниками объединения затрат на:
Возможность совместного проведения маркетинговых исследований и НИОКР позволяет осваивать передовые технологии и полнее удовлетворять потребности клиентов.
Повышение качества продукции одновременно с сокращением сроков ее обновления замещает ценовую конкуренцию на конкуренцию качества и сервиса, что дает возможность получать большую прибыль на рынках качественной наукоемкой продукции.
Использование
передовых технологий также способствует
лидерству в области
Более быстрое снижение удельных издержек дает возможность за счет снижения цены продаж оттеснить конкурентов, увеличивая тем самым свою долю рынка.
Для успешного управления производством и продажами важен качественный менеджмент, который является очень дорогим — настолько, что одному предприятию может оказаться не по карману пригласить хорошую управленческую команду. После интеграции предприятие имеет средства, чтобы пригласить лучших специалистов, создать из них команду, разработать управленческие технологии, тиражировать управленческие технологии по своим предприятиям.
Управленческая команда, сформированная из специалистов, в состоянии наладить управление ассортиментом продукции, в результате которого: