Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.

Работа содержит 1 файл

сама работа.docx

— 82.84 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Коммерции и маркетинга

Кафедра Маркетинга и рекламы 
 
 
 

Курсовая  работа

по предмету «Стратегический маркетинг в торговле»

На тему: «Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия» 
 
 

  1. Ф. И. О. студента: Федорова Екатерина Валериевна
  2. Специальность: Маркетинг
  3. 5 курс, 53 группа
  4. Ф. И. О. преподавателя: Красюк Ирина Николаевна
 
 
 
 
 
 

Москва 2010 

Содержание. 

 

 

     Введение. 

     Под интеграцией понимается объединение  самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как  на уровне национальных хозяйств, так  и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется  в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении  капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий  экономической деятельности.

     В решении задач устойчивого развития экономики важное место принадлежит  интеграции: она связана с глобализацией  бизнеса, способствует пропорциональному  развитию отраслей и организаций, росту  эффективности их деятельности. Кардинальные изменения, происходящие в системе  социально-экономических отношений  постиндустриального общества, обусловили необходимость глубокого исследования современных тенденций развития торговли потребительскими товарами. В последние годы ее место и  роль принципиально изменились; особо  активизировались в ней процессы интеграции.

     Научные исследования и хозяйственная практика России и зарубежных стран свидетельствуют  о том, что интеграция, осуществляемая с помощью научных методов  управления, способствует развитию и  повышению эффективности как  экономики в целом, так и отдельных  экономических структур.

     На  современном этапе развития экономики  торговля вовлечена в сложные  международные, межрегиональные, межотраслевые  и внутриотраслевые связи, которые  проявляются в развитии интеграционных процессов, концентрации торгового  капитала.

     Рыночные  процессы и конкуренция способствуют развитию интеграции в отрасли, переходу от неорганизованной ее формы к цивилизованным интегрированным структурам. 
 

     Целью настоящей работы служит рассмотреть основные формы интеграционных процессов, их роль в конкурентоспособности предприятия и показать на примере как реализация стратегии интеграции дает предприятию на рынке ряд конкурентных преимуществ.

     Для реализации данной цели необходимо осуществить  выполнение следующих задач:

  1. дать характеристику понятию «интеграция».
  2. раскрыть основные виды интеграций и принципы проведения интеграционных процессов.
  3. рассмотреть подробно основные два вида интеграции, вертикальную и горизонтальную.
  4. оценить роль интеграции в повышении конкурентоспособности предприятия;
  5. на примере компании Интермедсервис рассмотреть, как повлияет вертикальная интеграция на развитие компании и госпитального рынка в целом.

     Вышезаявленные  цель и задачи определили структуру данной работы.

     Первая  глава дает характеристику понятию интеграция, раскрывает подробно две основные формы экономической интеграции: горизонтальная и вертикальная. Также в первой главе показывается, какую роль интеграция играет в повышении конкурентоспособности предприятий.

     Вторая  глава представляет реализацию проведения стратегии интеграции на примере Компании «Интермедсервис». Представляется характеристика предприятия, его основные стратегические цели и результат интеграции.

     В заключение работы представлены выводы с точки зрения соответствия материала поставленным целям и задачам. 

    1. Понятие экономической интеграции. Особенности развития интеграции в России.

     Современное развитие рынка характеризуется  глобализацией бизнеса как на национальном, так и региональном уровне и проявляется в развитии интеграции и интеграционных процессов.

     Термин  «интеграция» (от лат. integrace) означает некую  целостность, структуру, совершенствование. Понятие «интеграция», как и сам процесс интеграции, появилось в 20-х годах ХХ века. Родоначальники «учения об интеграции» – немецкие ученые Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер. Теория и практика интеграции нашли отражение в работах зарубежных и российских ученых: К. Пасса, Б. Лоуза и Л. Дэвиса, Р. Гумерова, И. Курцева, В. Д. Мингалева, А. Л. Пустуева, Е. Е. Румянцевой, О. А. Родионовой, Е. В. Семина, Е. Ф. Сумина, Ю. Якутина и др.

     В отечественной и зарубежной экономической  научной литературе имеются различные толкования термина «интеграция». Нами выделены три основных понятия, характеризующие «интеграцию»: интеграция как форма сотрудничества, интеграция как экономический процесс, интеграция как объединение предприятий.

     Ряд ученых выделяет в системе интеграции интеграционные процессы как основу экономической составляющей интеграции. Интеграционные процессы как рыночная категория носят активный, динамичный характер, имеют свой экономический  механизм – цели, субъекты, объекты, принципы, формы, методы, хозяйственные и правовые.

     Объектом  интеграции является сам интеграционный процесс; он не может существовать без  субъектов интеграции (участников интеграционного  процесса).

     Субъектами  интеграции являются участники интеграционного  процесса, а именно:

  • отдельные хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, холдинги). Это низший уровень субъектов интеграции;
  • уровень руководства государства (высший уровень);
  • интеграционные посредники – международные и внутригосударственные структуры и политические институты.

     Эффективность интеграции определяется как степень  соответствия результатов, проведённых  интеграционных проектов их плановым показателям.

     В рамках процесса интеграции устанавливаются  такие взаимоотношения между  предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение их генеральных  целей. Стремление предприятий к взаимодействию в форме интеграции обусловлено преимуществами, которыми она обладает: снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте, ограничение конкуренции, облегчение диффузии новшеств, снижение издержек.

     Интеграция  является эффективным средством  повышения конкурентоспособности, но интеграционные преобразования во многом зависят от внешних факторов функционирования организации и  специфики отрасли.

     Интеграционные  процессы в России, которые начали активно развиваться с переходом к рыночной экономике, сегодня получили распространение во всех отраслях общественного хозяйства, в том числе в торговле потребительскими товарами. Однако здесь они начались позже, чем в промышленной и банковской сфере, что было обусловлено спецификой торговой деятельности – необходимостью максимального приближения мест продажи товаров к конечным потребителям, наличием большого числа малых торговых предприятий.

     Специфика торговли как отрасли общественного  хозяйства состоит в организации  рынка потребительских товаров, на котором продажа товаров населению  становится предметом хозяйственной  деятельности специальных торговых предприятий, решающих не только экономические, но и социальные задачи.

     Следует отметить, что для России интеграция в торговле не является принципиально новым феноменом. В нашей стране накоплен определенный опыт развития интеграционных процессов. Обобщая теорию и практику торговли потребительскими товарами за период с 1917 г. по настоящее время, можно выделить основные этапы развития интеграции в торговле потребительскими товарами и специфические черты интеграционных процессов в отрасли. Результаты представлены в табл. 1.

     Таблица 1

Характеристика  наиболее значительных периодов в развитии процессов интеграции в торговле потребительскими товарами

Период Характеристика  периода развития торговли Формы интеграции
1917–1929 гг. Установление  власти большевиков; гражданская война; нэп; коллективизация Продразверстка; потребительские кооперативы на селе и в армии, осуществляющие заготовку сельскохозяйственной продукции, реализацию товаров, организацию услуг общественного питания и бытовых услуг; тресты в промышленности, реализующие потребительские товары
1930 г. – июнь 1941 г. Вытеснение  частной торговли; централизация  внутренней и внешней торговли Потребительская кооперация; вертикальная интеграция в государственной торговле; создание оптовых синдикатов
Июль 1941 г. – 1950 гг. Великая Отечественная  война и восстановительный период; карточная система. После войны – реформа денег, цен и торговли Ведомственные распределители; коммерческие предприятия; кооперативы
1951–1965 гг. Отход от излишней централизации в торговле; концентрация сбытового аппарата в Минторге СССР; объединение розничных предприятий в торги; укрупнение кооперативов Вертикальная  интеграция торговли с государством; концентрация в оптовой торговле и потребкооперации
1966–1986 гг. Развитие прогрессивных  форм торговли; специализация предприятий. Внедрение отраслевого принципа управления. Равноправно развиваются три формы торговли Концентрация  и создание крупных универсамов, торгов, контор, трестов и комбинатов. Вертикальная интеграция торговли с общественным питанием. Концентрация продовольственной и непродовольственной торговли; создание торгов; объединений, корпораций; диверсификация на базе развития сервисных услуг
1987–1998 гг. Разгосударствление  собственности, развитие частной торговли. Приватизация в торговле. Реорганизация организационной структуры торговли. Демократизация экономики, децентрализация управления товарными ресурсами, ваучерная приватизация Дезинтеграция в торговле, формирование вертикальных корпоративных структур, интеграция услуг торговли и общественного питания. Распространение акционерных обществ, ассоциаций, торговых объединений
1999 г. –

настоящее время

Быстрое развитие торговли на базе различных форм собственности. Внедрение новых торговых форматов. Усиление отраслевой и межгосударственной конкуренции. Распространение сетевой торговли. Обострение межго- Развитие вертикальной и горизонтальной интеграции. Распространение розничных торговых сетей, диверсификация предприятий торговли и общественного питания. Горизонтальная интеграция – интеграция в рознич-
 

     Особенностью  современного этапа развития экономики  является увеличение интеграционных тенденций  во всех сферах экономики.

     В качестве основных проблем интеграционных процессов в России можно выделить следующие:

  • Отсутствие ясной идеи интеграции организаций. Характер проведения интеграционных процессов в России, как правило, является хаотичным, стихийным и направлен не на решение стратегических проблем, а на реализацию сиюминутной выгоды.
  • Существование больших различий между участниками интеграционных процессов по уровню развития и темпам развития и отсутствие концептуальных моделей их эффективной интеграции.
  • Несоответствие между существующими организационными формами и стадией развития интеграционного процесса. Рассогласованность в протекании процесса интеграции по направлениям и уровням.
  • Недостаточная степень организованности базовых субъектов интеграции: бизнес-сообщества, экспертного сообщества, институтов гражданского общества. Силой, которая может подтолкнуть власть более серьезно отнестись к интеграционному процессу, выступает и бизнес, и гражданское общество

     К факторам, осложняющим интеграцию, препятствующим ее эффективному течению, можно отнести следующие моменты:

  • Незащищенность инвестиций и собственности.
  • Дискриминационный фактор. Существуют моменты дискриминации предпринимателей по национальному признаку; в странах СНГ существует множество барьеров на пути следования товаров и капиталов, их неравноправная конкуренция.
  • Бюрократический произвол.

     Экономическая интеграция в России представляет собой основное направление интеграционных усилий всех субъектов интеграционного процесса, ведущая роль в котором отводится бизнес-сообществу.

     Для того, чтобы интеграционные процессы шли достаточно быстро и эффективно необходимы мотивационные факторы, которые оказывают влияние на действия субъектов интеграции. К  ним относятся: положительное влияние  на величину затрат, укрупнение бизнеса, синергический эффект, уход «под крыло» более крупной и влиятельной компании, решение проблем ресурсного обеспечения, улучшение сбыта продукции, обеспечение стабильности бизнеса через диверсификацию, влияние на местную власть, рост интеллектуального и профессионального потенциала, повышение конкурентоспособности интегрированной компании. 

Информация о работе Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия