Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:18, курсовая работа
Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Коммерции и маркетинга
Кафедра
Маркетинга и рекламы
Курсовая работа
по предмету «Стратегический маркетинг в торговле»
На тему:
«Вертикальная и горизонтальная интеграция
в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности
предприятия»
Москва
2010
Содержание.
Введение.
Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.
В
решении задач устойчивого
Научные исследования и хозяйственная практика России и зарубежных стран свидетельствуют о том, что интеграция, осуществляемая с помощью научных методов управления, способствует развитию и повышению эффективности как экономики в целом, так и отдельных экономических структур.
На современном этапе развития экономики торговля вовлечена в сложные международные, межрегиональные, межотраслевые и внутриотраслевые связи, которые проявляются в развитии интеграционных процессов, концентрации торгового капитала.
Рыночные
процессы и конкуренция способствуют
развитию интеграции в отрасли, переходу
от неорганизованной ее формы к цивилизованным
интегрированным структурам.
Целью настоящей работы служит рассмотреть основные формы интеграционных процессов, их роль в конкурентоспособности предприятия и показать на примере как реализация стратегии интеграции дает предприятию на рынке ряд конкурентных преимуществ.
Для реализации данной цели необходимо осуществить выполнение следующих задач:
Вышезаявленные цель и задачи определили структуру данной работы.
Первая глава дает характеристику понятию интеграция, раскрывает подробно две основные формы экономической интеграции: горизонтальная и вертикальная. Также в первой главе показывается, какую роль интеграция играет в повышении конкурентоспособности предприятий.
Вторая глава представляет реализацию проведения стратегии интеграции на примере Компании «Интермедсервис». Представляется характеристика предприятия, его основные стратегические цели и результат интеграции.
В
заключение работы представлены выводы
с точки зрения соответствия материала
поставленным целям и задачам.
Современное развитие рынка характеризуется глобализацией бизнеса как на национальном, так и региональном уровне и проявляется в развитии интеграции и интеграционных процессов.
Термин «интеграция» (от лат. integrace) означает некую целостность, структуру, совершенствование. Понятие «интеграция», как и сам процесс интеграции, появилось в 20-х годах ХХ века. Родоначальники «учения об интеграции» – немецкие ученые Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер. Теория и практика интеграции нашли отражение в работах зарубежных и российских ученых: К. Пасса, Б. Лоуза и Л. Дэвиса, Р. Гумерова, И. Курцева, В. Д. Мингалева, А. Л. Пустуева, Е. Е. Румянцевой, О. А. Родионовой, Е. В. Семина, Е. Ф. Сумина, Ю. Якутина и др.
В отечественной и зарубежной экономической научной литературе имеются различные толкования термина «интеграция». Нами выделены три основных понятия, характеризующие «интеграцию»: интеграция как форма сотрудничества, интеграция как экономический процесс, интеграция как объединение предприятий.
Ряд ученых выделяет в системе интеграции интеграционные процессы как основу экономической составляющей интеграции. Интеграционные процессы как рыночная категория носят активный, динамичный характер, имеют свой экономический механизм – цели, субъекты, объекты, принципы, формы, методы, хозяйственные и правовые.
Объектом интеграции является сам интеграционный процесс; он не может существовать без субъектов интеграции (участников интеграционного процесса).
Субъектами интеграции являются участники интеграционного процесса, а именно:
Эффективность интеграции определяется как степень соответствия результатов, проведённых интеграционных проектов их плановым показателям.
В рамках процесса интеграции устанавливаются такие взаимоотношения между предприятиями, которые обеспечивают долгосрочное сближение их генеральных целей. Стремление предприятий к взаимодействию в форме интеграции обусловлено преимуществами, которыми она обладает: снижение уровня неопределенности в снабжении и сбыте, ограничение конкуренции, облегчение диффузии новшеств, снижение издержек.
Интеграция
является эффективным средством
повышения
Интеграционные
процессы в России, которые начали
активно развиваться с
Специфика
торговли как отрасли общественного
хозяйства состоит в
Следует отметить, что для России интеграция в торговле не является принципиально новым феноменом. В нашей стране накоплен определенный опыт развития интеграционных процессов. Обобщая теорию и практику торговли потребительскими товарами за период с 1917 г. по настоящее время, можно выделить основные этапы развития интеграции в торговле потребительскими товарами и специфические черты интеграционных процессов в отрасли. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика наиболее значительных периодов в развитии процессов интеграции в торговле потребительскими товарами
Период | Характеристика периода развития торговли | Формы интеграции |
1917–1929 гг. | Установление власти большевиков; гражданская война; нэп; коллективизация | Продразверстка; потребительские кооперативы на селе и в армии, осуществляющие заготовку сельскохозяйственной продукции, реализацию товаров, организацию услуг общественного питания и бытовых услуг; тресты в промышленности, реализующие потребительские товары |
1930 г. – июнь 1941 г. | Вытеснение частной торговли; централизация внутренней и внешней торговли | Потребительская кооперация; вертикальная интеграция в государственной торговле; создание оптовых синдикатов |
Июль 1941 г. – 1950 гг. | Великая Отечественная война и восстановительный период; карточная система. После войны – реформа денег, цен и торговли | Ведомственные распределители; коммерческие предприятия; кооперативы |
1951–1965 гг. | Отход от излишней централизации в торговле; концентрация сбытового аппарата в Минторге СССР; объединение розничных предприятий в торги; укрупнение кооперативов | Вертикальная интеграция торговли с государством; концентрация в оптовой торговле и потребкооперации |
1966–1986 гг. | Развитие прогрессивных форм торговли; специализация предприятий. Внедрение отраслевого принципа управления. Равноправно развиваются три формы торговли | Концентрация и создание крупных универсамов, торгов, контор, трестов и комбинатов. Вертикальная интеграция торговли с общественным питанием. Концентрация продовольственной и непродовольственной торговли; создание торгов; объединений, корпораций; диверсификация на базе развития сервисных услуг |
1987–1998 гг. | Разгосударствление собственности, развитие частной торговли. Приватизация в торговле. Реорганизация организационной структуры торговли. Демократизация экономики, децентрализация управления товарными ресурсами, ваучерная приватизация | Дезинтеграция в торговле, формирование вертикальных корпоративных структур, интеграция услуг торговли и общественного питания. Распространение акционерных обществ, ассоциаций, торговых объединений |
1999
г. –
настоящее время |
Быстрое развитие торговли на базе различных форм собственности. Внедрение новых торговых форматов. Усиление отраслевой и межгосударственной конкуренции. Распространение сетевой торговли. Обострение межго- | Развитие вертикальной и горизонтальной интеграции. Распространение розничных торговых сетей, диверсификация предприятий торговли и общественного питания. Горизонтальная интеграция – интеграция в рознич- |
Особенностью современного этапа развития экономики является увеличение интеграционных тенденций во всех сферах экономики.
В качестве основных проблем интеграционных процессов в России можно выделить следующие:
К
факторам, осложняющим интеграцию,
препятствующим ее эффективному течению,
можно отнести следующие
Экономическая интеграция в России представляет собой основное направление интеграционных усилий всех субъектов интеграционного процесса, ведущая роль в котором отводится бизнес-сообществу.
Для
того, чтобы интеграционные процессы
шли достаточно быстро и эффективно
необходимы мотивационные факторы,
которые оказывают влияние на
действия субъектов интеграции. К
ним относятся: положительное влияние
на величину затрат, укрупнение бизнеса,
синергический эффект, уход «под крыло»
более крупной и влиятельной компании,
решение проблем ресурсного обеспечения,
улучшение сбыта продукции, обеспечение
стабильности бизнеса через диверсификацию,
влияние на местную власть, рост интеллектуального
и профессионального потенциала, повышение
конкурентоспособности интегрированной
компании.