Управление жизненным циклом товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности жизненного цикла товара для выявления возможностей его практического применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие жизненного цикла товара;
- выявить этапы жизненного цикла товара;
- изучить маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара;
- рассмотреть экономическую характеристику ООО «Деликатес-Бира»;
- рассчитать этап жизненного цикла товара ООО «Деликатес – Бира»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты управления жизненным циклом товара………………..5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………….5
1.2 Основные этапы жизненного цикла товара……………………………...6
1.3 Маркетинговые инструменты, применяемы на различных этапах жизненного цикла товара……………………………………………………………19
2 Анализ жизненного цикла товара на примере ООО "Деликатес-Бира"……….25
2.1 Экономическая характеристика ООО "Деликатес-Бира"……………...25
2.2 Расчет этапа ЖЦТ ООО «Деликатес – Бира»…………………………...29
3 Проект рекомендаций по разработке маркетинговых стратегий для продления жизненного цикла товара……………………………………………………………36
Заключение …………………………………………………………………………..42
Список используемой литературы………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 686.00 Кб (Скачать)

     Благодаря общим усилиям менеджеров по продажам и тесной работе с оптовыми покупателями удалось добиться отличного качества колбасных изделий. Уже пять месяцев работает "горячая линия".

     Такой подъём происходит во многом благодаря  удачно выбранным принципам работы: производству только высококачественной продукции, оснащению оборудованием от ведущих производителей из Германии и Австрии, грамотному выбору партнёров и поставщиков, ориентации на массового потребителя и, конечно же, доступным ценам. Характеристики деятельности ООО "Деликатес-Бира" представлены в таблице 2.

     Таблица 2 - Характеристики деятельности ООО "Деликатес-Бира"

     Форма собственности      Общество  с ограниченной ответственностью
Географическое расположение      Еврейская Автономная область, г. Биробиджан:

     Цех по производству мясоколбасных изделий - Бир. шоссе, 10 км

     Сеть  магазинов: ул. Димитрова 19.

     ул. Комсомольская 18. ул. Юбилейная 3, ул. Пионерская 88, Советская 68 и т.д.

Основное  направление деятельности      Производство  и реализация продуктов питания
Экономические связи      Хабаровск, Владивосток, Благовещенск и прочие
Численность персонала      1Дех  - 70 чел. 
 
      
     Сеть  магазинов - 178 чел.
Экспорт продукции      Нет

     Основными задачами ООО "Деликатес-Бира" являются:

     - изготовление мясных продуктов питания (колбас и мясных деликатесов);

     - реализация продуктов питания;

     - организация розничной торговли продуктами питания.

     ООО "Деликатес-Бира" не перестаёт  развиваться, увеличив объёмы производства за последний год на 300%. В ближайшие  планы предприятия входит увеличение объёмов реализации, расширение ассортиментной группы и дистрибьюторской сети, а также открытие новых фирменных магазинов.

       Анализ объема производства включает изучение динамики продукции. Исходные данные для анализа за 2008 и 2009 года приведены в таблице 3.

     Таблица 3 - Анализ ассортимента ООО "Деликатес-Бира" за 2008 и 2009 года

Наименование

продукции

Объем реализации

товарной продукции,

тыс. руб.

Доля  каждой услуги в общем объеме, % Отклонение
 
 
2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. абсол., тыс. руб. Доли

%

Колбасы и копчености 57727 62034.2 51,7 52.3 +4307.2 +0,6
Колбасы вареные 13175,8 12810,1 11,8 10.8 - 365,7 -1.0
. Мясные продукты (деликатесы) 7592,9 8540,1 6,8 7,2 -947,2 +0,4
Полуфабрикаты 11054,4 11979,8 9,9 10,1 +925,4 +0.2
Торговля  алкогольной продукцией 14069,1 14114.8 12.6 11,9 +45.7 -0,7
Организация торговли прочими

продовольственными товарами

8039.5 9133,3 7.2 7,7 +1093,8 +0,5
Общий объем реал. 111659.7 118612,3 100 100 +6852.6 106.22
 

     Как видно из таблицы  в 2009 году общий объем производства и товарооборота, по сравнению с 2008 годом увеличился на 6852,6 тыс. руб., доля изготовления колбас и копченостей возросла с 51,7% до 52,3% от общего объема производства. Несколько изменились доли изготовления отдельных видов изделий. 

     2.2 Расчет этапа ЖЦТ ООО «Деликатес – Бира».

     Определим этап жизненного цикла колбасных изделий и полуфабрикатов по методу Polli – Cook и запишем результаты  в таблицу.

     Для того чтобы определить на каком этапе жизненного цикла находится товар необходимо, во-первых, найти изменение сбыта каждого товара:

     ∆Vвар. = 12810,1 – 13175,8  = - 365,7

     ∆Vкоп. = 62034,2 – 57727 = 4307,2

     ∆Vмяс. = 8540,1 – 7592,9 = 947,2

     ∆Vпол. = 11979,8 – 11054,4 = 925,4.

     Вторым  шагом в данном расчете будет  нахождение средней величины сбыта:

      = -365,7+4307,2+947,2+925,4/4=1453,5.

     Третий  шаг расчета – нахождение стандартной  девиации.

     Стандартная девиация - это среднее квадратичное отклонение от ожидаемой нормы дохода.

   SD = 2/4= 1090,2.

     Четвертый шаг – расчет интервалов для стадий товаров:

     Стадия  роста Vi >  1453,5 +0,5*1090,2; Vi > 1998,6

     Стадия насыщения 1453,5+0,5*1090,2<Vi<1453,5-0,5*1090,2;1998,6<Vi< 908,4

     Стадия  спада Vi < 1453,5+0,5*1090,2; Vi < 908,4.

     И последний шаг – определение  этапа жизненного цикла по рассчитанным показателям.

Показатели  Вареные Копченые  Мясные  продукты (деликатесы) Полуфабрикаты
 
2008
 
2009
 
2008
 
2009
 
2008
 
2009
 
2008
 
2009
Объем реализации по группе товаров  
13175,8
 
12810,1
 
57727
 
62034,2
 
7592,9
 
8540,1
 
11054,4
 
11979,8
Изменение сбыта    
-365,7
   
4307,2
   
947,2
   
925,4
Средняя величина сбыта  
1453,5
Этап  роста Vi > 1998,6   +    
Этап  насыщения

908,4< Vi< 1998,6

    + +
Этап  спада  Vi < 908,4 +      

     Расчет  жизненного цикла товара предприятия  методом Polli – Cook во многом облегчает работу менеджеров, ускоряет процесс принятия решений.

     Из  результатов видно, что вареные  колбасы ООО «Деликатес – Бира»  находятся на этапе спада, копченные, наоборот, на этапе роста, а мясные продукты и полуфабрикаты находятся  на стадии насыщения.

     Анализ  движения мясной продукции предприятия  позволяет видеть, что большинство колбасных изделий находятся на стадии зрелости, требующей значительно большего внимания коммерческих служб к процессу управления жизненным циклом данных товаров.

     На  этапе роста продукта главным  образом для предприятия является всемерное расширение сбыта и  модификация продукта. Темпы роста  продаж самые высокие, поскольку  постоянно возрастает емкость рынка. Рынок становится высокоприбыльным и потому привлекательным для новых фирм-производителей. Норма прибыли возрастает. Потребитель готов платить дополнительно за более чуткое к себе отношение, за более полный учет его нужд и запросов, отраженный в наборе дополнительных услуг, улучшении сервисного обслуживания или комплектации. Цены на продукцию в целом имеют повышательную тенденцию вслед за изменением качественных параметров изделий и услуг.

     На  рынке колбасных изделий, на этапе роста появляются новые сорта, которые отличаются как по вкусовым качествам, так и по другим параметрам (цена, броская упаковка).

     На  этапе зрелости продукта предприятие стремится сохранить свои сравнительные конкурентные преимущества, особенности, соответствующие имиджу своей торговой марки. Темпы роста емкости рынка и соответственно спроса замедляются. Объемы продаж растут стабильно, но невысокими темпами. Проникновение на рынок новых фирм продолжается. Конкуренция достигает максимума. Стратегия маркетинга нацелена на массового потребителя со средними доходами.

     На  данном этапе важно добиться роста потребления существующих товаров, а также направить управление качеством товаров на улучшение их функциональных характеристик (надежность, экономичность и пр.), улучшение свойств (часто путем модернизации), совершенствование дизайна для усиления привлекательности предложения.

     На  этапе спада одновременно сжимается емкость рынка, снижаются объемы продаж и норма прибыли. Здесь на первое место выходит проблема управления ассортиментом. Компании - производителю предстоит принимать решения о судьбе товара.

     Изучение  жизненного цикла продукта является важным элементом его позиционирования на рынке. Зная, какому этапу более всего соответствует продукт, который собирается продвигать на рынке конкретного региона ваше предприятие или фирма, можно более точно рассчитать потенциальную емкость рынка, динамику спроса и возможную долю рынка сбыта, выделить наиболее привлекательные сегменты рынка. Такой анализ поможет понять, что нужно изменить в самом изделии для его успеха на рынке и определить время, отпущенное рынком для его реализации, а значит, можно более уверенно составлять прогнозы сбыта, планы по продвижению продукта.

     Исходя  из выше описанных расчетов, а так же изучив объем продаж продукции ООО «Деликатес – Бира» можно построить матрицу Бостонской консультационной группы (БКГ).

      Задача любого предприятия состоит в том, чтобы сформировать оптимальный товарный ассортимент (портфель), в котором сбалансированы инвестиции и доход фирмы. Для решения этой задачи используют матрицу БКГ. Эта матрица, позволяет определить место товара на рынке (рыночную позицию фирмы) в зависимости от принадлежащей ему относительной доли (отношение доли товара данной фирмы к соответствующей доле основного конкурента) и темпов роста рыночного спроса.

      Матрица имеет 4 сектора: высокие и низкие темпы роста рынка при большой или маленькой доле рынка, принадлежащей данным товарам. В каждом

секторе находятся товары, прозвище которым дано в соответствии с их

нынешним  положением и перспективами.

Построение  матрицы БКГ: 

Наименование

продукции

Объем реализации

товарной продукции,

тыс. руб.

Емкость рынка данной продукции предприятием в 2009г.
 
 
2008 г. 2009 г.  
Колбасы копченые 59727 62034.2 74285,1
Колбасы вареные 13175,8 12810,1 19243,5
Мясные  продукты (деликатесы) 7992,9 8540,1 12422,3
Полуфабрикаты 11054,4 11979,8 15284,2

Информация о работе Управление жизненным циклом товара