Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.

Работа содержит 1 файл

сама работа.docx

— 82.84 Кб (Скачать)

 

    1. Виды интеграционных процессов и формы интеграции.

     Виды  экономической интеграции существенно  различаются характером интеграционных процессов. Главные из них осуществляются на основе «приобретения» и «слияния». Подробный анализ позволяет охарактеризовать их как сложные и неоднородные процессы (рис. 1).

 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

     Рис.1. Виды интеграционных процессов

     Первый  вид интеграционных процессов –  приобретение – представляет собой  процесс получения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке  в рамках существующих организационных  форм и законодательных норм. В  качестве присоединения рассматривается процесс реорганизации юридического лица. В этом случае одно из объединяющихся предприятий выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.

     Вторым  видом интеграционных процессов  является слияние – процесс объединения двух или более хозяйствующих субъектов (предприятий), в результате которого образуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо). Оно выражается в слиянии форм и активов. Процесс слияния активов осуществляется на базе вновь организованного предприятия с передачей собственниками предприятий-участников в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими предприятиями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних. В процессе слияния форм происходит это переименование укрупненной организации.

     Вышеназванные интеграционные процессы представляют собой корпоративные действия в  крупном бизнесе и являются только частью изучаемых рыночных процессов.

     Важную  роль в экономике играют процессы создания и объединения предприятий, в которых также участвуют  субъекты малого и среднего бизнеса.

     В настоящее время в отечественной  и зарубежной литературе выделяют две  основные формы интеграции – горизонтальную и вертикальную.

     Горизонтальная  интеграция – это процесс объединения  предприятий, действующих в одном секторе. Основной выгодой от подобной интеграции является экономия на издержках производства или продаж. Горизонтальная интеграция способствует реализации достижений научно-технического прогресса и обеспечивает развитие технологической сферы.

     Вертикальная  интеграция – процесс объединения  предприятий, действующих в отраслях с устойчивыми связями «покупатель  – поставщик». Как правило, она  наблюдается, когда промежуточная продукция не является совершенной, либо когда имеется определенный дефицит конкретного вида продукции, либо когда необходим контроль над качеством получаемой продукции и т. п.

     Нами  выделен еще один вид интеграции – смешанная интеграция, существование  которой обусловлено проникновением крупных предприятий одних отраслей в другие, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью. Эта  форма имеет черты как параллельной (концентрированной), так и круговой (конгломератной) интеграции.

     Параллельная (концентрированная) интеграция – объединение  предприятий, уже имеющих определенные связи либо через общие технологии, либо через производство, либо через рынки сбыта, т. е. при этом приобретаемая организация является естественным дополнением к компании-покупателю по линии производства продукции, услуг, по доле на рынке или характеру технологической базы.

     Круговая (конгломератная) интеграция в основном нацелена на достижение сбалансированности всех видов деятельности предприятий, а не на использование только ресурсной, технологической или реализационной базы.

     Итак, в настоящее время в экономической  сфере существуют три формы интеграции: горизонтальная, вертикальная и смешанная (рис. 2).

      Рассмотрим отдельно основные два  вида интеграции.

Рис. 2. Формы  интеграции. 

      1. Понятие вертикальной интеграции. Стратегические преимущества и недостатки.

     Под вертикальной интеграцией понимается укрепление связей между смежными звеньями технологической и распределительно-сбытовой цепочек (или между звеньями цепочек  добавленной стоимости) на базе установления интеграционных связей с предприятием-поставщиком (интеграция вниз) или предприятием - потребителем (интеграция вверх) продукции (услуг) данного предприятия. К вертикальной относится также интеграция производства и сети сбытовых предприятий (точек).

     Отношение ученых-экономистов и практиков  к вертикальной интеграции в целом  неоднозначно. По мнению одних экономистов, рыночные отношения эффективнее  интеграционных, они позволяют автоматически  избавляться от неэффективных звеньев, поддерживают конкурентоспособность  предприятия.

     Вертикальная  интеграция является одной из сложных  форм, она преследует различные хозяйственные  цели и ведет к весьма разнообразным  последствиям и результатам деятельности как положительного, так и отрицательного характера.

     К методам вертикальной интеграции относятся:

     • консолидация - включение интегрируемой  фирмы в основную в качестве подразделения  либо в качестве дочернего предприятия (филиала). Консолидированной в этой связи называется компания, осуществляющая самостоятельное производство более 50% выпуска продукции;

     • группировка - создание группы из интегрируемых  предприятий и основной компании, связанной либо взаимными отношениями  собственности (обмен акциями), либо взаимными управленческими связями (включение в состав совета директоров одного предприятия представителей другого), либо предоставлением различных  услуг (разработка технологии, социально-бытовое  обеспечение, информационно-рекламное  обслуживание и т.д.);

     • франчайзинг - предоставление интегрируемой  компании права пользования торговой маркой, ноу-хау, материально-техническими ресурсами, принадлежащими интегратору;

     • целевая пролонгация - достижение интеграции за счет целенаправленного сознательного  продления срока договоров о  поставке (даже в ущерб рыночной конъюнктуре) с целью формирования долговременных устойчивых интеграционных связей.

     Выделяются  два основных типа стратегий вертикальной интеграции:

  1. Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками.

     Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать  компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень  благоприятные результаты, связанные  с тем, что уменьшится зависимость  от колебания цен на комплектующие  и запросов поставщиков.

     Проведение  данной стратегии уменьшает зависимость  от поставщиков и от колебания  цен на сырье и комплектующие.

  1. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи.

     Данный  тип интеграции очень выгоден, когда  посреднические услуги очень расширяются  или же когда фирма не может  найти посредников с качественным уровнем работы.  

     Рассмотрим  стратегические преимущества вертикальной интеграции.

     Существенной  причиной для инвестирования средств  компании в вертикальную интеграцию является усиление ее конкурентной позиции. Если вертикальная интеграция не приводит к значительному снижению издержек компании или получению дополнительного конкурентного преимущества, она не является стратегически оправданной и нет смысла вкладывать в нее средства.

     Стратегия обратной интеграции приводит к снижению затрат тогда, когда требуемый объем производства настолько велик, что обеспечивает такую же экономию на масштабах производства, как и у поставщиков, или если поставщики работают более эффективно и имеют возможности улучшать свои показатели. Интеграция в направлении поставщиков дает существенные преимущества, когда они имеют значительные прибыли (хорошее значение показателя предельной доходности, т. е. отношение прибыли к объему реализации), когда поставляемые компоненты занимают основную часть в себестоимости конечного продукта и когда необходимые технологические навыки легко освоить.

     Обратная  вертикальная интеграция создает конкурентное преимущество, основанное на дифференциации, когда компания начинает выполнять те действия, которые ранее были ей не свойственны, предлагая лучшее качество конечного продукта/услуги, улучшая уровень обслуживания клиентов или совершенствуя характеристики готовой продукции.

     Подобная  интеграция может также снизить  зависимость компании от поставщиков  важнейших компонентов готовой  продукции или от компаний, предоставляющих  определенные услуги.

     Во  многих отраслях независимые торговые агенты, оптовики и розничные торговцы одновременно продают конкурирующие  продукты. Они не имеют привязанности  ни к одной товарной марке, и основным их мотивом выбора "что продавать" является получение максимальной прибыли.

     Независимость продаж и каналов распределения  может привести к накоплению товарных запасов, частой недогрузке производственных мощностей, что обусловливает в  конечном итоге нестабильность производства и невозможность получения дополнительной экономии.

     В такой ситуации для компании может  быть выгодна и стратегия вперед идущей вертикальной интеграции по направлению  к оптовикам и/или розничным  торговцам, в результате чего создается  сеть связанных обязательствами  дилеров, представляющих продукцию  компании конечному пользователю.

     В то же время в ряде случаев вперед идущая интеграция в деятельность по распределению товаров и проведение прямых продаж конечному пользователю может дать снижение издержек и установление более низких цен для покупателя за счет устранения дорогостоящей традиционной сети распределения.

     Стратегия вертикальной интеграции имеет некоторые существенные недостатки.

     Во-первых, она увеличивает капиталовложения в отрасль, где уже работает компания, повышая тем самым риск, вместо направления финансовых ресурсов в другие, может быть, более доходные сферы.

     Во-вторых, обратная и вперед идущая интеграция ограничивает фирму в отношении свободы выбора поставщиков и потенциально результаты по обслуживанию получателей могут быть ниже.

     В-третьих, вертикальная интеграция приводит к  проблемам, связанным с балансировкой  мощностей на каждом этапе в цепочке  ценностей. Наиболее эффективный объем  производства в каждом звене цепочки  ценностей может не соответствовать  потребностям связанного с ним звена. Полное соответствие в цепочке ценностей, как правило, является исключением. Если возможности внутренних поставок недостаточны для производства, недостающие  компоненты должны быть куплены на стороне. Когда возможности производства в одном из звеньев превышают  потребности другого, излишки должны быть проданы. И если производятся сопутствующие  товары, то также необходимо организовывать их сбыт.

     В-четвертых, интеграция "вперед" или "назад" требует различных навыков и  деловых способностей. Производство, оптовая и розничная торговля - разные сферы бизнеса с различными ключевыми факторами успеха даже в случае, когда товары одни и  те же.

     В-пятых, вертикальная интеграция с производителями  частей и компонентов изделий  может сократить производственную гибкость компании, увеличить время, требуемое для разработки новых  моделей и внедрения их на рынок. Приобретение составляющих у других компаний часто бывает дешевле и  быстрее, чем вертикальная интеграция, что позволяет компании быть более  гибкой и способной легко адаптироваться к быстро меняющимся предпочтениям  покупателей.

Информация о работе Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия